Вчера глава «Поиска» Андрей Стыскин рассказал о важном моменте в развитии самого известного продукта Яндекса:
К Яндексу [присоединилась команда TheQuestion Тони Самсоновой]. Знания и опыт сообщества экспертов сервиса в сочетании с нашими наработками и технологиями позволят людям получать ответы на самые разные вопросы, даже если в интернете недостаточно информации по ним. В недавнем обновлении поиска «Андромеда» мы добавили возможность быстро получать экспертные ответы в поиске. И мы видим, как растёт интерес к быстрым и качественным ответам прямо в выдаче Яндекса и в диалогах с Алисой. Команда TheQuestion зарекомендовала себя как команда отличных профессионалов и то, что они присоединяются к Яндексу, — это важный момент в развитии нашего продукта.
Нынешний «момент» последовал за рядом схожих моментальных экспериментов или состоявшихся проектов Яндекса — «КиноПоиска», «Маркета», «Музыки», «Дзена». В них Яндекс предпочитает оставить читателя, слушателя, зрителя, покупателя — внутри собственной экосистемы, но не работать генератором посещений для независимых от Яндекса сервисов.
Roem.ru отвечает на вопросы о слиянии TheQuestion и «Яндекса»
Трафик — всё
В феврале 2019 года читатели «Роем!» заметили: ссылки на собственный магазин Яндекса «Беру!» иногда заменяют ссылку на поисковую систему «Маркет». Совместный со «Сбером» e-commerce проект «Беру!», даже на старте, основатели сразу оценили приблизительно в миллиард долларов, десятую часть всего «Яндекса». Позднее руководитель e-commerce проекта объяснил, что однажды «Беру!» может вытеснить очень доходный поисковый «Маркет». Эксперимент по вытеснению проведён.
Одновременно выяснилось, что фильмы из собственного кинотеатра, из «КиноПоиска», заменяют на большом Яндексе, привычные ранее ссылки на те же фильмы в сторонних кинотеатрах (чаще в пиратских, именно такие были наиболее популярны и выдавались поисковым Яндексом выше и удобнее, чем копии фильмов на собственном «Кинопоиске» Яндекса).
Кроме пары свежих экспериментов можно вспомнить судьбу состоявшихся проектов. Например эволюцию успешной Яндекс.Музыки. Первые версии этого музыкального сервиса, курировшегося лично Аркадием Волжем, сооснователем Яндекса, раздавали трафик сторонним сайтам. Известная и успешная сегодня «Музыка» — сама владеет лицензией на записи, и сама воспроизводит их слушателям.
Аналогична эволюция «КиноПоиска». В истории проекта была провальная попытка раздавать трафик на коллекцию фильмов кинотеатров-партнёров (так называемый «Маркет для фильмов»), списанные затраты и перезапуск. В обновлённом формате правами на воспроизведение фильмов владеют структуры Яндекса. Для воспроизведения найденного фильма, в результатах поиска не требуется даже нажимать «Пуск». Яндекс любезно начинает показ найденного фильма сам, на собственной странице:
Четыре года назад первые версии Яндекс.Дзена раздавали посетителей независимым сайтом. Известный сейчас «Дзен» регулярно призывает авторов публиковаться непосредственно внутри «Дзена». Интересно, что читатели косвенно поддержали эволюцию — «Дзен» вошёл в число лучших приложений магазина Google Play за 2018 год по версии рядовых российских пользователей.
А в топ-рунета по данным Mediascope за 2018 год вошёл fb.ru. Это контент-ферма на трафике Яндекса. Большинство текстов сайта составлены так, чтобы они отвечали на популярные запросы в поисковиках.
По статистике Яндекс.Радара лидирующими интернет-проектами Рунета сейчас являются такие площадки, как: ВКонтакте, Одноклассники, Mail.ru (занимается, в частности, «Ответами Mail.ru», это прямой конкурент TheQuestion и «Знатоков» Яндекса), YouTube, Google, Яндекс.Видео, Instagram, объявления Avito, «Дзен», Facebook. Почти у всех перечисленных есть одно общее, неприятное для поисковой компании свойство — «клейкость».
Обитатель соцсети или зритель видео, может открыть сайт из рейтинга утром, полноценно провести на нём весь день и закрыть браузер вечером. За сутки такому человеку ни разу не потребуется покинуть любимую площадку и воспользоваться поиском.
«Музыку», «КиноПоиск», «Дзен» и даже «Беру!» c «Маркетом» связывает рекомендательная система Яндекса, а не только и не столько поисковая машина. У рекомендаций есть две разновидности, автоматическая — однако развитие робота пока упёрлось в очередной технологический «потолок», и «человеческая». В последней разновидности системы фильм описывают не роботы, а зрители. Аналогичная ситуация в «Маркете». С 2018 года Яндекс приглашает писать про товары их рядовых владельцев. После того, как площадка сделала ставку на знания покупателей, глава площадки рассказала почему: «зашкаливают цифры продаж через соцсети», по рекомендациям знатоков.
P. S. Журналистка «Эха» Тоня Самсонова запустила TheQuestion весной 2014 года. Меньше года TheQuestion рассматривался владелицей, как новостной сервис, который ищет ответы на вопросы, недостаточно освещённые традиционными СМИ, как альтернативное издание нового типа — самые заинтересованые читатели спрашивают, а все желающие читают ответы зарегистрированных экспертов на актуальные вопросы момента, не исключая политических. Достаточно быстро Самсонова уточнила концепцию и в публикациях появилась заметная доля вопросов-ответов о быте, о естественных науках и других жизненных обстоятельствах из серии «вечные».
Весной 2016 «Яндекс» добавлял на свои страницы ответы из TheQuestion на неоднозначные вопросы, прямого ответа на которые поисковик найти не мог по его собственной оценке. 3 года назад Яндекс относил к подобным, например, следующие вопросы: «бывают ли сны вещими», «можно ли заболеть от холода», «что делать если соседи постоянно шумят».
Через 2 месяца после интеграции TheQuestion и Яндекса выяснилось, что сервис Тони Самсоновой привлек инвестиции от «владельцев технологических и медиакомпаний». Их имена не раскрывались, а PR Яндекса проигнорировал тогда вопрос редакции Roem о возможной причастности к финансированию проекта Самсоновой, например, сооснователя поисковика Аркадия Воложа (в биографии Воложа и проектов его партнёров бывали ситуации, когда за личным знакомством и частными инвестициями, которые он не обязан раскрывать другим собственникам поисковика, появлялись «наши» вложения структур Яндекса).