Хотя в «топе» направлений подготовки в вузе долгие годы остаются менеджмент, экономика и юриспруденция, в последнее время престиж ИТ-специальностей тоже заметно вырос. Перед абитуриентами и их родителями встает вопрос в какой вуз поступать и на какую специальность?
Нужно ли вообще высшее образование в ИТ?
Даже не хочется поднимать эту тему — столько по этому вопросу сломано копий на дебатах в профессиональном сообществе. Но все-таки замечу, что есть области, где наличие «вышки» или обязательно или дает дополнительные преимущества: работа инженером (проектирование для телеком, ЦОД и т.п.), работа на гос. предприятиях, изучение Machine Learning, переезд заграницу, поступление на программу MBA и др.
С другой стороны, если зайти на SuperJob.ru 62% вакансий программиста не требуют высшего образования, а на stackoverflow.com — 61%. И многие ИТ-шники имеют непрофильное образование — это факт.
Но раз уж мы здесь, будем считать, что выбран вариант поступать.
Россия или зарубеж?
Факт: отечественное образование переживает тяжелые времена, а многие зарубежные вузы (например, немецкие, французские, скандинавские) предлагают бесплатное или почти бесплатное высшее образование в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Есть варианты с обучением на английском. Это реальный шанс переехать и остаться работать в «первом мире».
Конкретные условия меняются от страны к стране. Главные препятствиями для абитуриента могут стать слабое знание иностранных языков и невозможность оплачивать (недешевое) проживание.
У меня, к сожалению, не было возможности поучиться за границей. Множество историй успеха уже собрано в здешних хабах Учебный процесс в IT и IT-эмиграция.
Дальше мы будем говорить только про российские реалии.
Выбираем вуз
В 2018 году согласно Атласа Яндекса в России 344 вуза принимали абитуриентов по направлению «Информатика и вычислительная техника». Но не все вузы одинаково полезны.
Перво-наперво нужно решить для себя основные вопросы: готовы ли вы к переезду в другой город/регион? есть ли у вуза общежитие? нужна ли «военная кафедра» (с 2019 г. «военно-учебный центр»)? Это уже сильно сократит число вариантов.
Изучаем рейтинги вузов
Рейтинги — это далеко не абсолютная истина, потому что однозначной методики определения качества образования попросту не существует. Кроме того, внутри вуза всегда есть факультеты и кафедры более сильные и более слабые. Тем не менее, посмотреть рейтинги полезно.
Международные
Из российских вузов в международные рейтинги по направлению Computer Science (QS, ARWU, THE) в первую сотню стабильно входит только МГУ. Но само по себе включение в рейтинги тоже неплохо. В них часто попадают: СПбГУ, Физтех (МФТИ), ИТМО, ВШЭ, МИФИ, ТГУ, ТПУ, НГУ — ведущие вузы страны.
Российские
Очень полезно ознакомиться с рейтингами по вступительным баллам ЕГЭ интересующих направлений, например в атласе вузов Яндекса. Топ рейтинга во многом совпадает с международными, среди ведущих еще стоит упомянуть МГТУ им. Баумана, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МИСиС. Эти же вузы можно найти в топе рейтинга Interfax.
Получение статуса НИУ и вхождение в программу 5-100 также свидетельствует о высоком статусе университета.
Перечисленные вузы «высшей лиги», как правило, знакомы работодателям и их кадровикам с хорошей стороны. Но поступить и учиться в них сложно.
Исследование IBS
Интересное исследование провел в 2016 году российский ИТ-гигант IBS: Анализируем как успешное трудоустройство и зарплата зависят от вуза, специальности и региона. Вот для примера выдержка из данных сайта vo.graduate.edu.ru по выпускникам 2015 года некоторых московских технических вузов:
Образовательная организация | Доля трудоустройства, %* | Средняя заработная плата, ₽** |
Московский авиационный институт | 80 | 57 693 |
Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана | 85 | 66 722 |
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова | 90 | 80 325 |
Московский государственный университет пищевых производств | 75 | 42 963 |
Московский технический университет связи и информатики | 80 | 60 165 |
Российский технологический университет (МИРЭА+МИТХТ+МГУПИ) | 75 | 50 792 |
Московский технический университет связи и информатики | 75 | 52 629 |
Московский физико-технический институт (государственный университет) | 100 | 104 450 |
Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» | 80 | 51 450 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» | 85 | 66 476 |
Национальный исследовательский университет «Московский институт электронной техники» | 85 | 56 219 |
Национальный исследовательский университет «МЭИ» | 75 | 58 332 |
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» | 85 | 65 532 |
* — для очной формы (дневное), первое высшее; ** — выпускников 2015 года в 2016 году
Конечно, приведенная зарплата — это «средняя температура по больнице», но разница между вузами видна невооруженным глазом.
