Мне всегда казалось, что нет более уязвимого и потерянного в реальности человека, чем первокурсник в первом своём семестре. Точнее, казалось так не всегда, а начиная со своего первого курса. Потом были сессии, аспирантура, работа преподавателем на несчастном первом курсе и мнение только укреплялось. Представьте себе: человека выдернули из школы и поместили в абсолютно другую среду со странными чертами: группа похожа на класс, те же парты и доска, учебники и злой библиотекарь, те же пары, так похожие на уроки. Но, чёрт возьми, что происходит? Я вам расскажу, что.
То же самое, но про инженеров — ниже. 1:1, пацаны
Это рубрика «Свободный микрофон», в которой сотрудники RegionSoft Developer Studio пишут не о нашей CRM-системе, а могут высказать своё мнение в рамках корпоративного блога. Наша коллега в августе прочитала пост на Хабре и комментарии к нему, не нашла время написать пост-ответ, потом потеряла пост (видимо, его скрыли), в итоге нашла этот самый пост и время. Она трижды была студенткой, дважды — преподавателем в вузе, так что ей слово.
Привет! Я не понимаю, что вызвало столько негатива в статье yurij_volkov. Да, подозрительно много текста выделено под конференции, много о самообучении — но главное, много ценного и дельного. Комментарии, конечно, вообще огонь, но и в них есть рациональные зёрна — в частности, про общение и про список из 19 пунктов (там много вечного). На мой взгляд, главная проблема статьи в том, что она не совсем про вуз, а тема-то интересная. Поэтому поговорим о вопросе предметно.
Итак, вы поступили на первый курс желанного или не очень вуза. Чисто теоретически через 5-6 лет обучения из вас должен получиться толковый специалист, готовый работать, производить и вливаться в команду. Но это будет очень непростой путь, утыканный крайне странными объектами. По ним и пройдёмся. Пойдём?
1. Студенты разные
Одногруппники — это те люди, с которыми вы будете проводить больше всего времени. Они совершенно разные: ребята из села и из города, из профильной школы и из обычной, с опытом работы и без, олимпиадники и троечники. Это агломерация взрослых людей с зашкаливающим юношеским максимализмом и своими причинами выпендриться. И это очень, очень круто! Как правильно отметил автор первой статьи, коммуникации решают. На самом деле, причин включиться в общение три:
- От растерянного первака до солидного человека — от 5 до 10 лет, это короткий промежуток времени. Вам всем предстоит работать в одной сфере, чаще всего и в одном городе, — а значит, это будущие деловые контакты и возможности сотрудничества, а может и совместного дела.
- Во время общения вы получаете интересные социальные знания — например, уже работающие одногруппники много интересного и, главное, честного расскажут о работе и об отношениях с работодателем. Когда слушаешь своего ровесника, а не кадровика и не коуча, это реальная практика — почти на своей шкуре.
- Коллаборация в учебном процессе бесценна: кто-то будет круто шарить в математике, кто-то в С++, а вон та отличница — в английском и долбаных концепциях современного естествознания. Доказано опытом: студент студенту и поможет, и объяснит гораздо доступнее, чем преподаватель.
Я преподавала статистику и фин.анализ у относительно гуманитарных ребят. Это было довольно сложно — видеть 30-90 пар пустых глаз. Меня саму начинало мутить от их беспросветного непонимания индексов, показателей и формул. Но, конечно, сообразительные ребятки были, и вот однажды я услышала, как один парень объяснял что-то сокурсникам: «Да вы уловите суть! Вы пришли в клуб и думаете, что все девушки там, как Анджелина Джоли. Идёте, а там у первой ноги короткие, у второй короткая стрижка, у третьей пятый размер, у четвёртой — нулевой, у пятой есть парень и т.д. И ни одна не Джоли, но из них её собрать можно. Но в целом это молодые девушки, с которыми можно приятно провести время. И вот то, насколько они далеки от идеала, определяет качество вашей вечеринки. В этом суть дисперсии — отклонения кучи циферок от самой главной циферки». Это было прекрасно, живо и весело. Я взяла опыт на вооружение и уже через неделю у нас был проектор с интересными презентациями и примерами, а аудитория не тупо записывала под бу-бу-бу и стук мела по доске, а искала примеры. Это была лучшая сессия за 2 года. Так что студент студенту — товарищ, конкурент и препод.
