Релокация в Ташкент из Омска на машине — Дорога и приключения на таможне

в 11:15, , рубрики: it-эмиграция, Карьера в IT-индустрии, релокация, удаленная работа, эмиграция, эмиграция из россии

Я задумывался о релокации наверное последние полтора-два года, но все никак не решался. В бизнесе было все классно, я работал в 3х направлениях, каждое из которых приносило свои дивиденды, а впереди рисовались еще более интересные перспективы. И если до 24 февраля в РФ было находиться все сложнее и сложнее, но еще теплились какие-то надежды на изменения, то 24го февраля все резко и окончательно изменилось, а уж после кадров с полей "специальной военной операции" находиться в РФ стало абсолютно невыносимо. Было принято решение пока не поздно незамедлительно покинуть территорию РФ. Вместе с женой бросили все (квартиру, 2х котов, бизнес) и просто уехали в никуда. Всем кому интересен личный опыт переезда в Узбекистан добро пожаловать под кат. Осторожно много букв и размышлений.

Релокация в Ташкент из Омска на машине — Дорога и приключения на таможне - 1

Маршрут

Характеристики автомобиля: Mitsubishi Pajero Sport 2, 2015 г.в., 2.5 дизель, 178 л.с.

Экипаж: Я и моя Жена (спасибо ей за то, что преодолевает со мной все эти сложности, поддерживает морально, советом и добрым словом)

Старт: Омск, 10 апреля 2022 года

  • 288 км: Петропавловск, 10 апреля

  • 500 км: Кокшетау, 10 апреля

  • 820 км: Нур-Султан, 11 апреля

  • 1030 км: Караганды, 11 апреля

  • 1410 км: Балхаш, 11 апреля

  • 2050 км: Алматы, 12 апреля (Оттуда мы слетали в ОАЭ на 4 дня)

  • 2750 км: Шымкент, 17 апреля

  • 2870 км: Ташкент, 17 апреля

Финиш: Ташкент, 17 апреля 2022 года, пройденное расстояние 2900 км.

Наш маршрут
Наш маршрут

Подробнее по дороге

Возможно кому-то будет интересно о качестве дорожного покрытия, ситуация на дороге, ньюансы и т.д.

Омск - Петропавловск: 2х полосная дорога, средней степени убитости, без проблем шли на круизе 110-120 км/ч, загруженность низкая. Пересечение границы без проблем, прошли таможню за 1-2 часа, что в целом вполне неплохо.

На границе: Спрашивают цель въезда, из-за ковидных ограничений, действовавших на тот момент времени требовали основание для въезда. В наше случае основанием послужило то что моя жена гражданка Казахстана (к слову отказались от идеи получения для нее гражданства РФ), а я гражданин РФ (задумался о получении гражданства др. страны), поэтому при предъявлении свидетельства о браке никаких проблем не возникло. Досмотра телефона или переписки и прочей дичи на границе не было.

Петропавловск - Кокшетау: 2х полосная дорога, качество идеальное, без проблем шли 110-120 км/ч, загруженность низкая. В районе Кокшетау заночевали.

Кокшетау - Нур-Султан: 4х полосный автобан, автобан он и в ОАЭ автобан.

Релокация в Ташкент из Омска на машине — Дорога и приключения на таможне - 3

Нур-Султан - Алматы: Ну что тут сказать... Сначала был автобан около 100км, далее автобан постепенно превратился в 2х полосную, потом еще через 50 км. 2х полосная стала убитой, ну а дальше..... дорога убитая такая что даже словами не описать, на этом участке понятие дорога это было очень условное название. В районе Балхаша нам по телефону позвонили мошенники и попытались "развести" нас на данные карты, но мы пресекли их попытку кражи денег, остановились, позвонили в банк, заблокировали карту. Как только мы отъехали от того места где звонили в банк за нами погнались полицейские. Оказывается, мы по неосторожности пересекли сплошную линию разметки. После недолгой беседы "добрые" полицейские отпустили нас "на поруке". Средняя скорость на этом участке составила 30-40 км/ч. Кругом пыль, грязь, полиция на каждом шагу, меряют скорость, ловят на сплошную

