В связи с ростом популярности Интернета Вещей в последнее время, всё больше компаний, так или иначе относящихся к сфере IT, начинают смотреть в эту сторону: никто не хочет упустить рынок.
Операторы сотовой связи боятся упустить нужный момент больше всех. Тучные годы телекома, когда население только привыкало к использованию мобильной связи и Интернета, прошли, и теперь на рынке количество новых клиентов, у которых раньше не было какого-либо оператора, гораздо меньше. И в этом контексте перспектива появления нового рынка с устройствами вместо людей крайне радует операторов. Но, как это обычно бывает, не всё так просто.
Предпосылки
На самом деле, IoT — явление не такое уж и новое. О нём много говорят именно в последние год-два, но компании, которые так или иначе относятся к этому рынку (операторы связи, производители различного оборудования, интеграторы, организации, занимающиеся описанием стандартов в связи), работают с Интернетом вещей в том или ином виде уже давно.
Операторы мобильной связи начали свой путь к Интернету вещей, когда это казалось ещё отдалённой перспективой, концепцией. Постепенно появился спрос на тарифы, у которых была либо помегабайтная оплата, либо включён минимальный пакет трафика, а также доступна функция CSD (circuit switched data, передача данных по коммутируемому каналу, иными словами, аналогично модему). Сначала это были в основном банки, которым нужно было подключать или резервировать подключение банкоматов. Но со временем стали появляться запросы и со стороны других компаний, а иногда даже и физических лиц.
Создание нового тарифного плана в структуре оператора сотовой связи — далеко не такая простая задача, как могло бы показаться, поэтому появление выделенных тарифов для специфической группы потребителей уже говорит о том, что этих потребителей достаточно много для того, чтобы оператор обратил на них внимание, проанализировал ситуацию, увидел перспективы в развитии этого направления и вложил в это свои ресурсы. Этот момент, по времени примерно совпавший с появлением 3G, можно считать началом работы российских операторов на рынке М2М (machine-to-machine, межмашинное взаимодействие, не вдаваясь в подробности — синоним IoT, принятый в некоторых, в том числе операторских, кругах).
М2М: начало
В момент появления тарифов для нового сегмента, IoT по-прежнему оставался концепцией, а трафик с подключённых устройств называли по-разному: телематика, телеметрия, М2М. Многие устройства использовали для обмена информацией SMS и CSD вместо привычного сейчас GPRS. Но всё поменялось с распространением 3G. Стала заметно уменьшаться стоимость одного мегабайта, а пакетная передача данных на доступных в сетях 3G скоростях сделала возможным подключение разного типа устройств, которые было нецелесообразно использовать в существовавших ранее условиях. К тому же, что не менее важно, в это время начали активно развиваться технологии производства самих устройств, которые стали разнообразнее и дешевле.
Некоторые участники рынка уже в этот период стали задаваться вопросом, что же будет востребовано на рынке в связи с этими изменениями. Идей, как всегда, было много, многие из них так и остались идеями или в итоге прогорели, но одна из них была гениальна тем, что её можно было продавать не отдельным людям, которым сложновато донести ценность подключенных устройств, или даже компаниям какой-то узкой сферы деятельности, не имеющим отношения к ИТ, а таким крупным «рыбам», как операторы сотовой связи, которые видят в этом направлении развитие своего бизнеса и как раз сами находятся в поиске какого-то решения.
Смысл этой идеи состоит в очевидном предположении, что значительная доля подключенных к Интернету вещей устройств будет подключаться посредством сетей мобильных операторов. Модель управления такими устройствами будет заметно отличаться от модели управления профилем стандартного абонента: у каждого человека, как правило, есть своя сим-карта, тарифный план и счёт, которые управляются через личный кабинет на сайте, в офисе, по звонку или через приложение, в то время как число подключенных устройств корпоративного клиента оператора может достигать сотен тысяч, и управляться они будут небольшой группой администраторов. Операторы поверили в эту идею, и на рынке стали появляться так называемые CMP, Connectivity Management Platform, платформы управления подключениями, или, в российском обиходе, М2М платформы.
М2М платформы в России
В России М2М платформы у операторов сотовой связи начали появляться в 2010 году, пионером здесь был Билайн с решением «Центр Управления М2М» от компании Jasper Wireless. Следом, в 2011 году был МТС с «М2М Менеджером», и в 2014 году к ним присоединился Мегафон с «М2М Мониторингом» российского производства (Петер-сервис). Эти решения имеют ряд отличий в деталях, и их сравнение — это тема для отдельной статьи, но в целом они служат общей цели: с их помощью администраторы клиентов операторов могут массово (в том числе автоматизировано) управлять большим количеством сим-карт. Им доступны возможности по блокировке и разблокировке как сим-карт в целом, так и отдельных сервисов, удалённая перезагрузка, средства диагностики подключений, оповещения или действия в случае наступления каких-либо событий, а также масса возможностей по аналитике работы этих устройств и минимизации затрат на связь. Производители этих платформ постоянно добавляют новый функционал, например, определение местоположения сим-карты по базовым станциям или мониторинг состояния канала. Также, у этих платформ обычно имеется API, который позволяет получить посредством запросов большую часть тех же данных, которые доступны через веб-интерфейс. Благодаря API, клиенты операторов могут интегрировать платформу со своими системами и использовать в них данные о состоянии подключений.
