Недавно я поступил в американский ВУЗ (Worcester Polytechnic Institute) и в связи с этим хочу поделиться своим первым опытом. Я не буду писать о том, как тут классно, круто и так далее. Напишу более конкретно о системе образования, поскольку я три года изучал ее, но тем не менее многое не понимал. Пост довольно большой, поэтому не стесняйтесь начинать читать с интереснейшего на ваш взгляд параграфа. Однако, рекомендую прочесть все, это реальный опыт реального студента из бывшего СНГ, поступившего в топовый ВУЗ США. Почему я думаю, что это будет интересно IТ-шникам? Потому что моя специальность здесь – Computer Science, а в США самые авторитетные IT ВУЗы. Если кто-то из хабровцев захочет отправить ребенка навстречу светлому IT будущему, то и ему, и ребенку будет полезно почитать эту статью.
Не секрет, что ВУЗы США лучшие в своей области. Из сотни влиятельных университетов мира, порядка 70% – американские, а тройка Harvard, Stanford, MIT не сходит с первых мест международных рейтингов. Так как же работает эта система? Сразу должен сказать, что речь будет идти конкретно про ВУЗ, в котором я учусь. Системы могут немного отличаться в зависимости от университета. Расскажу все по порядку.
Расписание
Начну с того, что у американцев отсутствует понятие «сессия», «курсовая», «дипломная», «зачетка». К разговору про «пересдать и досдать» вернемся позже. Учебный год поделен на четыре четверти, называемые от «A-Term» до «D-Term». Каждый терм (здесь и далее терм – четверть) длится ровно 35 учебных дней. Если в течение терма есть праздник, не беда – значит конец терма сдвинут ровно на этот праздник. В течение каждого терма студент берет три курса. Можно взять четвертым физкультуру или музыку, но не столь важно. В течение 35 дней студент посещает только эти курсы и ни о чем больше не заботится. Лекции, конференции и лабораторки по одному курсу занимают ровно 50 минут в день. Соответственно, 50*3 минут в день – обязательные посещения студентом лекционных и лабораторных аудиторий. Пусть вам не кажется это «халявой», так как по статистике на каждый час (50 минут) лекции (лабораторки, конференции) выходит 3 часа самостоятельной работы. Когда дело доходит до экзаменов – и того больше.
Задания
У меня сейчас три курса: Computer Science — Introduction to Programming, Physics — General Mechanics, Math — Calculus II. И задания по каждому из курсов разные. Например:
Computer Science
На лекциях профессор читает материал для 150 человек. Все проходит очень интересно, так как у нее (профессора) есть четкий, расписанный до минуты, план. Как правило, она при нас же на компьютере печатает какие-то вещи, запускает программы и так далее. Потом выкладывает материалы в портал. В течение лекции она может дать так называемый «Quiz» – аналог нашей самостоятельной работы. Там всего пара задач и несколько минут времени. Знаешь – напишешь быстро, не знаешь – не нужно тянуть время. Таким образом проверяется домашняя работа (просмотры видео, учебник). Иногда она дает реальные объемные Homeworks, которые включают в себя работу на 3-5 часов и выполняются с партнером. Раз в неделю проводится лабораторная работа, на которой даются те же задачи, но есть Lab Instructor, который всегда готов помочь. Четыре раза проводятся экзамены.
Physics
Три раза в неделю читается материал в огромном лекционном зале. А теперь самое интересное: у профессора микрофон, сзади нее два полотна и два сверхкачественных проектора, перед ней сенсорный компьютер, на котором она рисует нам графики и векторы в специальной программе (что-то типа PowerPoint, но не он). На доске (имеется в виду на проекторах) появляются вопросы с вариантами ответа и у каждого студента есть Clicker, на котором он нажимает на кнопку ответа. То есть, вместо того, чтобы орать на весь зал «Марья Ивановна, там 22», «Я первый ответил!», студенты просто нажимают на кнопку и получают баллы. Вся лекция записывается на камеры и потом можно все это просмотреть (и ее заметки на сенсорном компе тоже). В лабораториях (рассказываю про первые занятия) мы двигали машинку по линейке, механизм фиксировал скорость, перемещение и ускорение и отдавал данные на компьютер, который строил графики в режиме live. Таким образом мы могли посмотреть зависимости между этими величинами. На конференциях нас готовили к экзаменам и самостоятельным. Есть четыре экзамена, к которым дают sample questions с ответами.