Алматы: Из этого города мы решили съездить и посмотреть Абу-Даби, билеты стоили всего по 80$ с человека и мы решили сгонять и примерить на себя арабскую сказку, рассмотреть это место как базу для релокации. Перегрузили вещи из машины в чемоданы и полетели в Абу-Даби. Вообще поездка в Абу-Даби это предмет для отдельной статьи.

Алматы - Шимкент: 4х полосный автобан до самого Шимкента. После убитой дороги из Нур-Султана в Алматы дорога от Алматы до Шимкента для нас показалась просто сказкой, заночевали неподалеку от Шимкента в хорошем придорожном комплексе. Из минусов в номере не было полотенец.

Релокация в Ташкент из Омска на машине — Дорога и приключения на таможне - 4

Шашлыкоград: В середине дороги нам повстречалось очень занятное место, которое мы назвали Шашлыкоград. Около 20-30 небольших придорожных кафе, посреди пыльной трассы. Небольшие домики овеваемые всеми степными ветрами в тепле и на жаре маринуют шашлычки, тут же их жарят. В меню в основном шашлык из баранины, говядины. Качество сомнительное, вкус на троечку с минусом, но в желудке было пусто поэтому пришлось отведать местного стрит-фуда

Шашлыкоград
Шашлыкоград

Приключения на таможне

Ну а теперь самое интересное, это пересечение границы между Казахстаном и Узбекистаном. Следует отметить что вещей в машине у нас было под крышу.

Релокация в Ташкент из Омска на машине — Дорога и приключения на таможне - 6

Казахстан: Потребовали достать из машины все вещи, сумки, коробки и т.д. и несмотря на наши ахи и вздохи все наблюдали за тем как мы все выгрузили. Особо никто не заглядывал внутрь самих сумок. Просто достали и засунули обратно. В конце подписали на Казахстанской стороне акт усиленного досмотра, мы слегка разозлились за такое внимание к нашим персонам, если бы мы тогда знали что такое усиленный досмотр...

История с цевьем

Я не особо охотник, и мне жалко всех этих птиц и лесных зверьков, но я очень люблю ездить в тайгу, на природу, а т.к. в Сибири можно в лесах повстречать медведя поэтому в целях самообороны от диких зверей я купил ружье, все официально оформил, получил все необходимые разрешения и тд и тп. Поэтому до отъезда у меня на руках было ружье, которое , за несколько дней до отъезда я сдал на утилизацию в отделение ОЛР по месту жительства. О чем у меня есть протокол. В процессе сдачи выяснилось что не хватает цевья. Никто не придал этому значения, просто забрали у меня пушку и сделали об этом отметку в протоколе.

Релокация в Ташкент из Омска на машине — Дорога и приключения на таможне - 7

Для тех кто не знает цевье это вот такая деталь. Просто кусок дерева и небольшой металлический шарнир с защелкой.

цевье
цевье

Таможня Узбекистан

При заезде на территорию таможни нам сказали что надо платить за тонировку(хотя у меня тонировка по госту, но в УЗ платят все у кого хотя - бы одно стекло в машине затонировано) 178 000 Сом (Сом - это местная валюта, 1$ = 11200 сом. В стране в какой - то период была жуткая инфляция поэтому такие огромные цифры которые поначалу пугают). Банкоматов на таможне никто не поставил, про эквайринг и карты Visa и прочие никто не слышал. Тенге тоже отказались принимать. Этот квест мы относительно легко решили позвонив единственному знакомому на территории Узбекистана, и после часа безуспешных попыток оплатить разными платежными инструментами, которых кроме наличности по сути и не было, мы уговорили таможенника перевести ему на личную карту указанные средства после чего успешно получили заветный корешок об оплате и проследовали далее.