Вариант: «сильный» вуз
Доводы за поступление в вузы с большим конкурсом:
■️ высокие стандарты обучения: лучше быть троечником в МГУ, чем отличником в «заборостроительном»;
■ мотивирующая среда: в хорошем вузе придется тянуться к общему высокому уровню, в плохом — наоборот, доблестью считается ничего не учить и кое-как сдать на «удовл.»;
■ налаживание полезных связей со способными ребятами;
■ привлекательность диплома для работодателя (во всяком случае, при поиске первой-второй работы).
Доводы против:
■ если речь не идет о каких-то суперкомпьютерных вычислениях, предметы по ИТ при должной заинтересованности можно освоить самостоятельно;
■ сложнее поступить, нужно заранее готовиться;
■ придется много ботать, иначе легко вылететь.
Я бы порекомендовал ребятам со способностями к физике и математике все же попробовать поступить в вуз посильнее. Но нужно учитывать, что в тот же МГУ некоторые дети готовятся поступать с 9 класса.
Вариант: «обычный» вуз
Все-таки основную массу специалистов готовят вузы попроще. Если читатель, как и автор поста, не хватает звезд с неба, то наша цель — поступление в отраслевой вуз приличного уровня.
Почему вузы вешают лапшу на уши?
Факт: за последние 10 лет количество абитуриентов сократилось на пугающие 40%. Количество бюджетных мест в вузах тоже сократилось, но не так сильно.
В результате вузам приходится конкурировать за абитуриентов: нужно заполнить бюджетные места, иначе эти места могут урезать на следующий год, и платников зачислить тоже было бы неплохо. В таких конкурентных условиях вузам хочешь не хочешь приходится учиться маркетингу. Поэтому естественно, что на официальном сайте, что на дне открытых дверей вузу будут петь дифирамбы — не нужно принимать всё услышанное за чистую монету.
Сомнительные варианты
Какое образование меньше котируется?
■ заочное/дистанционное обучение — ситуации в жизни бывают разные, но если есть возможность учиться на дневном отделении, то лучше идти на дневное (ну или хотя бы на вечернее);
■ не аккредитованная специальность — нет отсрочки от армии + шанс получить вместо гос. диплома филькину грамоту (при поступлении вас будут уверять, что просто программа инновационная, и аккредитация будет получена вот-вот);
■ целевой набор — не ужас, но мягко говоря, на любителя: ниже проходной балл, но после окончания — принудительное распределение в какой-нибудь НИИ или силовые структуры (= на низкую зарплату);
■ филиал — как правило, гораздо слабее головного вуза (если это не присоединенный вуз, см. ниже);
■ не технический вуз — как технические вузы навострились готовить юристов и экономистов, так и наоборот — гуманитарные пытаются готовить ИТ-шников; хорошие исключения есть, например, топовая ВШЭ, во-первых, создала факультет компьютерных наук в партнерстве с Яндексом, а во-вторых, в 2012 г. «съела» неплохой ИТ-шный вуз МИЭМ;
■ коммерческий (негосударственный) вуз — частные вузы вообще больше любят учить юристов и финансистов, про сильные частные ИТ вузы пока не слышно. Некоторые по слухам вообще работают в режиме «приходите раз в полгода с зачеткой и деньгами». См. одиозный Московский технологический институт.
Перечислены не догмы: конечно, всегда смотреть нужно по ситуации.
Слияния вузов
Отдельно нужно упомянуть, что в Москве и Санкт-Петербурге за последние годы произошло несколько укрупнений вузов. Некоторые были довольно странными — просто из-за соседства территорий: так горнопромышленный МГГУ был присоединен к институту стали и сплавов МИСиС, а химический МИТХТ — к институту радиолектроники и автоматики (МИРЭА). Также частью МИРЭА стал приборостроительный МГУПИ. ВШЭ, поглотив институт электроники и математики МИЭМ, получила его корпуса в центре, а сам МИЭМ уехал на окраину города — в Строгино.
При этом «вывеска» остается от более «сильного» вуза. Т.е. поступая в Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана, стоит помнить, что еще три года назад это был Университет Леса.
Специальности
Хотя принципиально существует возможность перевестись на другую специальность, лучше сразу выбрать подходящую, иначе вам придется сдавать кучу «долгов».
С выбором специальности связан выбор факультета и выпускающей кафедры. В любом вузе есть факультеты посильнее, есть послабее, так что тут тоже важен осознанный выбор.