2. «Вы больше не ребёнок»
Вообще лицемерная фраза, которую вам повторят не раз. При этом, стоит вам накуролесить, прогулять пять пар подряд или нахамить преподавателю (в идеале — декану), тут же найдут ваших родителей и испортят им настроение (а родители потом вам — шкуру). Но в ней есть доля истины — именно в студенческое время вам предстоит научиться работать, зарабатывать, жить на ограниченную сумму (да, я знаю об исключениях, и они не лучшие примеры), выживать в общежитии или на съёмной квартире, управлять своим временем. Даже если вы живёте с родителями и вуз находится в соседнем доме, вы всё равно ощутите значительную степень свободы. Ваша задача — быть ответственным внутри этой свободы и не принимать её за вседозволенность. Минутка морализма, основанного на печальном опыте, окончена, дальше по сути учёбы :-)
3. Преподаватели разные
И это самое страшное, с чем вы столкнётесь с первого учебного дня. Особенно это касается технических, инженерных, программистских специальностей. Если в школьных учителях ещё сохранялись остатки терпения, корректности и патернализма, то преподаватели считают вас взрослыми людьми, частно тупыми, часто малолетними, редко — равными. Приведу свою полушуточную (на самом деле, очень серьёзную) классификацию профессорско-преподавательского состава, от лучшего варианта к наихудшему).
- Бывшие практики. Лучший вариант — они ещё недавно работали и погружались в тему, а сейчас у них много времени на преподавание и, кажется, их дело им доставляет удовольствие. К таким нужно ходить и на лекции, и на семинары, расспрашивать на занятиях и после них, впитывать знания. Например, мы на своём курсе устраивали круглые столы и звали таких преподавателей, чтобы в неформальной обстановке получить эксклюзивные знания, а ещё больше — жизненный опыт. Обычно такие преподаватели забивают на знание формул и толщину курсача, но строжайше относятся к практическим вопросам, им важно, чтобы вы понимали материал и осознавали его, а формулы и паттерны и в гугле найти можно.
- Практики. Имеют все преимущества первой группы, но часто не приходят на занятия и крайне заняты для дополнительных вопросов. Огромный плюс такие преподавателей в том, что особо отметившихся знаниями и умениями ребят они забирают к себе на работу прямо со студенческой скамьи. Не отказывайтесь, идите на стажировку, практику, на полдня — это вам даст больше, чем курс лекций.
- Учёные. Глубокие теоретики и, как правило, немного практики, которые занимаются фундаментальной наукой и исследованиями, пишут умные книги и статьи, стремятся втянуть в это студентов. Это ваш вариант, если учёба для вас в абсолютном приоритете — такие преподаватели могут найти для вас занятие в лаборатории или на кафедре, где вы получите дополнительную практику и, возможно, найдёте себя в науке. И всё это не выходя из стен вуза.
- Драконы. Встречаются среди первых трёх категорий: умные, продвинутые, но очень жестокие преподаватели, которым внезапно важно соблюдение каких-то принципов и формальностей типа оформления курсовой работы по ГОСТ, знания определённых учебников, code style и т.д. Как правило, их не любят, но потом им благодарны — они формируют настоящую внутреннюю дисциплину будущего работника. Поверьте, среди начальников тоже много драконов.
- Серийные преподаватели. В целом безобидные, но и бесполезные специалисты. Они всегда преподавали и будут преподавать, и в этом их беда. Они довольно мало получают и вынуждены работать в нескольких вузах, поэтому студенты для них что-то вроде конвейера — им всё равно, как вы поняли, что вы поняли, главное, чтобы на экзамене оттарабанили что-то близкое к теме. Именно у них на лекциях — вышпаренный годами и часто неактуальный контент, а на семинарах — чтение докладов по темам из методички. Доклады, конечно, из интернета. Самое обидное, что такие преподаватели генерируют безразличие к предмету, и, если они у вас будут вести не философию, а, например, алгоритмы, вы многое потеряете. Обязательно компенсируйте такое преподавание самоподготовкой!