Цевье!

С цевьем получилась просто одиозная история. На таможне все вещи пропускают через металлоискатель. В процессе сканирования цевье нашли в одной из сумок с вещами (видимо оно вывалилось когда я его вез в полицию на утилизацию) И что там началось... К нам сразу сбежались все сотрудники таможни с автоматами, начали в довольно резкой форме задавать самые различные вопросы.

Все наши попытки объяснить таможенникам что это просто кусок дерева не увенчались успехом, также протокол изъятия оружия на них тоже не оказал никакого влияния.

Потом таможенники вывернули все наши вещи наизнанку, залезли в каждую сумку, в каждый карман. Потом полностью осмотрели всю машину вплоть до того что залезли под обшивку дверей. Потом согнали всех служебных собак и приказали им обнюхать все наши вещи, нашу машину и тд. Прочитали личный дневник моей жены. Забрали у меня паспорт, составили акт изьятия цевья, отдали мне ксерокопию паспорта. Цевье отдали на экспертизу. По итогу мы просидели на таможне более 6 часов пока был полнейший досмотр всего и оформление документов.

На исходе дня нас отпустили на машине далее следовать по маршруту, мой паспорт и цевье осталось на таможне для проведения экспертизы.

Пока мы сидели на границе был еще инцидент:

  • при просвечивании через металлоискатель нашли у одного парня в сумке книги. их тоже внимательно осмотрели, потом этого человека отпустили, но книги реально читали и смотрели о чем книги. Что они искали хз, но есть предположение что искали экстремистскую литературу

Спасение паспорта

На следующий день я сразу связался со своим адвокатом. По его словам для изъятия паспорта требуются основания. Основанием может послужить заведение административного или уголовного дела. В моем случае ни того ни другого не было. Все что у меня осталось на руках это акт изъятия цевья и ксерокопия паспорта. Адвокат посоветовал обратиться в прокуратуру или в центральный таможенный орган с целью обжалования действий сотрудников таможни. Также предупредил что я могу остаться без паспорта от нескольких недель до нескольких месяцев потому что сроки производства экспертизы могут весьма затянуться, да и оснований у экспертов для проведения экспертизы никаких нет, потому что никакого дела не возбудили, соответственно выехать никуда у меня тоже не получится.

Мягкая сила

Необходимо отметить что одной из целей моего пребывания в Узбекистане является открытие компании и получение статуса резидента местного ИТ-парка и дальнейшая эвакуация членов моей ИТ команды в УЗ, над чем я активно работаю в последние дни.

Я решил сразу не палить из пушки по воробьям поскольку, ведь объективно, во всей этой ситуации была довольно большая доля моей вины. Хоть это все и было случайно, я не хотел ввезти в Узбекистан запчасти оружия, да и цевье не является основной частью оружия ни в одной стране мира. Как бы то ни было но, со стороны сотрудников таможни я выглядел потенциальным нарушителем. Поэтому я решил не подливать масла в огонь да еще и в незнакомой стране. Я обратился в ИТ-парк, поскольку от своего товарища слышал что ИТ- парк это президентская программа и курируется на уровне министров и высших чинов Узбекистана. Я подумал что раз такое внимание к этому парку значит там есть обратная связь с властями и полномочия у сотрудников отстаивать интересы ИТшников в различных органах власти.

Через своего товарища я получил контакты одного из менеджеров ИТ-парка. Далее я связался и объяснил ситуацию. Менеджер перевел меня на юридический отдел и уже на следующий день во вторник в 10 утра я сидел в огромном конференц зале с руководителем юридического департамента (сразу с порога!). Они еще даже толком не знали о целях моего визита в Узбекистан, все что они знали что я некий ИТ специалист который попал в неприятности. Меня внимательно выслушали, изучили все бумаги которые мне дали на таможне и пообещали помочь разобраться в ситуации несмотря даже на то, что они занимаются корпоративным правом. В конце разговора в зал зашел заместитель генерального директора и лично пообещал помочь в данной ситуации.

