Данный пост охватит мой опыт и опыт нашей команды в производстве и продвижении сервиса Schoodle.ru.
Тема учебных расписаний – вполне избита. По автоматизации их составления написано десятки тысяч дипломных работ мирно покоящихся в архивах сотен вузов. Создание универсального инструмента для составления расписаний если и возможно технически, то сделать на этом экономически-успешный проект, по моему мнению практически нереально (согласен с автором поста Программа по составлению расписания занятий в ВУЗе). Но вот решить задачу удобного размещения расписания онлайн с некоторыми дополнительными плюшками (с ориентацией на конечных пользователей школьников и студентов) я посчитал вполне посильной.
О себе
Мне 33 года и я живу и работаю в небольшом городе на Украине. Десять лет своей жизни я проработал руководителем софтверной компании со специализацией на производстве десктопного ПО в строительстве. После увольнения в июне 2011 я стойко решил податься в предприниматели и создать свой собственный интернет проект. Для закрепления своего желания и набора экспертизы в области вебмастеринга и SEO — немного поработал в SEO-студии моих друзей.
Зачатки проекта
Начал с того, что создал в своем Evernote заметку «100 идей собственного бизнеса» и наполнил ее за пару недель. Среди других идей Schoodle (от school schedule) выделился наиболее широкой потенциальной аудиторией, незанятостью ниши и потенциалом вау-эффекта.
Собственно идея проекта: любой пользователь может ввести свое учебное расписание и опубликовать его страницу, получив мобильную версию, виджет для публикации на другой сайт и сделать свой печатный постер с расписанием. Как Youtube – это публикатор роликов, а Picassa – фоток, Schoodle – публикатор расписаний.
Прямыми аналогами можно считать проекты kakieuroki.ru (ориентация на школьников, нет мобильной версии, виджета, постера) и stud-net.ru (ориентация на студентов, есть мобильная версия, виджетов и постеров нет). Ноу-хау Schoodle, заключается в возможности создавать множество расписаний для одной учебной группы/класса. Сервис, ранжирует введенные расписания и определяет наиболее точное, ставя ему статус «основного», остальные также остаются доступными. Ранжирование осуществляется на основе голосов пользователей а также специального рейтинга доверия – готовности автора опубликовать ссылку в соц.сеть, опубликовать на свой сайт, указать ФИО и e-mail. Получается, что действительно любой пользователь может ввести свое расписание и получить его в телефоне, не боясь что в сервис зайдет очередной хулиган и потрет его.
Фактически сервис решает несколько задач:
Доступ к расписанию в удобном виде любым пользователям, в том числе используя поисковую систему.
Расписание под рукой, в телефоне сканируя qr-код или его поиском в m.schoodle.ru.
Размещение расписаний в удобном виде, на сайтах учебных заведений используя виджеты (неюзабельные файлы DOC/XLS/PDF с расписаниями — в топку). Виджет учебного заведения выглядит так:
Быстро создать и распечатать печатный постер с расписанием.
Попутно получился каталог учебных заведений, где будут уникальные данные об актуальных расписаниях звонков, популярных преподавателях и предметах, и другие которые агрегируются с текущих расписаний. Сейчас в каталоге около 250тыс. уч. заведений.
Минусами идеи можно считать сезонность, низкую монетизацию трафика данной аудитории, высокие риски в связи с новизной данной категории сервисов. При немалом количестве выгод, все же ценность использования не очень высока (не факт что это превысит лень введения расписания) – очевидно, что напрашивается переход на календари с учетом фактического расписания и хранением домашних заданий (это собственно в перспективе).
Бизнес-модель
Сервис, конечно, бесплатен для пользователей. По сути это UGC-платформа и, соответственно, методы монетизации предполагаются такие:
— Размещение и продажа рекламы (в рамках приличия конечно);
— Продажа премиум-версий мобильных приложений (когда их сделаем);
— По мере получения массовой аудитории — собственная платформа по продаже рекламы и лидов (можно таргетировать по географии, по уч. заведениям, по классам/курсам или наличию тех или иных занятий в расписании). Например: репетитор сможет создать свою страницу с лид-формой и отображать объявления на нее для конкретного учебного заведения или класса и платить при этом за заполненные заявки.
Данный список состоит из наиболее приоритетных методов.
Кроме этого, мы изначально планируем идти на зарубежные рынки (поэтому и название английское), хотя в текущем виде ценность проекта для стран с элективным образованием (где у каждого свое расписание и нет учебных групп) очень мала. Кстати кто знает, какие страны кроме СНГ, не имеют этой системы?