С другой стороны, выбор специальности не означает окончательного выбора профессии — в ИТ всё довольно гибко и быстро меняется. Ценится профессионал, а не профессия.
В России действует система ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) по каждой специальности, на основе которых вузы готовят образовательные программы. С другой стороны, есть связанные с ними профессиональные стандарты. Я попробовал сопоставить специальностям професии, однако это в общем-то мои домыслы.
Код | Старый код | Специальность | ~Профессия |
09.03.01 | 230100 | Информатика и вычислительная техника | программист |
09.03.02 | 230400 | Информационные системы и технологии | программист, системный администратор |
09.03.03 | 230700 | Прикладная информатика | программист, аналитик (в прикладной области, например в экономике) |
09.03.04 | 231000 | Программная инженерия | программист-проектировщик |
01.03.02 | 010400 | Прикладная математика и информатика | аналитик, программист |
01.03.04 | 231300 | Прикладная математика | аналитик |
01.03.05 | Статистика | аналитик | |
02.03.01 | 010200 | Математика и компьютерные науки | математик, программист |
02.03.02 | 010300 | Фундаментальная информатика и информационные технологии | программист, аналитик |
02.03.03 | 010500 | Математическое обеспечение и администрирование информационных систем | Программист, аналитик |
10.03.01 | 090900 | Информационная безопасность | специалист по ИБ |
38.03.05 | 080500 | Бизнес-информатика | аналитик, ИТ-менеджер |
15.03.04 | 220700 | Автоматизация технологических процессов и производств | автоматизация производства |
11.03.02 | Инфокоммуникационные технологии и системы связи | инженер телеком, системный администратор | |
27.03.04 | 220400 | Управление в технических системах | автоматизация производства, разработчик АСУ |
Cпециальности частично перекрывают друг друга, а различия между ними сложно понять, даже если прочитать ФГОС. При этом вуз волен менять вариативную часть программы в сторону какого-то уклона. Где-то больше математики, где-то алгоритмов, где-то больше практики. Поэтому местные особенности программ лучше уточнять у приемной комиссии.
К сожалению, мне не удалось найти приличного гида профориентации в ИТ. Если кто-то встречал — поделитесь.
Диаграмма карьерного пути (англ.)
Специалитет или бакалавриат?
Наряду с новой «болонской» системой: 4 года бакалавриата + 2 года магистратуры — продолжает существовать советский специалитет 5-5.5 лет. Честно, не скажу, что лучше. Когда бакалавриат только появлялся лет 10 назад вузы в спешке готовили программы бакалавров, ужимая старые программы специалистов, часто режа по живому. Сейчас, надеюсь, ситуация нормализовалась и можно смело идти в бакалавриат, тем более что специалитет уходит в прошлое. Бакалавриат соответствует европейской системе образования, и позволяет скорректировать свою специальность, поступив в российскую или зарубежную магистратуру. Бакалавриат делится на «академический» и «прикладной» — в последнем меньше часов отведено под «базу», больше — под практику. Практика — это хорошо, но не факт, что вуз сможет ее обеспечить на должном уровне, а база может пригодиться для магистратуры.
Стану ли я востребованным специалистом после диплома?
Это хороший вопрос, который стоит задавать себе, хотя бы начиная курса с третьего. Ответ: это больше зависит от студента, чем от вуза.
Очень желательно, чтобы к выпуску у вас были какие-то практические навыки, которые можно получить на дополнительных курсах и стажировках. Часто вузы сотрудничают с предприятиями — работодатель «выращивает» специалиста под себя. В текущих условиях демографической ямы «нанимать только сеньоров» не могут себе позволить даже Яндекс и Mail.Ru, поэтому они ищут стажеров. Не бойтесь пробовать устроиться и не бойтесь менять первую работу, если она вам не нравится.
Отдельно упомяну про важность изучения английского языка. Запишитесь на курсы английского — и это в свою очередь, откроет для вас MOOC курсы иностранных университетов.
Про успеваемость: обидно, но работодатели не смотрят, что у вас «красный» диплом, но все равно хороший средний балл (GPA) может понадобиться при поступлении в зарубежную магистратуру.
Дерзайте!
Еще по теме:
○ О рейтингах вузов: отделяем зёрна от плевел
○ Высшее и дополнительное образование в ИТ: результаты исследования «Моего круга»
○ Высшее образование и ИТ — текущие реалии и перспективы, мнения и опыт экспертов
○ Первокурснику: Вуз.Инструкция 1.0
○ Яндекс опубликовал обзор рынка ИТ-вакансий
○ Мониторинг
эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования
Автор: gag_fenix