На следующий день в среду мне позвонил сотрудник таможни и предложил приехать и забрать свой паспорт. С ними связались ИТшники и попросили максимально ускорить процесс проведения экспертизы. Я извинился за этот инцидент, сказал что это было неправильно с моей стороны так невнимательно собирать вещи. Сотрудник таможни пояснил, что их страна находится в очень сложном регионе, что буквально неподалеку находится Афганистан, и оттуда постоянно пытаются наладить транзит различных запрещенных товаров, оружия, наркотиков, что благодаря жестким действиям таможенников в стране все спокойно и у злоумышленников не получается наладить подобные каналы. Поэтому при подозрении на подобные нарушения таможенники действуют максимально жестко. Мне вернули паспорт, но цевье оставили на таможне и сказали что я могу забрать его когда буду пересекать границу.

Выводы

  • Местная таможня действительно работает ищет и находит. Так получилось что я сам того не желая провез подозрительный (хотя и абсолютно легальный) предмет через 3 границы (РФ-КЗ КЗ-УЗ) и только на Узбекской его нашли. Если абстрагироваться от абсурдности и глупости самой ситуации, то я провел своеобразный пентест системы безопасности Узбекистана. И в данном вопросе несмотря на то что палка ударила мне по голове, в целом все было правильно.

  • ИТ-парк на самом деле максимально мотивирован помогать всем кто так или иначе связан с Информационными технологиями. Там действительно внимательно относятся ко всем проблемам релоцирующихся граждан. В последующих статьях я подробно опишу ньюансы открытия компании в ИТ - парке Узбекистана, налоговую систему и прочее. Сейчас активно занимаюсь этим вопросом.

  • Несмотря на то что страна сейчас находится на этапе довольно хорошего экономического роста и подъема в стране до сих пор еще сохраняются некоторые пережитки былого строя такие как запреты на некоторые виды литературы, некоторые вольности чиновников как например в моем случае изьяли паспорт без надлежащего оформления. Но все постоянно меняется и дорабатывается, есть вполне резонные основания полагать что через какое то время доработают законы и усовершенствуют процедуры. По радио несколько раз слышал что различного рода чиновников привлекли к ответственности и т.д. что говорит о том что тут можно оспаривать их действия и требовать соблюдения законов. Это все не идет ни в какое сравнение с тем что сейчас происходит в РФ по части соблюдения законов.

  • Надо быть очень внимательным если соберетесь пересекать границу на машине, убедитесь что в машине никаких запрещенных предметов точно нет. Найдут 100% любую запрещенку, в том числе деньги более 10млн сом. внимательно изучите списки запрещенных к провозу предметов, что можно а что нельзя везти сюда. Есть как личный досмотр так и просвечивают все вещи как в аэропорту, хоть сколько у вас вещей, просветят все.

  • Если у вас на машине есть тонировка, даже хотя - бы одно стекло. то готовьте 178000 сомов (все официально), берут только наличку, жаль что нет банкомата, это может быть реальной проблемой.

  • Личному транспорту разрешают находиться в стране не более 3х месяцев, поэтому возможно нет смысла сюда ехать на пмж на машине, только чтобы привезти с собой вещи, ровно через 90 дней(именно 90 дней, даже не 3 месяца) машину придется отогнать в кз или домой или другую страну, или продать. Хотя мне кажется тоже такой себе закон, если бы вместе с визой ИТшника давали еще право на личной тачке здесь ездить то было бы вообще круто. Полагаю что многим не захочется расставаться с любимой "ласточкой"

  • Никаких легальных способов оставаться личной машине на территории УЗ нет. 90 дней в году и все. Въезд-выезд этот срок не обнуляет (даже через референдум на пеньках хахахах)

Автор: Никита

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js