- Вчерашние теоретики. Как правило, выпускники вуза, решившие пойти по пути наименьшего сопротивления и преподавать. Бестолковые, но иногда требовательные — они чисто психологически могут мстить за свою учёбу. Но иногда встречаются молодые и старательные с ними можно погружаться вглубь теории — она вам пригодится в работе. И главное — учитесь у них читать книги, это крутой навык!
- Чтецы и писари. Преподаватели, которые пишут свои методички, чтобы получить старшего или доцента, а потом по ним же читают лекции — вот слово в слово. Ждать от них особо нечего. Хорошо, если методичка не 1998 года. Ещё они любят, чтобы их книжки покупали и записывались в длинные листы на кафедре.
- Аспиранты. Злые гады, которых отвлекли от работы и повесили обязаловку по лекциям. Как правило, не стараются, но и не лютуют. С ними можно
побухать и покуритькультурно съесть пирожок и расспросить о лютых преподавателях и способах их безопасного обхода.
Вот аспиранты примерно такие же, только ещё с работой
- Люди в маразме. Причём иногда диагноз не зависит от возраста. Такие преподаватели отправляют студентов пачками на комиссии, считают, что существует только их предмет (например, крайне важный курс «Системы качества и сертификации», на котором приходится определять нормативы для зернистости доски в аудитории), дают неадекватные задания и полагают, что именно они светило вуза в частности и российского образования в целом. У них всегда наготове вопрос, способный завалить любого (например, какое количество шипов должно быть на шине Камаза или п 3. ст. 147 ГК РФ на память (их там два, не гуглите)). Их, как правило, нельзя купить, запугать, с ними нельзя договориться. Но их можно пережить — как правило, все знают о таких персонажах и комиссии довольно лояльны к их жертвам. Но следующий семестр будет без стипендии. Знаний по предмету тоже не останется, поэтому, если вам не повезло и он профильный, обязательно восполните пробел — и в дальнейшей учёбе, и на госах вам это пригодится.
Лайфхак: если такой же предмет в другой группе ведёт адекватный преподаватель, можно индивидуально или всей группой требовать перевода к нему. Но требовать нужно как можно раньше, в середине семестра такие вопросы решаются только индивидуально и с серьёзным основанием.
- Боги советского ИТ, они же динозавры. Это профильная болезнь для некоторых специальностей, однако крайне неприятная, потому что речь идёт о профильных дисциплинах. О технологиях вам рассказывают люди, которые начинали с перфокарт и ими же закончили, уйдя в преподавание. Это могут быть интересные рассказчики, но, кроме истории, вы от них ничего не узнаете, а они будут максимально сопротивляться всему новому. За всю жизнь я лишь единожды встретила преподавателя, который попросил студентов рассказывать ему о новых вещах (это были финансы) и студенты стремились оправдать доверие, разыскивали информацию, чтобы его не подвести и ему помочь. Впрочем, до сих пор кажется, что это у него была такая хитрая методология.
Конечно, разделение условное, и могу быть смешанные типы, безразличные практики и вдохновенные и вдохновляющие «динозавры». Главное, что их всех нужно пережить, к каждому найти свой подход, завоевать свой уд., хор., отл. знаниями или знаниями с хитростью пополам. Не, ну реально, не доставить же какому-то чудаку радость, будучи отчисленным?!
4. Предметы ненужные
Все дисциплины в вузе делятся на нужные (практически ценные или же профильные теоретические), вспомогательные (дают понимание специальности), да простят меня бывшие коллеги, ненужные (политология, социология, философия, КСЕ и т.д.) и английский язык (о нём отдельно). Так вот, о ненужных — они есть в стандарте образования и их нельзя избежать. Поэтому первые два года вам придётся помнить, что кроме учебников по термеху, алгоритмам, матану и прочей кибенематике, вам нужно не забыть накатать реферат по всем этим -логиям и -софиям. Однако чуть позже в аспирантуре или на работе вы поймёте, что эти предметы сформировали вас умение говорить, работать с массой источников и быть в принципе разносторонним человеком.
Несколько советов:
- Не качайте готовые рефераты, их палят. Пару раз научитесь компилировать источники — и у вас будут лучшие работы в группе.
