Почти все статьи про обучение заграницей, которыми пестрит интернет, водят читателя по заранее проложенному живописному маршруту туриста. Я же со своей стороны предлагаю вам забавную историю студента, который по своему увидел процесс обучения и проживания заграницей. В статье собраны все моменты, которые могут быть интересны как простому читателю, так и студенту. История написана от лица главного героя — студента, который решил получить степень магистра в Англии (название ВУЗа заведомо не указывается). Иногда будет упоминаться друг — он наш соотечественник, который на тот момент уже 4 года учился и часто помогал нашему герою мудрыми советами. Отдельно хотелось бы поблагодарить andorro, за огромную помощь в подготовке публикации. Ну и после вступительной речи, непосредственно сама история, которая произошла в далеком 2004 году.
Учится заграницей может позволить не каждый
Первая проблема с которой я столкнулся — финансовый вопрос. Обучение в Англии оказалось настолько дорогим удовольствием (от 15.000 фунтов в год), что его может позволить себе только человек из состоятельной семьи, к которой я не относился. Но как и всем нуждающимся, мне тоже улыбнулась удача! В моем ВУЗе была программа по обмену студентов, в которой я принял участие. Признаюсь, всегда очень скептически относился к такого рода конкурсам, но оказывается не всегда результаты подтасованы. Моя радость от победы длилась недолго. Программа в которой я победил, оплачивала только обучение, и мне по прежнему нужны были деньги на оплату жилья. Вариантов было два: либо в кампусе ВУЗа, либо вне него. Я предпочел первый вариант, так как он мне на тот момент казался более безопасным. А вообще жилье в кампусе предназначено только для первокурсников, но для меня сделали исключение. В итоге моим родителям пришлось выложиться на 4000 фунтов. Вы наверное уже подумали, что на этом мои финансовые проблемы кончились? Но не тут то было, как только я приехал и обустроился, мне сразу же стало ясно, что я забыл учесть расходы на проживание. А это значительная сумма — 150 фунтов при самых экономных расходах. Это не включая сигареты, выпивку и походы в бары.
Вопрос денег на проживание был решен «парт тайм» работой для студентов. Но работа заграницей это вообще тема для отдельной статьи. Что бы не уходить от главной темы, но дать вам общее представление, что ожидает студента, вот красочный пример который рассказал мне друг: работал он барменом в одном очень известном ресторане (о такой работе я только мечтал, общение с реальными джентльменами и леди). Рабочий день от 6 до 12 часов, все это время ты не имеешь права даже прислониться к стене, что бы отдохнуть, не говоря уже — посидеть на стуле. А когда нет клиентов, хозяин может дать задание переставить все бокалы с одного стенда на другой. Когда же все будет сделано, попросит переставить все назад. Конечно по идее в этом нет смысла, но у хозяина был свой аргумент: это не твое дело (значительно смягчил лексику), я тебе плачу за каждый час работы, по этому если нет реальной работы, будешь делать что то впустую.
Голливудские стереотипы о студенческой жизни
Решив наконец финансовые проблемы, я начал обращать внимание на саму студенческую жизнь. Я уверен, что вы насмотрелись западных фильмов про райскую жизнь в колледже? Ну или на самый худой конец видели «Американский пирог»? Ну так вот, ничего такого я не увидел :) Проблема заключалась в том, что если подрабатывать на проживание «парт таймом», то единственное, о чем мечтаешь после работы, так это поспать. Если же повезло и есть стипендия, то приходиться постоянно вкалывать (учиться), что бы ее не потерять. И в первом и во втором случае, нет времени на развлечения. Очень хорошо про это говорил друг: если есть деньги — нет времени, а если есть время — нет денег. По этому разумно изначально настроиться скептически к жизни заграницей, тогда можно избежать разочарования.
Вы не подумайте, на самом деле тусовки есть и на них даже не нужно специальное приглашение. Слышишь, что у кого-то играет музыка, просто стучишь в дверь и тебя принимают как долгожданного гостя. На парти всегда надо приходить со своей выпивкой, угощать никого не надо, если конечно не хочешь, что бы тебя приняли за сына олигарха. Если же вас приглашают на день рождения в клуб, стоить учесть — это значит только то, что вы можете вместе с ними пойти в клуб и не более того. За выпивку и угощение каждый платит сам за себя.
Вот забавный случай который случился со мной: как то вернувшись в кампус, я узнал, что у моей соседки день рождения. А у меня как раз была неоткрытая бутылка ликера. Я взял ее и пошел к ним за стол. Открыли, выпили по рюмке, поболтали и я извинившись, пошел дописывать свое эссе. Позже стучит именинница в мою дверь и с благодарностью возвращает недопитую бутылку. Я немного растерялся и спросил почему она мне ее возвращает? А она мне — выпивка ведь твоя, мы ее попили немного и вот теперь возвращаем что осталось. Когда я ей объяснил, что это подарок, она меня долго благодарила!