Принцип работы конструктора расписаний
Наибольший интерес Хабрасообщества, уверен, будет именно к конструктору расписаний, поэтому на работе этого модуля остановлюсь отдельно.
Конструктор расписаний работает для школ/вузов/ссузов/других уч. заведений. И предусматривает учет учебных периодов, расписаний звонков (в том числе сложных – для разных дней недели), разделение на смены, учет групп и/или классов, разделение на четные/нечетные недели, разделение на подгруппы, сохранение справочников предметов, преподавателей, аудиторий и типов занятий. Все это старались сделать в режиме минимального количества кликов с максимально возможным пониманием конечным пользователем.
Этап I. Выбор учебного заведения и периода.
Все созданные периоды сохраняются. Изменять можно только те, которые сам создавал. Если периодов для данного уч. заведения не создавалось, автоматически делается предполагаемый текущий период и выбирается.
Этап II. Выбор или ввод расписания звонков.
Выбирается подходящее расписание звонков или создается новое. Гайдеры проводят ликбез, они также доступны на всех вкладках и в режиме подсказок.
Этап III. Выбор или ввод учебной группы или класса
Добавляются учебные группы (если их не ввели ранее другие пользователи для этой школы). Можно выбрать сразу несколько учебных групп – тогда на следующем этапе можно вводить расписания сразу для всех выбранных.
Этап IV. Редактор расписания
Редактор а-ля MS Excel формируется по выбранному расписанию звонков и группам. Можно создавать разделения на подгруппы. Все введенные значения в ячейки запоминаются – достаточно ввести один раз и далее просто выбирать из списка. Все введенные значения затем будут предложены к пополнению в общий справочник уч. заведения и следующим авторам данной школы или вуза они будут доступны. Ввод нечетной недели осуществляется в отдельную колонку: туда можно просто все скопировать с четной, и изменить то, что отличается.
Этап V. Публикация расписания
Проверка перед публикацией, плюс несколько опций.
Страница созданного расписания выглядит так:
А мобильная версия так:
Кроме ручного ввода расписаний, мы с самого начала планировали сделать анализатор внешних файлов с расписаниями – чтобы можно было загрузить свой файл MS Word/Excel. Но после пересмотра большого количества файлов с примерами, стало ясно что эта задача нас серьезно затормозит и вообще не факт что процент успешной обработки таких файлов будет выше 5-10%. Было принято решение сделать типовой шаблон MS Excel, чтобы пользователи могли удобно скопипастить данные своего файла в этот, а мы уже с большей вероятностью его импортируем, но, в конечном счете, мы просто сделали свой редактор в стиле MS Excel и поддержали в нем возможность вставки выбранной группы данных:
Конечно, можно также сделать импорт из файлов программ для составления расписаний (Ректор, Ника, и т.п.) – там, как правило, вполне удобный формат типа XML. Данная задача есть в роадмапе, но пока нет явных приоритетов от живых пользователей.
На практике, если сравнивать использование Schoodle с универсальным календарем (Google Calendar), то получаются такие преимущества и недостатки:
+ Удобно ввести расписание звонков и на его основе строится «бланк расписания». А уж если кто-то ранее уже ввел расписание звонков данного уч. заведения, то и вообще достаточно просто его выбрать.
+ Более удобно и быстро вводить все занятия на одном экране. Удобно учитывать разделения на подгруппы и быстрее работать с четными/нечетными неделями. Если есть файл с расписанием можно копипастить данные оттуда.
+ Хранение справочников занятий, преподавателей и аудиторий учебного заведения. Теоретически, если много расписаний учебного заведения уже вводилось, то можно будет ввести свое, просто выбирая мышкой значения из типовых.
+ Мобильная версия, работающая на телефонах любого уровня (с выходом в интернет). Виджет на другой сайт, печатные постеры.
— Schoodle – это расписания, а не календарь (пока). Подходит для хранения и отображения номинального расписания, а не фактического учебного графика – учитывать замены, экзамены и т.п. в нем неудобно. По этой же причине, вести в нем не повторяющиеся на недельной/двухнедельной основе расписания не получится.
— Другие функции, следующие из большей универсальности Google Calendar, могут быть недоступны в Schoodle.