- Постарайтесь получить освобождение от экзамена по этим предметам — активно отвечайте на семинарах, посещайте лекции (иногда ставят только за посещаемость), задавайте вопросы и т.д. Технарей от них очень часто освобождают.
- Если преподаватель относится к последним двум типам, не ввязывайтесь в конфликт, а всячески показывайте, как вы цените предмет и насколько осознаёте важность.
- Расспросите старшекурсников о том, в чём фишка конкретного преподавателя и следуйте инструкции (Например, у нас был развесёлый чувачок в отставке по БЖД, который хохмил и вообще казался милахой, а потом устроил нам на зачёте полную ЧС — всем, у кого были лекции до единой, он разрезал тетради и ставил зачёт, а остальные сидели, зоны поражения высчитывали… заходов по пять. Следующий за нами курс уже прилежно записывал его вещание).
В конце концов, эту гуманитарную лабуду выучить гораздо легче, чем основные дисциплины. Не стоит связываться с проблемами, чтобы они мешали заниматься основным.
5. Предметы нужные
Здесь всё чётко и однозначно — учиться, понимать, вникать. Особенно это касается инженеров, химиков, айтишников и т.д. (ну и студентов-медиков — интересно, они есть на Хабре?), поскольку полученные знания пригодятся в работе. Обходов и лайфхаков не будет, будут только советы.
- Не ограничивайтесь одним источником — обязательно находите книги, читайте Хабр, Тостер и другие доступные вам ресурсы (особенно на английском языке).
- Если перед вами стоит выбор, пойти на лекцию или на семинар (например, нужно идти на работу), идите на лекцию — они, как правило, ценнее в плане качества и количества информации.
- Если предмет связан с программированием — пишите код, даже если от вас это не требуют. Увы, существуют преподаватели, которые до сих пор пишут код на доске и принимают его исключительно на листочке, крича при этом: «Думай, как компилятор!» Это ужасно. Хороший программист может получиться только тогда, когда он пишет, пишет, пишет код в среде разработки, отлаживает, смотрит, как работают внутренности, ковыряется в ошибках и сам же их исправляет.
- Нереальный к исполнению совет (я сама ни разу так и не смогла заставить себя): не учите всё в ночь перед экзаменом, учите во время семестра, тогда сессия не прибавит седых волос и не отмотает пару километров нервов. Так вы запомните больше, сдадите легче, а в дальнейшем лучше усвоите новый связанный материал. Жаль, что понимаешь это в 30, а не в 18…
- Практикуйтесь. Если у вас нет возможности найти работу или стажироваться в ИТ-компании, открывайте GitHub и ищите интересный вам проект. Opensource даёт возможность перелопатить массу кода, увидеть уродливые и красивые примеры, научиться и даже принести пользу. Сперва, конечно, ваш вклад будет никаким, но постепенно вы сможете участвовать в любом проекте, который вас увлекает (будь то разработка крутой игры, текстового редактора или операционной системы).
Вредный совет. Очень вредный совет. Работает. Жаль
6. Книги живее всех живых
Конечно, для студентов-программистов (и не студентов тоже) Интернет — лучший источник знаний, решений, изящных фич и всего прочего. Но именно книги содержат самые важные детали, которые могут быть упущены в статьях и на форумах. Поэтому обязательно находите книги и используйте их в обучении. Из тех, что помогли мне «войти в айти» и вникнуть в то, как работает программирование, что такое сети и как всё это нужно употреблять в работе:
- Герберт Шилдт. Полный справочник по С++ (он божественен, прекрасен, идеален, понятен)
- Бьерн Страуструп. Язык программирования С++ (читать нужными частями)
- Марк Лутц. Изучаем Python
- Эндрю Таненбаум. Архитектура компьютера (у Таненбаума классный язык и крутые переводы)
- Эндрю Таненбаум. Компьютерные сети
Даже если вы ни разу не собираетесь писать на плюсах и ваш прекрасный проект для Android написан на Kotlin, этот набор даёт глубинное понимание темы. Впрочем, есть ещё масса прекрасных книг — очень надеюсь, читатели Хабра накидают свои варианты в комментариях.
