Диктат фокус-групп, дьявольские козни телеканалов, засилье клише и даже враньё образовательных телеканалов – всё это меркнет в сравнении с тем вредом, который наносят современному ТВ (и зрителям) реалити-шоу.
Здесь я, правда, не буду доказывать негативное влияние просмотра «Дома 2» (это и так все знают) – лучше проиллюстрировать этот тезис на примере серьёзных научных работ.
В исследовании «Почему люди смотрят реалити-шоу» американские профессора Стивен Райсс и Джеймс Вильц доказали что люди смотрят подобные передачи из самых ужасных побуждений. И речь здесь вовсе не про вуайеризм. Более того, желание подглядывать за другими людьми имеет, по факту, мало общего с реальной картиной происходящего: на самом деле, главное для зрителей гипотетического «За стеклом» — это подкрепить чувство собственной важности и ненадолго освободиться от оков морали. Более того, таких людей гораздо больше заботит собственный социальный статус, и они гораздо мстительнее прочих. По версии авторов исследования, таких людей гораздо больше собственных успехов мотивирует наблюдение за чужими страданиями и просто неприятными глупыми ситуациями.
Если развить эту мысль, то среднестатистический фанат реалити-шоу – это … Патрик Бэйтмен из «Американского психопата».
Ребята, я тут в «Плохих девчонках» такое видел!
Кстати, хорошо, что вспомнили про убийц: в «Реальности реального телевидения: влияют ли реалити-шоу на показатели преступности» Лесли Чиу и Мэри Лопез на примере реалити-шоу Laguna Beach (оно было про мерзкую разбалованную калифорнийскую школоту) показали, что реалити-шоу и вправду могут ухудшать криминогенную обстановку. В настоящем курортном городке Лагуна-Бич преступность падала все 2000-е (как и везде в Америке и в других странах первого мира, кстати), а после старта шоу снова начала расти (стало больше грабежей и изнасилований). Может быть, конечно, местные деклассированные элементы снова развили чувство презрения по отношению к чужой собственности и здоровью, но скорее всего, дело в том, что это реалити-шоу поспособствовало созданию негативного образа местных жителей в глазах многих зрителей и дало своего рода индульгенцию на правонарушения в этом районе. Ну как революция Бэйна в Dark Knight Rises. Говоря совсем просто – произошло разжигание социальной розни.
Вместе мы отберем город у коррупционеров! У богатых! У тех кто угнетал целые поколения и кормил нас мифами о небывалых возможностях, и мы возвратим его вам — народу! Теперь город ваш! Никто вам не помешает, делайте что хотите. Власть предержащие будут выкурены из своих развратных гнезд. И изгнанные в этот холодный и жестокий мир, пусть попробуют выжить. Суд решит их судьбу. Мы разделим их богатства! Кровь их прольется! — Бэйн пересмотрел Laguna Beach
С учётом всего этого, было бы крайне наивно предполагать что реалити-шоу на оказывают негативного эффекта на зрителей (даже случайных). В соответствующем исследовании рассматривалось влияние одного шоу о пластической хирургии на ожидания и принятие решений аудитории в этой области. Выяснилось что 78% людей, пользующихся услугами пластических хирургов смотрели это шоу (а 57% были фанатами). Проблема в том, что вопреки распространённому заблуждению, львиную долю работы пластических хирургов составляет работа по восстановлению внешнего вида людей получивших какую-либо травму, а вовсе не изменение формы носа и создание силиконовых долин. Но это шоу прямо повлияло на рост спроса со стороны людей, которым помощь хирурга была вообще не нужна, но «по телеку же показали». И это в США, где люди работают годами без отпуска и местным вообще присущ рациональный тип
Мне кажется, что всё же спрос на такого рода передачи диктуют не сколько сами зрители, сколько руководство телеканалов. Такие вещи производятся чтобы хоть как-то монетизировать эфирное время, не занятое рейтинговыми передачами (80% просмотров на ТВ дают вечерние показы – а вечером идёт продукция уже несравненно более высокого уровня). Получается что засилье глупости на ТВ – это не пользовательский выбор, а просто «балласт».
Конечно, проще запустить очередной шлак о жизни полицейских собачьих парикмахеров из Беверли-Хиллз чем дать Вернеру Херцогу денег на умную и интересную передачу. Но я уверен – с ростом материального благополучия и уровня культуры, среднестатистический зритель станет куда более требовательным к качеству транслируемых передач. Пользователи цифрового и кабельного ТВ уже упоминавшийся «Дом 2» (и его многочисленные аналоги) точно не смотрят, осталось только «зачистить» пространство на цифровом и кабельном ТВ. Нынешние технические средства (системы составления рейтингов, связи с социальными сетями, создание «веса» каждой передачи в соответствии с количеством просмотров, прямое голосование) вполне позволяют это сделать.
К посту прикрепляю небольшой опрос.
Автор: baklanovma