Хронология событий в жизни проекта
Сентябрь 2011: начато проектирование ТЗ и формирование команды. На должность CTO выбран jcrow. Начата работа над дизайном. Выбраны инструменты и технологии которые будут использованы:
Ноябрь 2011: закончена разработка программного скелета, в команду взят дополнительный программист PHP фултайм.
Декабрь 2012: взят еще один программист PHP/JS в команду на фултайм. Закончены работы по дизайну и верстке.
Март 2012: выпущена закрытая альфа версия. Тестирование и доработки.
10 Апреля 2012: официальный запуск публичной бета-версии.
Как это и всегда получается, сроки выпуска и предполагаемый бюджет были превышены практически в два раза. Ясно, что в самом конце учебного года интереса к сервису не случилось. Мы успели провести неплохое тестирование и багофиксы (пользователями за этот период опубликовано 376 расписаний).
Проводимые маркетинговые действия и их результаты
Не могу сказать, что успели достичь высот в продвижении, летний период не показателен и более точные выводы можно будет сделать только осенью. Из тех, что опробовали:
Контекстная реклама с применением лендинг-страницы – слишком низкая конверсия (надеюсь не репрезентативный период конца уч. периода).
Использование копирайтеров через биржу для написания комментов с призывом ввести расписания своим уч. заведениям – результат приблизительно такой же.
SEO-кампания. Продвижение по прямым ключевым словам и СЧ запросам каталога учебных заведений. Лично занимаюсь этим практически все лето. Результаты только-только начинают появляться.
Какие методы будем использовать с сентября (в дополнение к перечисленным):
Взаимодействие с тематическими группами в соц. сетях и реклама в них.
Реклама с использованием тизерных сетей и в соц. сетях.
SMM кампания. Активное ведение соц. групп
Обмен трафиком
Есть в планах также оффлайновые мероприятия. Данный список не полный и приоритеты в нем могут значительно измениться.
Текущее состояние и дальнейшие перспективы проекта
С середины июня проект находится на каникулах: над проектом работаем только я и jcrow — ведется работа по SEO, а также делаются небольшие фичи и багофиксы. Мы снимаем небольшую комнату (благо это очень недорого в нашем городе). Планируем привлечь других членов команды обратно, как только будет видна активность и появится финансирование.
По всему, сегодня мы в самом центре долины смерти – возможности финансировать проект собственными силами — нет, а активное использование еще не началось. Ясное дело, что я уже ходил с ним к инвесторам: во всех случаях получал одинаковый ответ – нужно дождаться осени и увидеть динамику и в случае взлета искать венчурных инвесторов. Интерес к проекту выказывали два ангельских инвестора, но до дела так и не дошло. На самом деле я не могу сейчас говорить о каком-то возврате на инвестиции – совершенно логично что до того момента никто денег не даст (сам бы не дал). Так как проект представляет собой общественно полезный инструмент, который увеличивает интерес к образованию, имеет смысл получить на него грант – на сегодняшний день наш проект рассматривается в двух программах на получение грантов.
Кстати, один известный инвестор сказал мне, что тема образования и расписания в частности – это уже целое кладбище, на котором полегло большое количество начинаний и стартапов. Очевидно, что на посевной стадии под такую идею маловероятно было получить инвестиции именно из-за этой статистики…
А еще, нас почти всегда путают с очередным электронным дневником (LMS-системой) – сходство между Schoodle и электронными дневниками, на самом деле есть в части наличия расписания. Расписание в электронном дневнике может создать только администрация, и оно закрыто от свободного доступа – соответственно не имеет всех представлений (да и не их это цель), в Schoodle же расписание может сделать кто угодно, и он не требует внедрений в школах. Да и автоматизируют электронные дневники, как правило, только школы. Конечно, функционал только отображения расписания для нас только начало, но мы не имеем на данный момент планов по переквалификации в электронный дневник. Ну и планы развития у проекта такие:
Приложение VK
Мобильное приложение Android, iOS, Windows Phone
Видео-ролик с виральным эффектом
Улучшить функционал постеров возможностью перемещать вручную блоки дней
Гаджет на рабочий стол Windows Vista/7
Приложения Chrome, FF, Opera
Версия 2.0: создание учебных календарей на основе расписаний: возможность учета замен, экзаменов, домашних заданий, конспектов и т.д.
В проект уже вложено много усилий: больше года моей работы, в общей сложности более 1900 человеко-часов разработки. Мы продолжаем верить в его успех, да и отзывы пользователей говорят нам, что дело это нужное.
Будем благодарны вашей критике, советам и предложениям сотрудничества.