7. Экзамены
Неотвратимый факт — они придут: при модульной системе чуть раньше, при обычной — чуть позже. Скажу сразу: для любого студента с любым уровнем знаний и опыта экзамен — это огромный стресс. Для первокурсника стресс переходит все границы, потому что такой формат общения с преподавателем в школе почти не встречается. Итак, если вас не освободили и вам предстоит сдавать, вам пригодятся некоторые вещи.
- Попросите у преподавателя билеты в начале семестра и во время учёбы сразу распределяйте информацию, отмечая, что к чему относится (маркером) — так вы затратите меньше ценного времени перед экзаменом на поиск информации.
- Начинайте учить минимум за неделю — технические предметы за ночь не выучить.
- Высыпайтесь перед экзаменом, но утром обязательно листайте тетрадь.
- Берите с собой тетради, методички, учебник — нередко во время подготовки всем этим можно легально или нелегально воспользоваться. Жутко обидно, если разрешают использовать тетрадь с лекциями, а её нет!
- Если знаете хорошо, идите в начале и не психуйте. Если знаете плохо, идите ближе к концу, экзамен всем поднадоедает и идёт активнее.
- Помните: лучше решить задачу, чем рассказать теорию. Поэтому при подготовке обратите внимание на запоминание формул и важной для решения информации.
- Проследите, чтобы по каждому билету вы знали хоть что-то. Не оставляйте полностью невыученные разделы, по закону подлости попадутся именно они :-)
В принципе, экзамен — это фиксация факта наличия знаний. Поэтому настройтесь и используйте весь свой ресурс. Не гонитесь за оценкой, будущему работодателю чаще всего наплевать на цвет диплома и средний балл (но не наплевать на наличие этого самого диплома!).
P.S.: если не сдали, не грубите и не устраивайте истерику. Заберите зачётку и спокойно уйдите — вам на пересдачу идти к этому же преподавателю.
Крохотный лайфхак: можно попробовать найти причину и попросить сдать экзамен досрочно. Иногда преподаватели легко соглашаются на это и принимают гораздо менее сурово. На крайний случай, у вас окажется просто лишний неофициальный шанс перед экзаменом. Только не забудьте потом проверить, что оценка есть в ведомости и зачётке!
8. От сессии до сессии живут студенты весело. Студенческая жизнь
В каждом вузе есть студенческая жизнь: творческая, интеллектуальная, научная, профкомовская и т.д. Это довольно весёлый и классный способ общения, который затягивает. Плюс в том, что лояльность к «активу» выше, минус — отнимает время от учёбы и работы. Совет простой: выберите себе что-то выгодное или лайтовое: профком, научное студенческое общество, клуб интеллектуальных игр, совет курса. Так вы будете и на виду, и без ущерба для основного времени. Главный совет: не играйте в КВН, это часто приводит к отчислению, поскольку отнимает колоссальное время, силы, деньги и т.д.
10. Самообразование
Мы все живём в мире острой конкуренции за хорошую работу, а значит, за деньги и за хорошую жизнь. И работодатель выберет более опытного, образованного или хотя бы целеустремлённого и перспективного сотрудника. Вуз окончат все (ну почти), нам с вами нужен вуз++. Для этого нужно уделить себе, родному, чуть больше внимания и засунуть свою лень и прокрастинацию чуть поглубже.
- Стажируйтесь, ищите практику, работайте с опенсорсом — находите возможность общаться с опытными специалистами, видеть реальную работу, смотреть, как теория ложится на трудовые реалии. Так вы сможете совершенно иначе воспринимать процесс обучения и быть готовым к работе в команде.
- Ходите на взрослые конференции и митапы, выступайте на студенческих. На первых вы впитаете новые знания, научитесь от спикеров держаться на публике и поймёте, что в тренде в профессиональной среде, а на вторых отточите навыки. Не упускайте такие возможности, тем более, что билеты для студентов всегда дешевле либо бесплатны в принципе.
- Найдите летнюю школу в какой-нибудь ИТ-компании (в крупных городах они есть) и обязательно пройдите её — это весело, интересно, полезно.
