Tin Can API — замена устаревшему стандарту SCORM – часть 1

в 11:20, , рубрики: e-learning, IT-стандарты, scorm, Учебный процесс в IT, метки: ,

В 1999 году стартовал проект SCORM (Sharable Content Object Reference Model), инициированный департаментом науки и техники при правительстве США. Целью проекта было облегчить жизнь Министерству обороны США и прийти к общей стандартизации на рынке электронного обучения. Разработка SCORM была возложена на инициативную группу ADL (Advanced Distributed Learning), которая и дала жизнь новому стандарту. В октябре 2001 года увидела свет первая, рабочая версия стандарта – SCORM 1.2, и с тех пор он стал завоевывать рынок, планомерно становясь основным мировым сборником спецификаций и стандартов E-Learning. За 11 лет новый стандарт успел закрепиться у поставщиков и клиентов и претерпел некоторые изменения. В 2009 году вышла уже четвертая версия SCORM 2004 – 4th Edition.

Видимо, уткнувшись в свои мониторы и углубившись в совершенствование SCORM, ребята из ADL очень увлеклись. Настолько, что не заметили, как рынок изменился, оброс новыми технологиями и стал другим. Фундамент спецификации закладывался в конце 90-ых, но за 10 лет рынок настолько повзрослел, что его сложно было узнать. Появились смартфоны с большими экранами, планшеты, на фоне этого возникло направление Mobile Learning, а вместе с ним и HTML5 Publishing для возможности отображения обучающих материалов на разных видах устройств. Но это была лишь верхушка новой волны трендов электронного обучения: Social Learning (Социальное обучение), Gamification (Геймификация), Blended Learning (Смешанное обучение), Informal Learning (Неформальное обучение) и ещё с десяток новомодных словосочетаний заполнили рынок.

image

В ADL поняли, что стандарт явно устарел и не соответствует сегодняшним требованиям рынка, SCORM просто не успевает за ним меняться. Поэтому умными дяденьками из Advanced Distributed Learning было принято решения не крепить костыли к старому стандарту, а создать новый, который будет соответствовать нынешним требованиям и поддерживать большинство современных стандартов. Таким образом, на свет появился Tin Can API.

Я планировал, что расскажу в этой статье об основных преимуществах нового стандарта, расскажу о том, как ведется разработка стандарта, и приведу примеры кода. Но начав изучать запись вебинара и переводить документацию, я понял, что вместить всё это в одну статью просто не получится. Некоторые моменты очень важно пояснять, так как их аналогов в SCORM не существовало. В другие мне самому лично было интересно углубиться для более четкого понимания спецификации. По этой причине в этой статье я затрону лишь часть преимуществ и ключевых моментов Tin Can и надеюсь, что смогу продолжить дальше цикл статей посвященных молодому стандарту.

Мне подумалось, что информация такого рода может оказаться полезной для. Тем из вас, кто попадет на собеседования в фирмы из сферы электронного обучения или тем, кто планирует запускать собственный проект связанный с E-Learning будет полезно знать о появлении нового стандарта, на который начинает ориентироваться рынок.

Основные возможности Tin Can API

Мобильное обучение (Mobile Learning)

Оптимизация в работе с мобильными устройствами. Более детальное отслеживание успехов ученика и возможность продолжать собирать информацию о его продвижении даже при отсутствии интернет соединения.

Симуляторы

За последние 10 лет очень возрос спрос на симуляторы как со стороны военной промышленности, так и со стороны коммерческих компаний и корпораций, связанных с гражданской авиацией и производством сложных машин. Развитие этого рынка подтолкнуло ADL добавить в новый стандарт расширенную поддержку программ-симуляторов. SCORM позволял отслеживать только симуляторы, работающие в браузере. Tin Can позволяет снять это ограничение, он дает возможность следить за продвижением пользователя в полноценных декстопных программах-симуляторах и передавать собранную информацию в систему управления обучением.

Серьезные игры (Serious Games)

Tin Can API позволяет включить в учебную программу курса обучающие игры. Геймификация на сегодняшний день является одним из самых громких трендов на рынке E-Learning. Самое заметное ее преимущество – это возможность увлечь ученика и стимулировать его к дальнейшему обучению. В большинстве случаев игру нельзя встроить в LMS. Как же в таком случае собрать информацию об успехах ученика? Мета-данные, которые умеет собирать SCORM не соответствуют тому набору информации, которая генерируется в играх. В SCORM мы обычно видим уведомления о прохождении курсов, о получение оценок за выполнение заданий. В играх нас интересует сбор совсем другой информации: например, ученик достиг такого-то уровня или выполнил конкретный элемент в программе-симуляторе. При разработке Tin Can учли этот момент, поэтому новый стандарт умеет работать и обмениваться релевантными данными с обучающими играми.

Отслеживание живой активности

Обучение происходит не только с помощью компьютеров. Мы читаем книги, участвуем в обучающих семинарах, конференциях и вебинарах, проходим обучение в классе. В Tin Can API мы не привязаны к виртуальному обучению, у нас есть возможность отслеживать любые события, которые кажутся нам частью процесса обучения. Tin Can предлагает совместить цифровое обучение с обучением в реальном мире с помощью самостоятельного занесения информации учителями и учениками. Это актуально для тех случаев, когда обучающая активность никак не связанна с E-Learning, а происходит в реальном мире.

