В блоге NYT набрел на весьма любопытный пост Social Media Images Form a New Language Online.
Автор рассуждает о передаче информации с помощью изображений. Действительно, зачем писать много слов, если можно показать одно “говорящее” фото, которое зрители “считают” быстрее, чем отсканируют глазами несколько абзацев текста, постепенно схватывая смысл прочитанного.
Казалось бы, ничего нового, избитая истина: визуалка лучше текста, все мы любим потреблять фотоконтент, но… Парадокс: в Cети очень мало фото! Сразу после ЧМ по хоккею искал свежие фотографии и нашел не так уж много, и это несмотря на глобальный масштаб события. Фотографы делают тысячи фотографий, но отдают единицы, да и те не сразу попадают в Google Image. Одна надежда на социальные сети. Вот уж где хлебом не корми, а дай лишний раз запостить прикольную картинку или фоточку своего завтрака. Но и в социальных сетях не так-то просто найти фото того или иного события – не все пользователи сопровождают свои фотоизображения корректными комментариями, не говоря уже об использовании хештегов. Получается, фото есть, их много, но в то же время – мало.
Приведу простой наглядный пример: ваяем простенькую программу, которая мониторит определенные хештеги в Twitter, и «тянем» нужные нам фото, например, про Универсиаду – http://kazan2013.tweetpics.ru/ В итоге с помощью tweetpics удалось собрать, если быть точным, 4 225 уникальных фотографий, которых пока нет в поисковиках. В интсраграме по этому хэштегу еще больше уникальных фотографий, но для эксперимента не было задачи охватить сразу все каналы.
Еще немного фотографий (но далеко не все) можно «вытащить» с помощью сервисов типа sprixi.com, risenet.iti.upv.es/rise или tineye.com. Возможно, поможет решить проблему Google Similar Images, но только частично, так как алгоритм поиска будет основан на обычном Google Images, и фото из соцсетей будут индексироваться плохо.
Ведь это чертовски мало, вы согласны? Особенно, возвращаясь к упомянутой в начале поста статье, на фоне рассуждений о том, что фотографии из социальных сетей формируют новый способ общения в онлайне, и даже более того – новый способ передачи информации.
Как было раньше: фотоизображение – это эмоция («Остановись, мгновение, ты прекрасно!»), хранилище воспоминаний. Как сейчас (преимущественно в социальных сетях): фотография – самостоятельная информационная единица, которая ценна не сама по себе из-за художественной или эмоциональной составляющей, а благодаря тому, что несет определенную, конкретную информацию. Фотография как средство коммуникации. На самые простые вопросы «Что делаешь?» и «Где ты?» сейчас проще ответить фотографией в MMS и iMessage, чем текстом. Фотодиалог приходит на смену привычным “эсэмэскам”. И мы не храним эти фото, мы просмотрели их, восприняли исходящий от них месседж и, грубо говоря, забыли.
Кроме того, в общении фотографиями отсутствует языковой барьер. То, что не хочется или не получается (в силу незнания языка) выразить словами, можно рассказать, оправив картинку. Да, передавать информацию через визуальные образы не ново (наскальные рисунки пещерных людей, древние фрески и мозаики и др.), но никогда еще люди не общались с помощью этих образов так, как это происходит сейчас. Мир становится теснее, а люди – ближе, ведь фотография, да и в целом любое изображение, – это универсальный язык, понятный абсолютно каждому. И я совершенно согласен с упоминаемым в посте NYT профессором Робином Келси из Гарварда, который говорит о том, что наступает переломный момент, когда мы уходим от фотографии как способа записи и хранения моментов прошлого, к фотографии как средству коммуникации.
И знаете, если отпустить мысль и немного пофантазировать, то, быть может, эволюция фотографии в средство коммуникации – это первый, робкий шажок к чему-то большему? Например, к развитию такого способа передачи информации через визуальные образы, как… телепатия (статья в тему), то есть вообще без использования технических средств, грубо говоря – напрямую.
А в завершение – немного статистики. Согласно данным CTIA, опубликованным в этом году, в 2012 году было получено и отправлено 2.19 триллиона SMS, это на 5% меньше, чем в 2011 году. При этом доля MMS и мультимедийных сообщений, содержащих фото и видео, в прошлом году выросла на 41%.
Так как же еще искать и собирать самый популярный нынче контент в Сети – фотографии, кроме способов, упомянутых мною в посте? Есть идеи?
Автор: AKarlov