Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

в 9:28, , рубрики: вузы, Учебный процесс в IT, школы, метки: ,

Данный пост охватит мой опыт и опыт нашей команды в производстве и продвижении сервиса Schoodle.ru.
Тема учебных расписаний – вполне избита. По автоматизации их составления написано десятки тысяч дипломных работ мирно покоящихся в архивах сотен вузов. Создание универсального инструмента для составления расписаний если и возможно технически, то сделать на этом экономически-успешный проект, по моему мнению практически нереально (согласен с автором поста Программа по составлению расписания занятий в ВУЗе). Но вот решить задачу удобного размещения расписания онлайн с некоторыми дополнительными плюшками (с ориентацией на конечных пользователей школьников и студентов) я посчитал вполне посильной.

О себе

Мне 33 года и я живу и работаю в небольшом городе на Украине. Десять лет своей жизни я проработал руководителем софтверной компании со специализацией на производстве десктопного ПО в строительстве. После увольнения в июне 2011 я стойко решил податься в предприниматели и создать свой собственный интернет проект. Для закрепления своего желания и набора экспертизы в области вебмастеринга и SEO — немного поработал в SEO-студии моих друзей.

Зачатки проекта

Начал с того, что создал в своем Evernote заметку «100 идей собственного бизнеса» и наполнил ее за пару недель. Среди других идей Schoodle (от school schedule) выделился наиболее широкой потенциальной аудиторией, незанятостью ниши и потенциалом вау-эффекта.

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

Собственно идея проекта: любой пользователь может ввести свое учебное расписание и опубликовать его страницу, получив мобильную версию, виджет для публикации на другой сайт и сделать свой печатный постер с расписанием. Как Youtube – это публикатор роликов, а Picassa – фоток, Schoodle – публикатор расписаний.

Прямыми аналогами можно считать проекты kakieuroki.ru (ориентация на школьников, нет мобильной версии, виджета, постера) и stud-net.ru (ориентация на студентов, есть мобильная версия, виджетов и постеров нет). Ноу-хау Schoodle, заключается в возможности создавать множество расписаний для одной учебной группы/класса. Сервис, ранжирует введенные расписания и определяет наиболее точное, ставя ему статус «основного», остальные также остаются доступными. Ранжирование осуществляется на основе голосов пользователей а также специального рейтинга доверия – готовности автора опубликовать ссылку в соц.сеть, опубликовать на свой сайт, указать ФИО и e-mail. Получается, что действительно любой пользователь может ввести свое расписание и получить его в телефоне, не боясь что в сервис зайдет очередной хулиган и потрет его.

Фактически сервис решает несколько задач:

  1. Доступ к расписанию в удобном виде любым пользователям, в том числе используя поисковую систему.
  2. Расписание под рукой, в телефоне сканируя qr-код или его поиском в m.schoodle.ru.
  3. Размещение расписаний в удобном виде, на сайтах учебных заведений используя виджеты (неюзабельные файлы DOC/XLS/PDF с расписаниями — в топку). Виджет учебного заведения выглядит так:

    Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

  4. Быстро создать и распечатать печатный постер с расписанием.
  5. Попутно получился каталог учебных заведений, где будут уникальные данные об актуальных расписаниях звонков, популярных преподавателях и предметах, и другие которые агрегируются с текущих расписаний. Сейчас в каталоге около 250тыс. уч. заведений.

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

Минусами идеи можно считать сезонность, низкую монетизацию трафика данной аудитории, высокие риски в связи с новизной данной категории сервисов. При немалом количестве выгод, все же ценность использования не очень высока (не факт что это превысит лень введения расписания) – очевидно, что напрашивается переход на календари с учетом фактического расписания и хранением домашних заданий (это собственно в перспективе).

Бизнес-модель

Сервис, конечно, бесплатен для пользователей. По сути это UGC-платформа и, соответственно, методы монетизации предполагаются такие:
— Размещение и продажа рекламы (в рамках приличия конечно);
— Продажа премиум-версий мобильных приложений (когда их сделаем);
— По мере получения массовой аудитории — собственная платформа по продаже рекламы и лидов (можно таргетировать по географии, по уч. заведениям, по классам/курсам или наличию тех или иных занятий в расписании). Например: репетитор сможет создать свою страницу с лид-формой и отображать объявления на нее для конкретного учебного заведения или класса и платить при этом за заполненные заявки.
Данный список состоит из наиболее приоритетных методов.

Кроме этого, мы изначально планируем идти на зарубежные рынки (поэтому и название английское), хотя в текущем виде ценность проекта для стран с элективным образованием (где у каждого свое расписание и нет учебных групп) очень мала. Кстати кто знает, какие страны кроме СНГ, не имеют этой системы?

