Вы уже попробовали пройти какой-нибудь онлайн-курс? Если еще нет — очень рекомендую. Сейчас можно получить неплохие знания от известных заведений (Stanford, Harvard, MIT, etc) совершенно безвозмездно, то есть даром. Если же Вы в числе тех счастливчиков, кто уже распробовал онлайн-курсы или вам интересно, как это бывает — прошу под кат. И сразу предупреждаю, внутри не будет очередной дискуссии про несовершество нашего образования.
Небольшое вступление
Оно будет лирически-ностальгическим, но я не мог удержаться. Можете смело мотать к следующему разделу.
Все началось в 2011м году, когда я прошел освоил онлайн-курс по Иcкуственному Интеллекту, который предложили миру Sebastian Thrun и Peter Norvig. Весь курс целиком был сделан на коленке, с использованием пары разноцветных ручек, листков белой бумаги и камеры на штативе. Вот как это выглядело:
Сайт с курсом часто лежал, да, что там — почти всегда, когда подходили сроки по сдаче ДЗ. Админы придумывали мифические DDOSы, а авторы, выжатые под конец, как пара лимонов, записывали последние видео, превзомогая простуду, звучный лай домашних питомцев и негатив на форумах.
Но, боже мой… это было круто! Только представьте: бородатые дядьки, хорошо за 30, после 10ти часового рабочего дня, уложив детей, ночью… считают в тетрадке вероятности по формуле Байеса. Многие искренне радовались, получая просто проходной балл. Что-то зашевелилось в этом мире.
Основная и самая длинная часть текста
На волне успеха AI class ведущие университеты и простые стартаперы осознали, что поезд уходит без них и решили вскочить на подножку. Появились Coursera, MITx, Udacity, Udemy и т.п. В России уже давно есть свои герои: INTUIT, Lektorium. И поначалу казалось, что вот оно, светлое будущее, ура, ура. Однако после прохождения нескольких курсов на разных платформах стало понятно, что будущее откладывается.
Конечно, я мог бы сейчас начать загибать пальцы на тему того, что мне не нравится в существующих решениях: во-первых. во-вторых, в-третьих. И в общем-то так я и сделаю, но постараюсь разложить все по полочкам.
Темы
Вот это мой любимый пункт, я его даже поставил первым.
Ответьте на вопрос: зачем тратить половину курса по алгоритмам на алгоритмы сортировки?
Нет, оно, конечно, понятно, что математически вывести оценку сложности пирамидальной сортировки, а после уверенным и элегантным движением поправить очки на носу — это лучший способ обольщения юных барышень. А вот остальным 9x процентам это пригодится только на собеседовании, потому как за нас уже давно все реализовано, причем прямыми руками. Я понимаю, что есть стандарт CS255 и его российский полу-брат и им нужно следовать. Но я хочу пройти собеседование в Google в конце концов, а не очередную рамку повесить на гвоздь. Дайте нормальные темы!
P.S. знаю, что утрирую, но вы же понимаете, правда?
Временные рамки
Границы уничтожают свободу, но они дают контроль. На многих ресурсах, до сих пор можно увидеть лекции на 40 минут и дольше, куда это годится?
Udacity убрал даты начала и конца курса и теперь мы можем пройти его в удобное для себя время. Но, когда наступит это время? Правильно — никогда.
Интерактив
Обучение — это не поход в кино, мы пришли за знаниями, которые можно потрогать руками. Лекториум делает большое дело в Рунете, но, парни, это по-прежнему средние века и вещание с амвона.
С другой стороны, тот же Udacity немного перегружает контент тестами и прохождение курса стало сильно затратным по времени
Сила бренда и мотивация
Ну, допустим, записали бы курс по ИИ пара студентов из какого-нибудь СПбГУ, вы стали бы его проходить? И дошли бы до конца? Хм, тут возможны варианты.
Вообще, на мой взгляд, есть только 3 вещи, которые способны мотивировать доделать курс до конца — это сильный бренд, работа в хорошей команде или кровные 10 копеек, потраченные на обучение.
Помощь отстающим
Вообще, паттерны поведения тех, кто вот-вот бросит выявить легко. Достаточно 1 пропущенного домашнего задания — это уже тревожный звонок. Прокрастинация во время обучения — это не “наша проблема”, это проблема преподавателя.
Качественный преподаватель => качественный курс ?
Не все всегда зависит от личных качеств преподавателя. Многие курсы проходятся легко, как своеобразный квест, а через 2 месяца забывается 80% того, что было выучено. Когда курс закончен, дело еще не сделано. Используя простые и проверенные методы, например, принцип интервальных повторений можно радикально улучшить качество. Просто необходимо поддерживать знания и интерес к предмету и после окончания курса.
Сухой остаток
Когда я основательно поразмыслил на эти темы, пришла уверенность: хватит уже жаловаться, надо что-то делать.
Объединив усилия с одним разработчиком (да, его нет на Хабре, но пост писался не ради инвайтов), который пытается внедрять online-learning в одном из крупных российских ВУЗов, мы начали понемногу делать продукт, который решает проблемы, описанные выше. Это будет свободный мини-рынок образовательных курсов на нужные темы, сделанный так, что люди получали там знания, а не корочки.
Мы, разумеется еще только в начале пути, но нам уже очень хочется посоветоваться с Вами и узнать, туда ли мы движемся и что Вы обо всем этом думаете.
P.S. линк не повесил, т.к. реклама запрещена. Желающим — скину в личку.
Автор: Fafnir