Своеобразный процесс обучения
Сам учебный процесс в корне отличается от того, к чему мы привыкли в странах СНГ. В первый же день, после знакомства с будущими сокурсниками у меня был первый культурный шок. Мы сидели в кафе, пили чай и ели сэндвичи. Тут приходит наш куратор и говорит, что все нас ждут в аудитории. Мы попросили дать нам некоторое время доесть, а она нам — да берите свой чай, сэндвичи и на уроке доедите. И правда, сидим мы в аудитории, преподаватель что то рассказывает, а мы кушаем :) Привыкнуть к такому по началу было немного сложно.
Наверно каждый из нас писал эссе, но то что мы писали, это по их меркам чистой воды плагиат. Меня даже чуть не исключили из университета и не лишили возможности (сроком на 5 лет) учиться в любом ВУЗе Европы или США, как мне тогда казалось из-за пустяка. Дали нам тему, в которой нужно было описать как развивалась ИТ индустрия в области программного обеспечения за последние несколько десятилетий. Пошел в интернет, почитал, нарыл документацию, изложил все как было (своими словами, без copy/paste), как меня и учили в советском ВУЗе. В конце работы привел ссылки на 15 источников, которые были использованы в ходе работы. Но оказалось по правилам, в любом эссе 70% должно быть твоих мыслей (не опубликованных нигде) и только 30% взятых из других источников, в противном случае это ПЛАГИАТ. Мне до сих пор сложно себе представить, как можно историю развития чего либо, изложить своими словами…
Преподаватели тоже отличаются от наших. Выделять их среди студентов было очень сложно. Единственное отличие студента от преподавателя заключается в стиле одежды, последний не носит рваных джинсов. Но зато преподаватель может на лекции сесть на стол и положить ноги на стул. Очень часто разговор на лекции заходит на левые темы, не имеющие никакого отношения к предмету. Будучи студентом я не чувствовал барьера между преподавателем и студентом, и это очень помогает.
Как раз вспомнил забавный случай про моего преподавателя: как то в понедельник он приходит с подбитым глазом и никак не смущен этим фактом. Ну я его конечно не стал расспрашивать (неловко), но друг пояснил: у англичан это в порядке вещей. В пятницу они обязательно собираются в пабе, напиваются и потом по какой-то причине могут устроить крупную потасовку (в ход идут даже стулья). Но самое странное, то что после этого они пожимают друг другу руки и продолжают пить вместе. Так что, если вы видите человека с фингалом, большая вероятность, что он хорошо провел выходные :)
Обучающий процесс в Англии очень гибок, перечень предметов, которые изучаешь по избранной профессии меняется от года к году. В этом плане они правы, экономика меняется и поэтому список необходимых навыков для экономистов каждый год разный. А вот своеобразный способ оценки вашей работы немного спорный. К примеру, я получил лучший бал в группе по предмету, про который знал понаслышке, но в тоже время провалил тот, в котором имел 5 летний практический опыт. А все потому, что при оценке любой работы, учитель заранее пишет список ключевых слов (прямо как в мета тегах для поисковика) которые должны быть упомянуты в работе. Чем больше их вы упоминаете, тем выше ваш бал. С одной стороны это логично, такой метод гарантирует, что два разных человека непредвзято смогут оценить ваш труд, но в тоже время дает высокий шанс SEO-шнику без проблем закончить ВУЗ не имея реальных знаний.
Именно по этой причине я рекомендую всем писать как можно больше текста, что бы повысить вероятность упоминания нужного ключевика. У меня даже на экзамене был забавный случай. Когда я узнал про этот метод оценки, я начал писать все, что мне приходило в голову касательно вопроса. Очень быстро я исписал всю свою тетрадь и попросил новую. Члены комиссии, которые следили за студентами на экзамене, переглянулись и посмотрели на меня как на будущего Эйнштейна :D Откуда им было знать, что я просто нашел лазейку в их образовательной системе? Ну и раз речь зашла об экзамене, думаю многим будет интересно услышать, что шпаргалками иностранцы пользуются, но за одним исключением — если вас поймают, это наверняка закончится исключением из ВУЗа.
