Особенность тревожности в ИТ и как она связана с выгоранием

в 13:34, , рубрики: выгорание, развитие, развитие личности, развитие персонала, тревожность, управление командой, управление людьми

Руководители в ИТ часто сталкиваются с проблемой выгорания подчиненных, а сами специалисты с тревожность. Как это связано? Почему в ИТ это встречается настолько часто и что с этим делать - рассказываю в этой статье.

Как формируется тревожность у ИТ специалистов

Ангела Дакворт в своей книге "Твердость характера" определяет ее как основную составляющую успеха практически в любой сфере деятельности. Твердость характера, по мнению автора, заключается в том, что человек не меняет своих целей и не сдается, несмотря на трудности. Однако большая часть ее тестируемых респондентов - студенты и различные обучающиеся.

Именно такими является большинство успешных ИТ специалистов. Большая часть училась на довольно сложных факультетах, с высокими академическими требованиями и сложными предметами. И успешно их окончили. Или же самостоятельно освоили довольно сложные прикладные навыки.

После успешного окончания обучения или прямо в процессе, эти ребята, нацеленные на достижение результата и умеющие работать, попадают в реальный мир работы. Они все также усердно работают, однако как показывает практика в ИТ, этого часто недостаточно. Основные причины, думаю, известны всем, начиная от сгоревших сроков и заканчивая постоянным изменением требований, задач и условий. При этом, критерии оценки качества полученного результата также весьма размыты и туманны. Иными словами, нет абсолютной оценки плохо сделано или хорошо. Есть скорее попадание в "хотелки" заказчика, которые изменчивы.

Итак, ребята, привыкшие работать и знать при этом цель (а в образовании она обычно достаточно точная, конкретная и понятная) попадают в мир, где цель меняется, а часто меняется и требуемый способ ее достижения. В результате типичная реакции - работать больше становится неконструктивной. То есть, человек вынужден постоянно перерабатывать, даже если не в часах, то в объеме усилий за эти часы. При этом, совершенно не обязательно это приведет его к результату.

В результате формируется тревожность, так как не только усилия не приводят к результатам, но и сам образ мышления ставится под сомнение.

Ситуация усугубляется проблемами с ростом, особенно, для тех, кто достиг уровня senior. После него рост становится не только непрозрачным, но и неочевидным. Таким образом, теряются еще и личные цели человека.

Выгорание

Все вышеописанное приводит к выгоранию, то есть к снижению мотивации человека. При этом, согласно Кристине Маслач, выгорание состоит из трех ключевых компонентов:

  • "эмоционального истощения (emotional exhaustion) — чувства обедненного эмоционального реагирования, снижения эмоционального фона, равнодушия;

  • деперсонализации, что в данном случае понимается как негативная, циничная, чрезмерно отстраненная реакция (общение) с другими людьми;

  • редукция профессиональных достижений (reduced personal accomplishment), представляющую собой снижение чувства собственной компетентности и продуктивности" - от себя добавлю, что это вызывает у людей работу защитного механизма и ужесточение позиции "я прав", снижение гибкости мышления.

Простыми словами, люди теряют ориентиры качества собственного труда, профессиональную уверенность в себе, а также вовлеченность в работу и желание общаться в коллективе и команде.

Что же делать, если вы руководитель

Здесь существует два глобальных способа решения проблемы (ретроспективы, особенно формальные, по результатам которых ничего не меняется - не помогают).

Первый способ - финансовый, сотрудники, если они в целом работают нормально, должны понимать, что их зп будет расти (не просто индексироваться) без дополнительных пинков в сторону работодателя. И тут дело не в деньгах, а в ощущении сотрудником, что его ценят и его труд важен.

Второй способ - прозрачные карьерные лестницы, чтобы каждый знал и понимал, что нужно сделать, чтобы повысить свой уровень и как следствие, зп. И главное, фиксирование целей и задач (насколько возможно), положительные отзывы сотрудникам, даже если результаты их труда оказались невостребованными. То есть, создание для сотрудников понимания, что они то цели выполнили, цели изменились - плохо, но это никак не связано с самим сотрудником и с тем, что его ценят и уважают как специалиста.

Что делать, если вы сотрудник

И снова, есть два способа. Зависит от психологического портрета личности.

Во-первых, хвалите себя за каждое, пусть и небольшое, достижение в работе и выполненную задачку. Можно вознаграждать чем-то, хотя бы походом поужинать в хороший ресторан или чем-то приятным лично вам.

Во-вторых, можно проработать с психологом, на что, какой или какие неприятные моменты в прошлом похожа эта ситуация. Чего вы реально боитесь? Какой ваш самый большой страх? И понять, что он не реален. Даже, если вы боитесь, что "застряли" на данной позиции - ищите возможности к дополнительному развитию. Тут, хоть ведение канала, хоть обучение, хоть фриланс, хоть монетизация хобби или вообще новое хобби, дающее параллельное развитие. Главное - нужно иметь личные цели и понимать, как текущая работа способствует их достижению.

Также есть действенные упражнения по снижению тревожности. Если интересно, напишите в комментариях, и я опубликую их в своем ТГ канале (немного не по теме сайта, поэтому публикую отдельно).

И главное, помните, переработки ведут только к снижению продуктивности в будущем. Так можно сделать иногда, но жить в таком режиме нельзя.

Автор: TaniaKhronusova

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js