Примеры записей, которые могут быть самостоятельно занесены людьми в Tin Can:

  • Описание активности ученика, введенное вручную в текстовой форме:
    • Василий присутствовал на лекции
    • Василий использовал подводное оборудование
    • Василий говорил по-гречески

  • Посещение учеником лекции, семинара, конференции по теме его обучения
  • Активное участие ученика в процессе обучения в классе

Самый простой вариант использования – преподаватель самостоятельно сообщает системе управления обучением, что пользователь завершил какую-то определенную активность.

Отслеживание событий без связи с интернетом

Большинство предыдущих E-Learning спецификаций умели отслеживать активность только при условии, что есть постоянное и стабильное интернет-подключение. Tin Can API позволяет отслеживать активность и продвижение пользователя даже при отсутствии постоянного интернет соединения, сохраняя информацию на устройстве до возобновления связи с сетью.
С помощью Tin Can мы можем продолжить обучение на мобильном телефоне в самолете и не испытывать по этому поводу никаких сложностей. При создании SCORM электронное обучение представлялось как непрерывное обучение за экраном компьютера в течении 20-30 минут. Но новые реалии, а также появление смартфонов и планшетов изменили классическое электронное обучение и позволили превратить его в нечто большее. Обучение намного более эффективно, если мы легко можем вернуться к нему в любой момент и продолжить с той точки, на которой остановились, но уже с другого устройства. Мобильный интернет имеет проблемы со стабильностью соединения, поэтому в Tin Can была добавлена возможность сохранять временную информацию об активности пользователя прямо на устройствах и отправлять её в репозиторий активности, как только связь с интернетом возобновится.

Безопасность и аутентификация

SCORM практически не имеет никакой защиты. Любой веб-разработчик, который умеет работать с веб-инструментами сможет взломать SCORM и подкрутить результаты экзамена до нужной отметки. Другой вариант ещё проще – попросить кого-нибудь пройти экзамен вместо тебя. Tin Can призван поднять планку безопасности и аутентификации. Предлагаемые Tin Can решения всё ещё далеки от идеала, но нам, по крайней мере, обещают дать возможность обезопасить пути коммуникации между представляемыми ученику обучающими материалами и репозиторием логов обучения (LRS).

LRS (Learning Record Store) – это вообще отдельная тема для разговора. Группа Tin Can предлагает ввести новый объект, в котором будет храниться вся информация, собранная о пользователе из разных сред обучения (LMS, мобильный телефон, планшет, живой класс). Напомню, что в SCORM это работает иначе, и всю информацию по продвижению пользователя собирает LMS. Задумка в том, чтобы не быть постоянно привязанными к одной LMS и чтобы можно было использовать сколько угодно разных систем управления обучением и других инструментов. При этом вся информации и логи сохраняются в отдельном сетевом объекте, которым является Learning Record Store. Собранная в LRS информация может быть запрошена одной из LMS, инструментами для генерации отчетов или другими LRS-ами. В репозитории логов обучения можно установить ограничение на просмотр и редактирование данных для отдельных пользователей с особыми привилегиями.

image

Всё это, конечно, не повысит вам автоматически уровень защиты до небывалых высот. Будут умники, которые всё равно попытаются разобраться в коде и изменить некоторые параметры. Для борьбы с этим в Tin Can были добавлены инструменты для проверки и подтверждения того, что действия на самом деле были произведены человеком внутри одной из систем. Была добавлена поддержка открытого протокола авторизации OAuth.

Отказ от обязательного использования интернет-бразуера

11 лет назад, когда всё происходило в браузерах, SCORM соответствовал требованиям и устраивал пользователей. Но сейчас технологии двигаются в разных направлениях, и привязка к браузеру не дает реализовать некоторые возможности. Tin Can API позволяет отказаться от использования браузера как единственного инструмента для доставки отслеживаемых обучающих материалов. Потребность в этом возникла давно, так как по сути SCORM не умеет отслеживать информацию в самостоятельных, десктопных приложениях. С появлением рынка мобильных приложений и невозможностью отследить продвижение ученика в них проблема снова была поднята в профессиональных кругах. Tin Can призван решить проблему, в него добавлена возможность согласования информации между нативными мобильными приложениями, симуляторами, серьезными играми и LRS-репозиториями.

Промежуточные выводы

В этом году началась активная работа над популяризацией нового стандарта в кругах E-Learning специалистов по всему миру. Однако, на русский язык спецификация Tin Can API пока не переведена, несмотря на то, что эта информация является чрезвычайной полезной также и русскоязычным специалистам. На данный момент Tin Can API находится в версии 0.95 и по сути готов к официальному релизу.

31 октября 2012 года в Лас Вегасе начнется одна из самых известных ежегодных конференций в сфере электронного обучения – DevLearn 2012. На ней ADL совместно с Rustici Software планируют провести несколько докладов по новой спецификации в попытке подтолкнуть представителей отрасли использовать новый стандарт вместо устаревшего SCORM. Там же в Вегасе команда Tin Can API планирует оборудовать отдельный, крупный участок на выставочном павильоне, чтобы попытаться донести до участников конференции ключевые моменты нового стандарта и оказать помощь заинтересовавшимся. Мне остается пожелать им удачи и скорейшего внедрения стандарта в организациях и обучающих продуктах.

Дополнительную информацию вы всегда сможете найти на официальном сайте Tin Can API tincanapi.com/ или на сайте scorm.com/tincanoverview/. В статье частично использовались материалы из вышеупомянутых ресурсов и из вебинара, проведенного Mike Rustici.

Автор: ArMikael

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js