Принцип работы конструктора расписаний

Наибольший интерес Хабрасообщества, уверен, будет именно к конструктору расписаний, поэтому на работе этого модуля остановлюсь отдельно.

Конструктор расписаний работает для школ/вузов/ссузов/других уч. заведений. И предусматривает учет учебных периодов, расписаний звонков (в том числе сложных – для разных дней недели), разделение на смены, учет групп и/или классов, разделение на четные/нечетные недели, разделение на подгруппы, сохранение справочников предметов, преподавателей, аудиторий и типов занятий. Все это старались сделать в режиме минимального количества кликов с максимально возможным пониманием конечным пользователем.

Этап I. Выбор учебного заведения и периода.

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

Все созданные периоды сохраняются. Изменять можно только те, которые сам создавал. Если периодов для данного уч. заведения не создавалось, автоматически делается предполагаемый текущий период и выбирается.

Этап II. Выбор или ввод расписания звонков.

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

Выбирается подходящее расписание звонков или создается новое. Гайдеры проводят ликбез, они также доступны на всех вкладках и в режиме подсказок.

Этап III. Выбор или ввод учебной группы или класса

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

Добавляются учебные группы (если их не ввели ранее другие пользователи для этой школы). Можно выбрать сразу несколько учебных групп – тогда на следующем этапе можно вводить расписания сразу для всех выбранных.

Этап IV. Редактор расписания

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

Редактор а-ля MS Excel формируется по выбранному расписанию звонков и группам. Можно создавать разделения на подгруппы. Все введенные значения в ячейки запоминаются – достаточно ввести один раз и далее просто выбирать из списка. Все введенные значения затем будут предложены к пополнению в общий справочник уч. заведения и следующим авторам данной школы или вуза они будут доступны. Ввод нечетной недели осуществляется в отдельную колонку: туда можно просто все скопировать с четной, и изменить то, что отличается.

Этап V. Публикация расписания

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

Проверка перед публикацией, плюс несколько опций.

Страница созданного расписания выглядит так:

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

А мобильная версия так:

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

Кроме ручного ввода расписаний, мы с самого начала планировали сделать анализатор внешних файлов с расписаниями – чтобы можно было загрузить свой файл MS Word/Excel. Но после пересмотра большого количества файлов с примерами, стало ясно что эта задача нас серьезно затормозит и вообще не факт что процент успешной обработки таких файлов будет выше 5-10%. Было принято решение сделать типовой шаблон MS Excel, чтобы пользователи могли удобно скопипастить данные своего файла в этот, а мы уже с большей вероятностью его импортируем, но, в конечном счете, мы просто сделали свой редактор в стиле MS Excel и поддержали в нем возможность вставки выбранной группы данных:

Учебные расписания онлайн. История по версии стартапа Schoodle

Конечно, можно также сделать импорт из файлов программ для составления расписаний (Ректор, Ника, и т.п.) – там, как правило, вполне удобный формат типа XML. Данная задача есть в роадмапе, но пока нет явных приоритетов от живых пользователей.

На практике, если сравнивать использование Schoodle с универсальным календарем (Google Calendar), то получаются такие преимущества и недостатки:

  • + Удобно ввести расписание звонков и на его основе строится «бланк расписания». А уж если кто-то ранее уже ввел расписание звонков данного уч. заведения, то и вообще достаточно просто его выбрать.
  • + Более удобно и быстро вводить все занятия на одном экране. Удобно учитывать разделения на подгруппы и быстрее работать с четными/нечетными неделями. Если есть файл с расписанием можно копипастить данные оттуда.
  • + Хранение справочников занятий, преподавателей и аудиторий учебного заведения. Теоретически, если много расписаний учебного заведения уже вводилось, то можно будет ввести свое, просто выбирая мышкой значения из типовых.
  • + Мобильная версия, работающая на телефонах любого уровня (с выходом в интернет). Виджет на другой сайт, печатные постеры.
  • — Schoodle – это расписания, а не календарь (пока). Подходит для хранения и отображения номинального расписания, а не фактического учебного графика – учитывать замены, экзамены и т.п. в нем неудобно. По этой же причине, вести в нем не повторяющиеся на недельной/двухнедельной основе расписания не получится.
  • — Другие функции, следующие из большей универсальности Google Calendar, могут быть недоступны в Schoodle.

