В посте про правовое регулирование дронов меня заинтересовал вопрос @vinny496 про то, каким образом в РФ регулируется модельное ракетостроение. В этом посте я представляю результаты небольшого правового расследования на эту тему.
В начале, тем не менее, стоит отметить, что в России регулированию такого хобби посвящено очень мало правовых актов. С одной стороны, ракетомоделизм не запрещен законом. Более того, по всей стране действуют десятки клубов ракетчиков, работает Федерация ракетомодельного спорта, организуются соревнования, в том числе Всероссийские соревнования по ракетомоделизму, проводимые в Пермском крае.
С другой стороны, на форумах ракетомоделистов люди постоянно задаются вопросами о легальности самостоятельных пусков ракет и правовых рисках этого хобби, отдельных лиц даже привлекают к уголовной ответственности за изготовление топлива для моделей ракет. Нигде нет четкого и понятного закона или правил, относящихся к ракетчикам-любителям.
Такая ситуация отличается от США, где ракетомоделизм более институционализирован и вопросы изготовления топлива для ракет и их запуска регулируются федеральным законодательством, а также изложены в справочниках Национальной ассоциации ракетомоделизма.
Этот пост представляет собой попытку разобраться в требованиях закона и установить границы легальности этого захватывающего хобби.
Требования к ракете
Вся суть сабжа, естественно, заключается в ракете: разработке ее конструкции,
материалах, аэродинамике и прочих технических характеристиках. В России
ракетомоделизм «обитает» только в одной категории правовых актов – приказах
Министерства спорта РФ. Именно здесь можно найти единственную правовою
информацию о нем, а именно – о требованиях к любительским ракетам.
В данном случае нас интересует Приказ Минспорта от 01.02.2018 г. №74 «Об утверждении правил вида спорта «Авиамодельный спорт». Если речь идет о том, что отнести к любительской модели ракеты, а что к запрещенному снаряду, то правильнее всего ориентироваться именно на него.
Если цитировать Минспорта дословно, то модель ракеты – это…
«… модель, изготовленная в основном из неметаллических материалов,
поднимающаяся в воздух без использования аэродинамических подъемных сил
для преодоления силы тяжести, приводимая в движение ракетным
двигателем(ями) с использованием вертикального или почти вертикального
свободного баллистического взлёта в конусе с углом 60°, ориентированном
вертикально на стартовом устройстве (далее в конусе 60°) и включающая в
себя устройства для безопасного возвращения на землю в состоянии,
позволяющем ее повторное использование »
.
Другим словами, чтобы ракета считалась легальной, она должна соответствовать
следующим общим критериям:
- Большая часть ее корпуса состоит из неметаллических материалов: рекомендуется
использовать дерево, бумагу, резину или стеклопластик, полипропилен и другой
разрушаемый пластик. Запрещено делать из металла головной обтекатель, корпус,
оперение… и в принципе включать в конструкцию тяжелые металлические детали,
которые при падении ракеты могут пробить чью-то крышу или голову. В идеале во
избежание неоднозначных ситуаций лучше вообще отказаться от металла. - Ракета поднимается в воздух исключительно за счет ракетной тяги без использования
подъемной силы воздуха. - Ракета запускается в вертикальном положении, угол запуска модели к горизонту должен быть не менее 60°.
- Конструкция включает в себя устройство безопасного возвращения и предполагает повторное использование. Обычно это обеспечивается посредством внедрения системы выброса парашютов.
Требования к параметрам ракеты
Максимальный стартовый вес (включая вес двигателя) – не более 11 500 г.
В момент запуска топлива в двигателях должно содержаться на более 200 г.
Суммарный импульс всех двигателей в момент запуска – не более 160 Ньютонов /cек.
Суммарный импульс нижней ступени должен быть равен или больше суммарного импульса последующей верхней ступени. Это же правило касается тяги, но не распространяется на боковые ускорители.
Длина корпуса – от 500 мм. до 1 100 мм.
Диаметр корпуса – от 40 мм. до 80 мм.
Требования к конструкции
Не более трех ступеней с двигателями (части, отделяющиеся в полете, но не оснащенные двигателями не считаются).
Двигатель должен работать на твердом топливе (например, популярном среди моделистов карамельном топливе).
Параллельно с двигателем могут использоваться замедлители или вышибные заряды.
Ракета может быть радиоуправляемой.
Конечно, все указанное выше – требования к спортивным моделям, применяемые на соревнованиях. Но соответствие им самодельной ракеты при возникновении правовых вопросов всегда будет говорить в пользу того, что снаряд не неведомая потенциально опасная вещь, а легальная модель.
Требования к запуску
Итак, с разрешенными параметрами ракеты мы определились. Следующий важный вопрос – запуск.
Здесь все намного сложнее. Приказ Минспорта от 01.02.2018 г. №74 регулирует правила запуска моделей только в рамках проведения соревнований по авиамоделизму. То есть в рамках турниров или на специальных полигонах ДОСААФ, арендуемых кружками ракетомоделистов, единственным ограничением запуска ракеты могут быть только правила самих соревнований и полигона.
Всё, оставшееся за пределами спортивных состязаний ракетомоделистов, лишено специальных правил – что является ощутимым пробелом. Во-первых, не каждый любитель моделирования ракет жаждет принять участие в официальных запусках. Во-вторых, даже если ракетомоделист «заточен» под соревнования, ему необходима возможность осуществлять пробные запуски и по их результатам вносить изменения в конструкцию, которую он планирует использовать на спортивном турнире.
Здесь остается ориентироваться лишь на общие нормы об использовании воздушного пространства, применение которых к ракетам зависит от того, к какому типу воздушных аппаратов их следует гипотетически отнести.