Math
Математика проходит почти так же, как и у нас. Из интересных моментов – это лабораторка, на которой мы пользуемся Maple (аналог MathCAD) и система проверки домашек. ДЗ задают много, но его не проверяют в тетрадках, как это делают у нас в школе. В пятницу утром профессор дает Quiz, на котором парочка домашних примеров на неделю. На Quiz выделяется минимальное количество времени, и, что интересно, пользоваться тетрадями не только не запрещено, но даже поощряется. Таким образом, если ты систематически делал дз – перепишешь, если ты не делал, но знаешь материал – сделаешь, если ни то, ни другое – fail.
По всем предметам сразу же назвали составляющие оценки в процентном соотношении. Таким образом можно посчитать, сколько стоит одна пропущенная лабораторка.
Оценки
Оценок 4: А, В, С и NR (No Record). Если человек провалил курс, то ему не ноль идет в «аттестат», а просто считается, что курс он не брал. Таким образом, это не портит его GPA (Grade Point Average – средняя оценка). А теперь о процентах: А – 90+%, В – 80+% и С – 70+%. Мы видим, что оценка 8 из 12 (я из Украины, у нас 12-бальная система) или 4 (при наличии 4+, 4-) из 5+ – 66% – это FAIL. То, что у нас считается «твердый хорошист» – у них является провалом. Соответственно, когда говорится, что лабораторные работы – это 10% оценки, не возникает мысль пропустить.
Требования
А теперь самое интересное – «досдать» и «пересдать». Чтобы не держать интригу, скажу сразу – в академическом английском таких слов нет. На самом деле есть Make-up – досдать, но это скорее оскорбление. Как бы страшно это ни звучало, но никогда, никак, ни при каких обстоятельствах нельзя пересдать ничего, даже несчастную лабораторку. В этом откажет любой профессор, и на электронное письмо с таким содержанием он просто не ответит. В моем универе большинство работ «сабмитятся» посредством электронной почты, и если дедлайн 6 pm, то в 6:01 ты уже ничего не отправишь. И бесполезно доказывать, что Интернет лагал, голова болела, собака кабель перегрызла. Поезд уехал. Никто не будет ругать, злиться, обижаться или зуб держать. Студент просто лишается какого-то процента оценки.
В этом параграфе я расскажу немного о требованиях к диплому. Поскольку курсы все студенты берут разные и общей программы нет как таковой, требования просты – 30 курсов своей специальности, 6 классов математики, 6 гуманитарных классов, 2 класса физкультуры и два проекта. О них подробнее. IQP (Interactive Qualifying Project) и MQP (Major Qualifying Project) – это два обязательных и крупных проекта. Суть проста – студенты собираются группой и решают РЕАЛЬНУЮ проблему общества. Это может быть засуха в каком-то регионе Африки, студенты разрабатывают механизм орошения или биохимикат, может и проще – в каком-то районе города много маршруток, и студенты разрабатывают оптимальный план транспорта, что позволит сократить количество автобусов. Проекты зачастую делаются за пределами ВУЗа, иногда даже в разных странах (у моего ВУЗа даже есть точка в Москве, недавно появилась).
Ресурсы
При таких «драконовских» требованиях в универе море ресурсов. Профессора, помощники профессоров (Teacher Assistants), другие студенты, инструкторы, MASH – Math and Sciences Help и еще штук пять ресурсов. То есть, только у тебя возник вопрос, все рады тебе помочь. Ресурсы компенсируют требования с лихвой.
Про питание и общежитие рассказывать не буду. Скажу лишь, что в этом плане – это люкс отель.
Выводы
У моего ВУЗа есть девиз «Go to class, do the work, ask for help», так называемый «Nine words rule». Этим все сказано. Будь честным, работай. Для тебя сделали все, тебе осталось лишь учиться.
Автор: Dima4ka