В этом материале Александра Дмитренко, Software Engineer, рассказывает о своем опыте преподавания программирования детям и объясняет, что работает лучше всего для каждой возрастной группы.
Коротко о своем опыте
В университетские годы, когда надо было придумать, как делать лабораторную работу по программированию, я иногда начинала описывать проблему своему 10ти-летнему племяннику – по сути использовала метод «Резиновой уточки». Должна сказать, что он таки рабочий. Кроме того, заметила, что племяннику становится интересно поразмыслить над решением, когда он понимал задачу. Он подходил к компьютеру и начинал рассматривать код, спрашивал, как он работает. Так он решил начать программировать, а я ему помогала.
Через несколько лет, когда я уже работала в IT как тестировщик-автоматизатор, мне предложили менторить начинающих Java-разработчиков. Таким образом я и себя стимулировала учиться. С тех пор, я занимаюсь менторингом взрослых. Также время от времени делаю вебинары для начинающих IT-шников.
Больше двух лет назад присоединилась к программе eKid – обучение детей школьного возраста программированию на языках Scratch, HTML/CSS, Python и др. Заниматься этим проектом я стала случайно. Казалось, что это слишком большая ответственность. Посреди учебной программы искали человека заменить тренера, и никак не могли найти. Девушка с моего проекта рассказала, что «она там была, и это не страшно». Так я уже 2+ года участвую в программе и преподаю разным группам (начинающим и опытным, младшим и старшим). Под каждую группу детей хочется подстроится и сделать им интересное занятие. Поэтому я часто изучаю возрастную психологию и экспериментирую с программой и наполнением уроков.
Хочу поделиться своим опытом и рассказать, какой подход к программированию лучше подходит для каждого возраста детей.
Основы
Все дети разные. Особенности и темпы развития ребенка зависит от ряда факторов:
- генетических особенностей: насколько быстро образуются нейронные цепочки и насколько долго они остаются активными;
- времени, которое родители уделяют ребенку, играя и общаясь с ним;
- питания, перенесенных болезней и стрессов.
Человеческий
Дети в возрасте 7-9 лет
Им интересны игры, в них участвовать. Эти дети воспринимают происходящие вокруг события как сказку и представляют себя её героями. Что угодно, даже обычный носок, надетый на руку, оживает и становится частью представления. А если эта вещь действительно сама может двигаться и говорить, то это часть магического действия. Конечно, им нравится играть с роботами, потому хорошим вариантом будет придумать историю, развивающуюся вокруг этого механизма, который можно запрограммировать.
Примеры удачных идей
Создайте пьесу на основе любого известного детского фильма или литературного произведения. Например, «Гарри Поттер и философский камень». Место действия – Хогвартс, команды детей соревнуются, чьи заклинания (написанные на языке программирования) лучше. Когда дети научились самостоятельно достигать какого-то результата, все вместе могут работать над общим проектом, например, запрограммировать шарообразного робота быть мячиком в кубке по квиддичу. Следующий урок можно сделать в формате другой серии о приключениях волшебника.
Прислушайтесь к детям: если они все время говорят о покемонах – очевидно им интересна эта тематика. Просмотрите несколько мультфильмов, и на их основе самостоятельно придумайте что-то новое.
Одна из групп детей, с которыми я работала, увлекалась темой пиратов. Я придумала персонажа – волшебницу, которая подарила детям робота и научила их программировать. Злой пират, увидев это, украл робота, пока дети отвлеклись. Ребята отправились на выручку, однако и сами попали в ловушку. Для того, чтобы выбраться из темницы, они должны были выполнить задания по программированию. Когда пират уснул, дети сбежали, забрав робота и сладкие сокровища из пиратских тайников.
Что может пойти не так
Мы решили снять фильм – продолжение «Звездных воин». Дети были актерами, но также должны были запрограммировать робота, который по сценарию проложил бы путь по лабиринту к принцессе Лее, затем напугал стражей, и помог принцессе бежать. Однако, во время съемок, дети-стражники вдруг оказались смелыми и «отказались бояться». Пришлось импровизировать: заставить робота их загипнотизировать. Это сработало, и принцесса была спасена!
