Квартира в ипотеку на 35 лет. Маленькая, зато своя. И район хороший, всего N километров до МКАД. Стабильность и спокойный сон в своей постели, чай из любимой кружки по вечерам.
А можно жить не в квартире, а на всей планете. Путешествовать, исследовать мир, менять локации, дома и страны. Удаленная работа и жизнь в путешествии — так живут все больше людей. Их назвали цифровыми кочевниками и к 2035-му их будет около миллиарда. Они создают огромный рынок. Поищем на нем крутые возможности для бизнеса.
Кто такие цифровые кочевники?
Есть в этой сфере человек, которого можно назвать первым цифровым кочевником. Это американский журналист Стив Робертс. В 1983-м он продал дом, сел на супер-пупер технологичный велосипед и поехал по Америке.
Стив зарабатывал на жизнь написанием статей о технологиях, в которых явно что-то понимал, судя по велосипеду. Помогала ему только запущенная тогда система спутниковой связи Motosat.
То есть Стив не был протоблогером, он останавливался на одном месте на длительный период и работал удаленно. Не писал о своих путешествиях, а делал тоже, что и дома, но через интернет.
Его примером воспользовались миллионы людей. Но попозже, когда работать онлайн стало удобно. Интернет стал достаточно скоростным и цифровые профессии достаточно развитыми. Лет 15 назад стало вполне удобно взять с собой ноутбук, немного вещей и сменить локацию. А через месяц, полгода или год снова сменить.
Пандемия резко сделала миллионы людей цифровыми кочевниками. В США их стало сразу на 50% больше в 2020-м и большая часть «новеньких» решили продолжить кочевой образ жизни.
Цифровые кочевники не покупают недвижимость и не привязываются к месту. Они мобильны, обеспечены и открыты к новому опыту. Отличные потребители. Но что им нужно?
Жилье
Комфортное место для сна, еды и отдыха — базовая потребность. У цифровых кочевников к ней добавляется еще несколько запросов, поэтому найти подходящее жилье в аренду для них — проблема.
Самое базовое — в арендном жилье нет удобных рабочих мест. Кочевники обычно работают из дома, поэтому большой рабочий стол и удобное кресло для них необходимо. Каждый, кто пытался восемь часов подряд просидеть за кухонным столом с ноутбуком поймет, о чем я. А еще нужен хороший интернет.
Второе — срок аренды. Традиционно квартиры сдают либо посуточно, либо минимум на год. И то и то плохо подходит для цифровых кочевников, которые предпочитают жить на одном месте по несколько месяцев. И естественно, должна быть удобная возможность выбрать и забронировать удаленно.
Как заработать: адаптируем традиционное арендное жилье под цифровых кочевников и получаем новый бизнес.
Основатель WeWork Адам Ньюман недавно привлек $350 Млн в свою новую компанию Flow и купил на эти деньги тысячи квартир для цифровых кочевников. Будет такая же логика, как и у его коворкингов — в любом большом городе можно найти классное место для работы и новых друзей. Быстро и прозрачно. Такая же модель и с жильем.
Не обязательно покупать свое жилье, можно сделать агрегатор предложений жилья для цифровых кочевников. Вот Flatio успешно растет в Европе, но в этой нише еще очень много места для других игроков. Можно снимать жилье на долгий срок, дооснащать их под нужды кочевников и сдавать им.
Как то так выглядит офис цифрового кочевника. Фото украл у Mesto
Примерно этим занимается сеть коливингов Mesto. Ребята предлагают цифровым кочевникам пожить в сообществе таких же людей в классных местах. Технически они снимают виллу или апарт-отель на долгий срок и пересдают комнаты цифровым кочевниками помесячно. Сверху — сообщество жителей с правильными ценностями, на котором построен весь маркетинг. Сейчас пойти по этой схеме и сделать свой продукт — хорошая идея.
Дети
Классно быть цифровым кочевником, когда ты не обременен семьей и детьми. Кочевать с ребенком — совсем другая история, ему нужно учиться и социализироваться в компании сверстников. Но выбирать между детьми и свободой — так себе удовольствие.
Я недавно сделал классное интервью с CEO коливингов Mesto Никитой Куимовым и про это спросил. Оказалось, что можно не выбирать. Есть школы как раз для таких случаев, типа FLVS и других. Дети большую часть времени учатся онлайн, но раз в полгода-год собираются все вместе на несколько недель, чтобы построить социальные связи.
Такая схема не решает всех проблем, но где проблемы — там возможности для бизнеса. Для тех, кто ориентируется в педагогике, динамике групп и образовании онлайн-школы для детей цифровых кочевников — очень интересная ниша.
Медстраховка и медицина
Привязка к одному месту — в самой сути систем здравоохранения. Люди вообще с планеты не падают только потому, что к поликлиникам прикреплены. Цифровым кочевникам нужен другой формат, некая глобальная медицина.
Никита Куимов живет одновременно в трех странах и планирует свое лечение исходя из этого. Прикидывает, что лучше лечить зубы на Шри-Ланке зимой, чем в США летом. Такие планы не делаются быстро. А когда много людей вынуждены тратить много времени на решение своей проблемы, появляется ниша для бизнеса.
На рынке медстраховок для цифровых кочевников еще много места. Основные игроки — стартапы на стадии роста, их предложения часто локализованы географически. Например, только в США. Так что найти свое место точно можно.
Сегодня цифровые кочевники, в большинстве своем, молоды и здоровы, но эта ситуация будет меняться с годами. Бизнес будет расти вместе с рынком.
И многое другое
Это далеко не полный список потребностей цифровых кочевников. Помощь с документами, удобный банкинг с низкими комиссиями в разных странах, хабы для поиска удаленной работы и многое другое. Все это — ниши для бизнеса, который будет расти. Ведь цифровых кочевников каждый год становится все больше.
Автор: DmitryGreen