Автор иллюстрации — John Kenn
В продолжение статьи «Скорочтение. Как читать в восемь раз быстрее, если тебя преследуют демоны».
Сегодня я немного расскажу про запоминание и понимание прочитанного. Читая со скоростью 300 слов в минуту — понять и запомнить текст не сложно, но стоит ускориться до 800 и начинаются проблемы.
Для нетерпеливых: запоминать больше можно при помощи схематических записей. Подробности под катом.
Понимание и запоминание
Понимание и запоминание тесно связаны. Сложно запомнить то, что не понял, так же невозможно не запомнить ничего из того, что понимаешь.
Основная разница заключается во времени. Понимание приходит во время чтения, а вот запоминание пригодится позже.
К примеру, сегодня я начал читать книгу «Гарри Поттер и методы рационального мышления», и я понимаю большинство из написанного, а что мне не ясно — Гугл подскажет. Но если через лет семь-восемь мои дети попросят рассказать им «сказку про умного Гарри» — без повторного прочтения книги я не смогу рассказать сюжет.
Первый шаг к запоминанию — воспроизведение только что прочитанного. После прочтения задавайте себе вопрос «О чем это?»
Линия — основа схемы запоминания
Простая диагональная линия, поверх которой написана суть прочитанного — первый шаг к визуальным схемам запоминания. Это проще чем конспектирование или составление краткого содержания.
Как рисовать эту линию?
Во время чтения чертите диагональную линию на чистом листе бумаги. После прочтения абзаца напишите над ней о чем там написано. Не подглядывайте и постарайтесь быть кратким. Для запоминания достаточно всего пары слов.
Иллюстрация из книги: пример диагональной записи о детском стихотворении «Шалтай-Болтай».
Теперь можно немного усложнить и расширить схему. Добавьте древовидные отростки к диагональной линии. Каждый отросток несет свою часть информации, также сохраняйте краткость.
Вот пример расширенной схемы записи — все о том же стихотворении «Шалтай-Болтай».
Схема читается снизу вверх.
Иллюстрация из книги: расширенная запись детского стихотворения «Шалтай-Болтай».
При тренировке моментального воспроизведения прочитанного не структурируйте информацию. Просто постарайтесь воспроизвести в памяти и записать максимум полезной информации, а также деталей, не подглядывая в книгу.
Навык вырабатывается быстро, и чем больше у вас будет практики, тем лучше вы сможете воспроизводить прочитанное.
Это упражнение также помогает улучшить понимание. Очень важно не подглядывать в прочитанный текст при тренировке запоминания. Иначе вместо запоминания вы будете упражняться в копировании.
О скорости и понимании
Работая над улучшением понимания и запоминания прочитанного забудьте о скорости.
Хорошее запоминание и высокая скорость чтения — это два различных навыка
Тренируйте каждый по отдельности и со временем, когда вы достигнете определенных результатов, выработается синергия.
А до тех пор помните: «Мухи отдельно, котлеты отдельно».
Схемы запоминания — не единственный способ научиться лучше запоминать и воспроизводить прочитанное. Но он прост и доступен, а также эффективен. Прежде чем искать и пробовать иные методы, возможно, стоит обучиться этому. Пробуйте и практикуйтесь, со временем это войдет в привычку. Но никогда, запомните, никогда не ешьте желтый снег не учитесь чему-то вполсилы. Пожалейте свое время и силы, если вы хотите научиться больше запоминать — начинайте сейчас и практикуйтесь.
О скорочтении на SmartProgress:
→ Группа «Скорочтение»
→ Цель «Освоить скорочтение»
→ Цель «Книжный дневник + скорочтение»
→ Цель «Нас не догонят — Или как падаван обучался скорочтению и скоромыслию»
Читайте больше наших статей в нашем блоге: SmartTalks
Источник: Питер Камп. Скорочтение. Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее
Автор: SmartProgress