Помните!
Будьте готовы к тому, что не все будет идти согласно первоначальному плану. Дети могут внести существенные коррективы в сюжет. Придумать, как спасти ситуацию – это самая забавная часть проекта.
Дети в возрасте 10-11 лет
В этом возрасте дети уже ощущают себя личностям, они хотят сделать нечто значимое, их волнуют вопросы торжества справедливости.
Что может пойти не так
Когда я пыталась повторить сюжетную игру о пирате с более старшими детьми, попытка переросла в дискуссию о том, имел ли пират право похищать робота и какое наказание он должен бы понести за такое преступление. Дети в этом возрасте стараются продемонстрировать свои знания и остроумие при первой же возможности.
Примеры удачных идей
Придумайте нечто особенное. Обсуждая, как можно запрограммировать робота, мы решили создать волшебный шар-предсказатель. Написав эту программу, каждый хотел задать ему свои вопросы и, возможно, услышать ответ, который сам же и сочинил. Одна девочка задала вопрос, получит ли она котенка на день рождения. Ответ «Нет» ее не удовлетворил, потому она продолжала спрашивать, пока, наконец, не услышала «Да». Но ее мама, наблюдая за процессом, уточнила, что первый ответ все же был верен. Мальчик, задав вопрос о том, победит ли он на олимпиаде по математике, услышал «Да», и это предсказание обрадовало обоих: его и отца мальчика.
Еще одна «рабочая» идея – создать большой проект, максимально похожий на серьезные, «взрослые»: от постановки задачи до применения scrum методологии. В этом возрасте дети стремятся выучить новые слова и понятия, чтобы казаться взрослее, поэтому не нужно даже пытаться заменить профессиональную терминологию более простыми и понятными словами. Примером такого проекта может быть самостоятельное проектирование и написание детской игры на Scratch или Python. Дайте детям возможность поставить цели и достичь их.
Лично мне наиболее комфортно работать именно с этой возрастной группой. Дети в этом возрасте уже более самостоятельны, не ждут, когда их начнут развлекать, но и не столь избирательны, как подростки.
Дети в возрасте 12-15 лет
Многие называют подростков «трудными», поскольку в этом возрасте они находятся в поиске собственного стиля в первую очередь поведения, часто отвергая предложенное, изобретая что-то новое, пробуя и выбирая. Они подчинены сиюминутным импульсам. В работе с подростками успеха добьется тот наставник, который сумеет создать интерес к своему предмету и желание его изучать. Подросткам нужно позволить думать самостоятельно и полагаться на свои идеи. Учитель должен предложить им материал, и при этом дать личностям раскрыться в полной мере.
Примеры удачных идей
Создание нового эпизода «Звездных войн» с роботом BB-8 или волшебного шара-«предсказателя». Подросткам понравится возможность продемонстрировать креативность и экстравагантные идеи, предложить необычные сюжетные повороты или оригинальные фразы для «предсказателя». Программирование с использованием функциональных блоков будет им интересно, но использование JavaScript увлечет их не менее. Напишите с ними простую программу, вроде телеграмм бота или калькулятора. Эти дети высоко ценят практические навыки, они приходят на занятия по программированию, потому что хотят связать с этим свою будущую профессию. Некоторые даже переживают, что начали слишком поздно! Подбадривайте их, хвалите за успехи, не акцентируйте внимание на неудачах, и они вам доверятся.
Помните!
Невозможно понравиться всем. Всегда есть шанс «сесть в лужу», особенно, когда вы попытаетесь пошутить. Часть ребят будет увлечена созданием фильма и обсуждением сюжета, другие же будут более скептичны и предпочтут работать над домашним заданием по программированию. Когда мнения расходятся, просто примите это как должное.
Выводы
Не пытайтесь вложить знания в целом, и в частности по программированию, в ребёнка как можно раньше. Американская академия педиатров рекомендует держать подальше от экранов детей до 3х лет. В тоже время, если человек с детства будет знаком с кодом, во взрослой жизни у него появится ряд преимуществ. Главное – найти баланс, дарить вдохновение и помнить, что всему свое время.
Автор: Opetrunok