Консоль управления эсминца USS John S. McCain (иллюстрация из отчёта ВМС США)
1 ноября 2017 года специальная комиссия ВМС США опубликовала многостраничный отчёт о столкновениях эскадренных миноносцев с управляемым ракетным оружием USS Fitzgerald (DDG-62) и USS John S. McCain (DDG-56) летом нынешнего года.
Инцидент с USS John S. McCain случился 21 августа. Он стал четвёртым столкновением с участием судов ВМС США в этом году, и привёл к гибели десяти моряков. Проведённое расследование показало, что обоих столкновений можно было избежать. А в случае с USS John S. McCain эксперты признали, что «свою роль определённо сыграл пользовательский интерфейс центральной системы навигации и управления на мостике». Хотя основная часть вины лежит на недостаточной подготовке экипажа, но интерфейс объективно признали слишком сложным и запутанным.
Как сказано в отчёте, в 5:19 по местному времени капитан эсминца коммандер Альфредо Санчес «заметил, что рулевой испытывает сложности с удержанием курса корабля, одновременно управляя дросселями для изменения скорости».
Увидев, что рулевой одновременно выполняет две задачи, коммандер приказал разделить работу на два наблюдательных поста. Второй находится прямо рядом с позицией рулевого, который стоит перед центральной системой навигации и управления. Диспозиция показана на схеме внизу, здесь второй пост обозначен как Lee Helm («левый руль»).
Схема мостика эсминца USS John S. McCain (иллюстрация из отчёта ВМС США)
Коммандер Санчес распорядился, чтобы рулевое управление выполнялось с прежнего поста, а дросселирование — с другого. Это не потому что рулевое колесо есть только на центральном посту, а дросселировать можно и на втором. Нет, на эсминце всё компьютеризировано: и рулить, и изменять скорость можно трекболами, в то время как результат манипуляций демонстрируется на компьютерных экранах каждого из постов. То есть управлять кораблём можно одновременно с двух постов.
И вот здесь случился инцидент. Вместо того, чтобы передать на соседний пост только дросселирование, рулевой случайно передал туда всё управление эсминцем. Когда это произошло, руль корабля автоматически переместился в положение по умолчанию (то есть центральное, миделевое). Не зная этого, рулевой слегка повернул руль вправо, чтобы удержать курс в течении Сингапурского пролива. Но в реальности действие рулевого привело к тому, что корабль сошёл с курса. Никто не мог понять, почему это произошло.
Пока команда USS John S. McCain пыталась выяснить, по какой причине судно сбилось с курса, эсминец повернул и врезался в Alnic MC (иллюстрация из отчёта ВМС США)
В отчёте указано, что передача рулевого управления на пост Lee Helm прошла незамеченной для экипажа, а неожиданная смена курса эсминца вызвала всеобщее смятение. Все решили, что корабль потерял рулевое управление. Началась сумятица, в ходе которой коммандер Санчес и особенно экипаж потеряли контроль над происходящим и начали делать глупые ошибки.
Поскольку все думали, что рулевое управление потеряно, коммандер Санчес приказал замедлить двигатели, но левый рулевой (с поста Lee Helm, куда перешло управление двигателями) прикрыл не все, а только одну (левую) дроссельную заслонку, поскольку отображение на экранах на консолях к этому времени не «спарилось» (не связалось) в результате полной передачи управления на левый пост. Эсминец вышел на курс столкновения с транспортным судном для перевозки химической продукции Alnic MC под флагом Либерии.
Через три минуты рулевое управление удалось восстановить с кормовой рулевой колонки, но было уже поздно и примерно в 5:24 суда столкнулись. Ни одно из них не подало стандартный сигнал опасности перед столкновением, а Alnic MC даже не попытался изменить курс.
Эсминец USS Fitzgerald (DDG-62) после столкновения с торговым судном 21 августа 2017 года
Последствия столкновения хорошо известны из прессы: десять моряков погибли, пять получили ранения. Капитан коммандер Альфредо Санчес и старший офицер коммандер Джесси Санчес освобождены от обязанностей 11 октября по решению вице-адмирала Фила Сойера, командующего Седьмым флотом. Обоих отстранили в связи с утратой доверия.
Столь странное стечение обстоятельств — столкновения эсминцев одного класса с гражданскими судами и гибель моряков в обоих случаях — вызвала массу кривотолков. В первое время высказывались версии о кибератаки на компьютерную систему управления эсминцами или о спуфинге GPS злоумышленниками
Но расследование показало, что никакой кибератаки не было. Всё дело в плохой подготовке матросов, недостаточном количестве тренингов и запутанном интерфейсе центральной системы навигации и управления на мостике.
Автор: Анатолий Ализар