Данные о количестве активных подключенных к М2М платформам сим-карт разнятся. Сами операторы эти данные не раскрывают, но если проанализировать разные источники и округлить, то в среднем получится, что в России их порядка 10 миллионов. В это число, кстати, не входят подключенные устройства, которые не используют платформы. Много это или мало? Вопрос непростой, и он скорее относится не к деятельности операторов, а к особенностям экономики нашей страны. В каких-то сферах нет интереса к технологиям вообще, хотя они могли бы помочь, где-то в них нет весомой экономической выгоды, где-то наоборот, благодаря влиянию государства, есть большой спрос, а где-то просто нет потребности в платформе от оператора. В любом случае, можно быть уверенными, что операторы при возможности своего не упустят. И все-таки, с учётом популярности в последние годы темы IoT и прогнозах о миллиардных значениях числа подключений, количество в 10 миллионов (а ведь рынок уже почти 10 лет развивается) кажется довольно небольшим. С чем это может быть связано?
«Вертикальные решения»
Этим же вопросом задаются и операторы, которые на волне популярности Интернета вещей год за годом ждут, что вот-вот начнётся взрывной рост числа подключений, а он всё не наступает. Популярная сейчас причина, которая объясняет всё происходящее, заключается в том, что компании, которая захочет внедрить у себя технологии с подключенными устройствами и получить от этого какую-то выгоду, на самом деле нужно сделать довольно много усилий, и многие (а речь идёт, в том числе о таких традиционных сферах, как сельское хозяйство или ЖКХ, для которых ИТ — совсем не профильное дело) просто боятся или ленятся в это ввязываться. Ведь, помимо непосредственно устройств и обеспечения связи для них, требуется ещё эти устройства как-то установить и обслуживать, а собранные с них данные как-то обрабатывать. Во всей этой цепочке, которую сейчас называют «вертикальным решением», доля оператора связи (как по сложности, так и по выручке) вместе с М2М платформой — процентов 10-20. Какому-нибудь условному фермеру гораздо сложнее найти датчик для почвы и правильно обработать его данные, чем найти оператора с сим-картой.
«Вертикальные» или «коробочные» решения в данном случае довольно сложно сделать: в разных сферах устройства и данные с них очень сильно отличаются. Более того, поставщиком этого решения не обязательно должен быть оператор связи, доля участия которого в «вертикали» самая маленькая. Но тем не менее, в этом есть перспектива, и операторы на неё надеются. Есть даже несколько существующих примеров: уже несколько лет операторы активно продают решения в сфере мониторинга транспорта, было несколько попыток зайти на рынок «умных домов», периодически в новостях проскакивают заголовки о новых решениях в сфере ЖКХ от Мегафона и сотрудничестве МТС c Redmond.
Технологические перспективы
Пока основной задачей операторов сотовой связи остаётся продажа сим-карт и попытки придумать что-то новое, производители различного оборудования и разработчики новых стандартов связи занимаются своей работой и в ближайшее время мы увидим в действии целый ряд новых технологий:
- 5G. Мы привыкли, что каждое новое поколение стандартов мобильной передачи данных несёт нам увеличение пропускной способности. С каждым годом разговоров про новое поколение всё больше и больше (хотя в России мы всё ещё даже не начали передавать голос в рамках 4G), но у нового поколения будет важная особенность: помимо традиционного увеличения пропускной способности, эти стандарты подразумевают активное развитие Интернета вещей;
- С каждым годом человечеству удаётся увеличивать ёмкость автономных источников электропитания при сохранении их размеров. А это означает широкое распространение, например, носимой электроники в ближайшей перспективе и невероятные возможности в будущем;
- LPWAN. Важное дополнение к предыдущему пункту — технологии Low Power WAN, разрабатываемые специально для IoT. Сейчас существует несколько разных стандартов, объединяемых общей целью — максимально сократить затраты на электропитание при передаче устройством небольших объёмов информации. Эти стандарты можно поделить на две группы: предоставляемые операторами сотовой связи в рамках лицензируемых частот и стандарты, которые, как Wi-Fi, можно использовать в нелицензируемых частотах кем угодно. К этой второй группе с интересам присматриваются самые разные игроки ИТ рынка, которые ранее в подавляющем большинстве случаев вынуждены были обращаться к услугам операторов сотовой связи: интеграторы, производители оборудования, операторы фиксированной связи и другие.
Как видно, задач по развитию своих сетей у операторов сотовой связи непочатый край, и будущее несёт для них как массу новых возможностей, так и новых конкурентов. Очень интересно, какую в итоге нишу займут на этом рынке операторы: будут ли они просто предоставлять постоянно дешевеющие услуги связи, или же возглавят процесс внедрения инноваций в нашу жизнь. Очевидно одно, наша повседневная жизнь постепенно будет меняться с развитием этих технологий. Надеюсь, в лучшую сторону.
Автор: SergeyMats