Первый кандидат – это воздушные суда. Для них предусмотрено самое подробное регулирование, к ним относятся, в т.ч. дроны и аэростаты. В соответствии с ч. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ воздушное судно – это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом.
Ракета же выводится в атмосферу за счет собственной реактивной тяги без использования воздуха из окружающей среды. Да, каждая её ступень в итоге должна опускаться на землю при помощи парашютов, однако этот период запуска сложно назвать активным периодом полета ракеты – с таким же успехом в воздушные суда можно записать парашютистов.
Вывод о том, что ракета не относится к воздушным судам подтверждается и специальной литературой по данной теме (см., например, Ильин Н. Н. Авиационно-техническая экспертиза при расследовании преступлений // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. №4). А это значит, что к ракетам не применяются правила, касающиеся воздушных судов, в т.ч. относительно регистрации, постановки ракеты на учет и согласования плана полета (хорошая новость).
Как ни странно, наиболее близкой к любительским ракетам по характеристикам является категория салютов и фейерверков (за неимением в законе более точного определения). Есть вертикальный подъем и использование для взлета исключительно взрывной тяги? Есть. Такой логикой и будет, скорее всего, руководствоваться правоприменитель.
При такой логике к ракетам применяется п. 56 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 №138, в соответствии с которым:
«использование воздушного пространства при проведении салютов и
фейерверков высотой более 50 метров или же в границах воздушных подходов вне зависимости от высоты осуществляется с разрешения оперативного органа Единой системы организации воздушного движения»
.
Единая система ОрВП, о которой идет речь в представленном отрывке, представляет
собой сеть диспетчерских пунктов по контролю воздушного движения, а под воздушными
проходами подразумеваются границы заходов на посадку аэропортов, диспетчерские
зоны, территории вертолетных площадок. Не стоит забывать также про запрещенные
зоны, воздушное пространство над которыми закрыто для всех гражданских запусков –
военные полигоны, электростанции, города.
Таким образом, если расчетная высота полета ракеты меньше или равна 50 метрам
(примерно 15-этажное здание) и ее запуск планируется осуществить вне воздушных
коридоров, т.е. не мешать воздушным судам, то обязанности уведомлять о запуске нет.
В противном случае по-хорошему запуск придется согласовывать с властями, а именно
направлять заявку в зональный центр единой системы ОрВП, прикладывая к ней
огромное количество документов относительно конструкции устройства, соблюдения
правил безопасности, расчетных величин высоты и траектории. Успешность этой затеи
будет крайне маловероятна.
Правовые риски
Стоит отметить, что топливо – самый проблемный и самый рисковый момент в
ракетомоделизме. Изготовление твердого топлива самостоятельно (в т.ч. карамельного)
формально подпадает под ст. 223.1 УК РФ «Незаконное изготовление взрывчатых
веществ», так как твердое ракетное топливо отнесено к взрывчатым веществам
(Постановление Пленума ВС РФ от 12.03.2002 №5).
Состав данной статьи формальный – это означает, что для привлечения к
ответственности достаточно самого факта изготовления взрывчатого вещества, и не
важно, в каких благих целях оно осуществлялось. Более того, эксперты-криминалисты,
которые будут оценивать степень опасности таких составов, скорее всего в силу загрузки
пойдут по пути наименьшего сопротивления, признав смесь опасной и не вдаваясь в
споры относительно легальности и безвредности карамельного топлива.
Поэтому лучше всего покупать топливо или готовые модели в сертифицированных
магазинах, сохраняя чеки о покупке на длительный срок (редкость таких магазинов и
проблемы импорта – отдельный проблемный вопрос).
К запуску ракеты вне полигонов ракетомоделистов и за рамками соревнований также
нужно относиться ответственно. Если любитель несогласованного запуска ракет на
высоту выше 50 метров будет обнаружен органами правопорядка, ему светит
административная ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ в размере от 30 тыс. до 50 тыс.
руб.
Более того, если в результате запуска ракеты будет причинен тяжкий вред здоровью
людей или серьезный ущерб имуществу, ракетомоделист может «попасть» на ст. 271.1
УК РФ «Нарушение правил использования воздушного пространства» (до 5 лет лишения
свободы) и быть обязанным судом погасить весь причиненный материальный вред.
В связи с этим, при самостоятельном запуске стоит избегать тех мест, где сохраняется
гипотетическая опасность причинения вреда людям или имуществу – вблизи дорог, ЛЭП,
недалеко от зданий или поселений, над массовыми скоплениями людей и т.д.
Краткие рекомендации
- Строим ракету в соответствии с требованиями Минспорта.
- Не изготавливаем топливо самостоятельно (даже если речь идет о пороховых
ракетах). Покупаем топливо отдельно или в комплекте с готовым конструктором модели в
специализированных магазинах с сохранением чека. - Запуск осуществляем либо в рамках специальных зон, предназначенных для
авиамоделизма (территории, на которых проводятся соревнования или которые
прикреплены к клубам авиамоделистов – обычно эти поля связаны с ДОСААФ), либо
вдали от населенных пунктов, аэропортов, запретных зон, дорог, ЛЭП. - Не рекомендуется осуществлять самостоятельно вне полигонов запуск ракет на
высоту выше 50 метров. Однако если хочется, можно попытаться подать заявку на запуск
в зональный центр единой системы ОрВП. Например, для запуска в Московской области
таким будет являться Московский зональный центр МЦАУВД по адресу г. Москва, ул.
Большая Внуковская, д. 2А, стр. 1. Одобрение заявки никто не гарантирует.
Автор: Анатолий Зазулин