В двух словах о девушках и жилье
Слабый пол в Англии заслуживает отдельного внимания. Мне кажется англичанки немного странные в отношениях. Это заключение я сделал основываясь на мнении трех разных людей, так что оно относительно объективное. Отношения с будущей подружкой в Англии лучше заводить в течении первых двух недель с начала учебного года. Позже всех разберут (как свежие гаджет в магазине) и можно остаться вовсе ни с чем. Но даже если удалось соблазнить англичанку, есть шанс, что на утро она вовсе не вспомнит твоего имени и будет себя вести как будто между вами ничего и не было (в этом плане голливудские фильмы не врут). Ну и вот реальный факт, который имел место быть: встречался парень с одной англичанкой 6 месяцев, потом по ее инициативе они разошлись. Свое решение она обосновала так: ты конечно хороший парень, обеспеченный, внимательный, в постели супер, но мне больше нравятся ублюдки. Я не приукрашиваю, она так и сказала, что ей нравятся ублюдки.
Я не зря в самом начале указал что "на тот момент мне казался кампус более безопасным". На самом деле у кампуса есть и свои недостатки. Пусть вас не пугает площадь 2 на 3 метра. Проблема не в маленьком размере комнаты, а в том, что англичане очень любят гулять. По этому каждый день в 12 часов ночи и 2 часа утра мне приходилось наслаждаться пением и криками пьяной молодежи. Именно в это время закрывались все пабы (что бы бар имел право работать всю ночь, нужна спец. лицензия, которую сложно окупить мелким пабам).
Уровень преподавания
Возвращаясь к теме обучения — я был немного разочарован. Среди своих друзей/знакомых я не отличался особым даром в программировании, но на лекциях я чувствовал себя гением. Сами посудите, я поступил на MSc Advanced IT, что автоматом должно было означать сложный процесс обучения в данной сфере, а на практике мы проходили сортирование пузырьком или делением на два, поиск по дереву, создание цепочек (массивы). Конечно я для себя открыл что-то новое, как например UML и соответственно поднял свои навыки в ООП.
Оказалось очень легко произвести впечатление на преподавателей. На уроке теории вероятности нам учитель пояснял как крупные компании разводят покупателей. Кстати очень интересная информация если кто не знает. Компания Сони (если ничего не путаю, но это и не важно), собрала статистику по одному своему гаджету — он портится либо в течении первого года, либо через 3. Поэтому они реализовали такой хитрый маркетинговый ход: этот гаджет продавали с 1 годовой гарантией, а два других года предоставляли за доплату. По сути гаджет почти не мог испортиться в течении 2 и 3 года эксплуатации, а компания из «ничего» получила дополнительную прибыль. Что-то я отошел от главного вопроса, так вот, меня действительно заинтересовал данный вопрос и мы с учителем (других вообще мало что интересовало на лекции, каждый занимался своим делом) делали какой-то расчет, к концу урока преподаватель сказал, что за 10 лет преподавания в этом ВУЗе у него еще не было такого интересного урока (а я ведь ничего не делал). В другой раз я с учителем по сети, обсуждал величину пинга при предоставлении интерната через спутник. Так он к следующему уроку, спецом для меня, принес кучу слайдов и литературы и весь урок мы вели дискуссию (в ней ни кто не участвовал).
Задавание вопросов иногда дает обратный результат. Дело в том, что один из моих учителей, мои вопросы воспринял почему-то враждебно (может не был уверен в свои силах). К концу урока он дал нам задание, надо было написать на Java класс, который создавал бы цепочку данных (массив). Ну и два метода для добавления нового элемента в начало и конец этой цепочки. Кто знаком с программированием понимает насколько это легко реализуемо. Я предложил усложнить задачу и добавить еще метод для добавления элемента в середину (тоже легко, но все же). Он подумал, что я снова прикалываюсь и пригрозил: если я к следующему уроку (а это через неделю) не напишу такой класс, не буду иметь права вообще посещать его предмет. Вызов был принят! Уже вечером, затарившись пепси и чипсами начал кодить… в течении нескольких часов класс был готов (со всеми комментариями) и отослал его учителю. На следующем уроке я ничего не сказал (я не из таких), да и учитель тоже. Но после этого мы стали лучшими друзьями.
Как бы заключение
Я надеюсь все выше сказанное не было воспринято как хвастовство. Я просто хотел продемонстрировать, что наши педагоги и наша система образования тоже может подготавливать достойных специалистов. И это на фоне того, как мало финансирования выделяется ВУЗам. Думаю надо больше уважать и ценить наших учителей, ведь они дают нам знания бесплатно. Как то недавно видел (заграницей) книги похожие на наши «Твое свободное время» или «Занимательная математика» (может даже кто то помнит). У нас они были по цене чуть больше рубля, а вот заграничные аналоги стоили 50-80 долларов. Выводы делайте сами ;)
П.С. К сожалению я не копирайтер, поэтому рассчитываю на ваше снисхождение к шероховатости в тексте. Если у вас есть предложения как его улучшить или вы нашли ошибку, пожалуйста, пишите в личку — все поправим. В случае возникновения любых вопросов, пишите в комментариях — я постараюсь на них ответить.
Автор: YehudaKatz