Хронология событий в жизни проекта

Сентябрь 2011: начато проектирование ТЗ и формирование команды. На должность CTO выбран jcrow. Начата работа над дизайном. Выбраны инструменты и технологии которые будут использованы:

Ноябрь 2011: закончена разработка программного скелета, в команду взят дополнительный программист PHP фултайм.

Декабрь 2012: взят еще один программист PHP/JS в команду на фултайм. Закончены работы по дизайну и верстке.

Март 2012: выпущена закрытая альфа версия. Тестирование и доработки.

10 Апреля 2012: официальный запуск публичной бета-версии.

Как это и всегда получается, сроки выпуска и предполагаемый бюджет были превышены практически в два раза. Ясно, что в самом конце учебного года интереса к сервису не случилось. Мы успели провести неплохое тестирование и багофиксы (пользователями за этот период опубликовано 376 расписаний).

Проводимые маркетинговые действия и их результаты

Не могу сказать, что успели достичь высот в продвижении, летний период не показателен и более точные выводы можно будет сделать только осенью. Из тех, что опробовали:

  • Контекстная реклама с применением лендинг-страницы – слишком низкая конверсия (надеюсь не репрезентативный период конца уч. периода).
  • Использование копирайтеров через биржу для написания комментов с призывом ввести расписания своим уч. заведениям – результат приблизительно такой же.
  • SEO-кампания. Продвижение по прямым ключевым словам и СЧ запросам каталога учебных заведений. Лично занимаюсь этим практически все лето. Результаты только-только начинают появляться.

Какие методы будем использовать с сентября (в дополнение к перечисленным):

  • Взаимодействие с тематическими группами в соц. сетях и реклама в них.
  • Реклама с использованием тизерных сетей и в соц. сетях.
  • SMM кампания. Активное ведение соц. групп
  • Обмен трафиком

Есть в планах также оффлайновые мероприятия. Данный список не полный и приоритеты в нем могут значительно измениться.

Текущее состояние и дальнейшие перспективы проекта

С середины июня проект находится на каникулах: над проектом работаем только я и jcrow — ведется работа по SEO, а также делаются небольшие фичи и багофиксы. Мы снимаем небольшую комнату (благо это очень недорого в нашем городе). Планируем привлечь других членов команды обратно, как только будет видна активность и появится финансирование.

По всему, сегодня мы в самом центре долины смерти – возможности финансировать проект собственными силами — нет, а активное использование еще не началось. Ясное дело, что я уже ходил с ним к инвесторам: во всех случаях получал одинаковый ответ – нужно дождаться осени и увидеть динамику и в случае взлета искать венчурных инвесторов. Интерес к проекту выказывали два ангельских инвестора, но до дела так и не дошло. На самом деле я не могу сейчас говорить о каком-то возврате на инвестиции – совершенно логично что до того момента никто денег не даст (сам бы не дал). Так как проект представляет собой общественно полезный инструмент, который увеличивает интерес к образованию, имеет смысл получить на него грант – на сегодняшний день наш проект рассматривается в двух программах на получение грантов.
Кстати, один известный инвестор сказал мне, что тема образования и расписания в частности – это уже целое кладбище, на котором полегло большое количество начинаний и стартапов. Очевидно, что на посевной стадии под такую идею маловероятно было получить инвестиции именно из-за этой статистики…

А еще, нас почти всегда путают с очередным электронным дневником (LMS-системой) – сходство между Schoodle и электронными дневниками, на самом деле есть в части наличия расписания. Расписание в электронном дневнике может создать только администрация, и оно закрыто от свободного доступа – соответственно не имеет всех представлений (да и не их это цель), в Schoodle же расписание может сделать кто угодно, и он не требует внедрений в школах. Да и автоматизируют электронные дневники, как правило, только школы. Конечно, функционал только отображения расписания для нас только начало, но мы не имеем на данный момент планов по переквалификации в электронный дневник. Ну и планы развития у проекта такие:

  • Приложение VK
  • Мобильное приложение Android, iOS, Windows Phone
  • Видео-ролик с виральным эффектом
  • Улучшить функционал постеров возможностью перемещать вручную блоки дней
  • Гаджет на рабочий стол Windows Vista/7
  • Приложения Chrome, FF, Opera
  • Версия 2.0: создание учебных календарей на основе расписаний: возможность учета замен, экзаменов, домашних заданий, конспектов и т.д.

В проект уже вложено много усилий: больше года моей работы, в общей сложности более 1900 человеко-часов разработки. Мы продолжаем верить в его успех, да и отзывы пользователей говорят нам, что дело это нужное.

Будем благодарны вашей критике, советам и предложениям сотрудничества.

Автор: inferer

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js