- Читайте статьи, форумы, задавайте вопросы, изучайте Хабр — так вы получите доступное объяснение весьма сложных вопросов.
- Пишите код, пишите код, пишите код.
- Учите английский язык — без него в ИТ-сфере очень тяжело. По сути, вы добровольно обрезаете себе доступ к ценной информации, проектам, подлинникам книг по разработке и инженерии, которые не перевели на русский язык, к целому блоку бесплатных и крутых курсов университетов. Как учить, без разницы, но лучше сочетать какую-нибудь оффлайновую школу языка, игрушки в мобильнике типа ЛингваЛео и персональные уроки (по скайпу или оффлайн — только ищите собеседника с вашими профессиональными интересами).
Поверьте, учиться, особенно в ИТ-сфере — это очень интересно. А главное, через год-полтора вы ощутите, насколько вы круче однокурсников и насколько больше карьерных возможностей появляется.
11. Работа
Это очень сложный вопрос. Работодатели не любят учащихся, преподаватели ненавидят работающих и рекомендуют заочку. Работа во время обучения на дневном — не алиби, а отягчающее обстоятельство. Но работать надо — с 3 курса уже железно. Многие ИТ-компании любят «растить студента под себя» и с радостью возьмут вас на половину дня. Воспользуйтесь этим шансом и постарайтесь закрепиться в компании, показать свой интерес, оказаться полезным. Вероятно, вы сможете определиться, хотите ли вы бить тру прогером, тестировщиком или системным администратором. Это позводит вам выбрать нужную узкую специализацию и уделять больше внимания аспектам будущей работы. Ну и деньги, да.
Ещё несколько советов
Студенческие годы — если не лучшие, то одни из лучших это точно. И не стоит их превращать в ту адскую тягомотину, которой была школа. Воспринимайте учёбу как путь в профессию, как начало профессионального пути.
- Не верьте рассказам про бросивших институт Билла Гейтса и Стива Джобса. Во-первых, это гении и они уходили из вуза, чтобы строить свои бизнес-идеи (а не кофейни и недостартапы). Во-вторых, в России не приветствуются специалисты без высшего образования и ещё долго не будут приветствоваться. В-третьих, посмотрите на истории Ларри Пейджа и Сергея Брина (Google), Ильи Сегаловича и Аркадия Воложа (Яндекс), Давида Яна (ABBYY) и многих других. Это люди с отличным образованием и нередко — с научными степенями. Именно это и обусловило их визионерство и способность создавать сервисы и программы, которые помогают миллионам. И да, Стива Балмера Гейтс встретил именно в Гарвардском университете.
- Если вы принимаете решение идти в науку, обязательно уточните, а какая она сейчас: посмотрите диссертации по теме, изучите научные центры и созданные инновации, попробуйте понять, что вы можете сделать внутри научного сообщества. Иногда в бизнесе можно оказаться гораздо более востребованным и полезным. А наука иногда заканчивается защитой диссертации и недовольным научным руководителем, который не хочет конкуренции в виде молодого амбициозного ученика.
- Если первая работа вам не понравилась, не держитесь за неё — лучше сменить место, сделать выводы и начать заново, чем быть в том месте, которое вам не по душе.
- Учитесь говорить на публике и связно формулировать свои идеи.
- Ничего не бойтесь: институт или университет — это не мега враги, а ваши помощники, которые приведут вас в мир настоящей комфортной работы.
В общем, стоит пять лет напрячься, чтобы потом довольно легко освоиться на работе, которая гораздо проще учёбы, поскольку требует от вас лишь нескольких функций. Чем плотнее и глубже вы будете учиться, тем проще и интереснее вам покажется это время. Тем более, что первые два года вы работаете на зачётку, а потом она на вас, и это неоднократно проверенный факт.
Просьба к читателям Хабра — давайте дополним эту длинную нотацию вашим опытом. Расскажите, что вы закончили, как учились, что вам особенно помогло, какие книги/курсы/лекции и кому рекомендуете? Получится неплохая шпаргалка.
Есть работа в Нижнем Новгороде
Если нужна CRM, пишите и звоните туда же или заходите на сайт.
Наш Telegram — иногда пишем интересно.
Автор: Free_Mic_RS