Цифровая монополия – это то, о чем нужно знать каждому

в 16:43, , рубрики: Цифровые монополии

ИТ-товары имеют необычную для других товаров специфику. Некоторые экономические законы для них не работают или работают не так, как можно было бы ожидать. Так, для многих ИТ-товаров не работает закон конкуренции.

Apple, NVIDIA, Microsoft? Это цифровые монополии. Там конкуренции нет, даже если вокруг куча конкурентов.

В статье – мои выводы и размышления, ничего ниоткуда не брал. Возможно, где-то ошибаюсь или немного не так понял, поскольку полного описания специфики ИТ-товаров не встречал и даже не искал. Возможно, после публикации статьи со мной поделятся аналогичными выводами – будет интересно их посмотреть.

Программами пользуются все, и многие ставят пиратские версии. Думаю, особенности продаж программ должны знать все. 

Итак, почему же не работает конкуренция?

Особенности ИТ-товаров

Во-первых, ИТ-продукты вроде Windows, Linux, Android и iOS достаточно сложны для освоения. Человек, хорошо освоивший Windows (на уровне «Щелк-щелк – и готово»), не будет без веских причин переходить на Linux. Это годы привычки, после которых на Linux вообще не тянет.

Во-вторых, вокруг ИТ-продуктов формируется своя экосистема. Для Windows есть очень много хороших и нужных программ. В интернете есть множество мануалов, как решить ту или иную проблему в Windows. Драйвера для устройств заточены под нее. Практически все люди на свете видели Windows и умеют в ней работать.

В-третьих, особенность программ – это то, что стоимость ее лишней копии для производителя – ноль целых ноль десятых. То есть от того, что ты установил пиратскую копию Windows, Microsoft ни горячо ни холодно. Компании важно, чтобы количество проданных копий покрывало расходы и приносило прибыль.

Следствия особенностей

Представим вдруг, что государство начало штрафовать всех за каждую нелицензионную копию Windows. В том числе и за те, что на домашних компьютерах, а не только у избранных организаций. Или Microsoft выпустила непробиваемую защиту своей операционки. Что тогда произойдет?

Windows довольно дорогая операционка, поэтому ее пользователи массово начнут переходить на бесплатный Linux. За пользователями подтянутся производители программ и оборудования.

А теперь представим, что простой бухгалтер приходит трудоустраиваться и говорит: “Я Windows слабо знаю. Можно мне Linux?”

Как скоро Windows уйдет в небытие и все про него забудут? 5–10 лет, и все.

Поэтому Microsoft выгодно штрафовать только избранных неудачников.

Отсутствие конкуренции

Вокруг популярных ИТ-продуктов формируется экосистема. Это много пользователей, которым лень переходить на другие продукты, много производителей программ и оборудования. Популярные ИТ-продукты задействуются во многих цепочках производства товаров и услуг. 

Конкурентные экосистемы зачастую несовместимы друг с другом. Потребителям продуктов из одной экосистемы нет смысла переходить в другую: их ждут большие затраты либо на обучение, либо на продукты новой экосистемы.

Если человек или фирма «подсели» на одну экосистему, то на другую они вряд ли перейдут.

Поэтому масштабная экосистема – это голубая мечта всех производителей ИТ-товаров. Некоторые только, наверное, об этом не догадываются.

Telegram, например, годами работал без какой-либо прибыли. Чисто в убыток. Копил пользователей и производителей контента и мини-приложений. Теперь пользователей миллиарды и Telegram, собирая по копеечке, быстро покрыл все свои расходы.

Эффективность

Как известно из курсов по экономике, монополии неэффективны. И Microsoft, и Apple и Google наверняка берут за свои товары больше, чем им необходимо. Что с этим делать, мне непонятно. В США предлагают разбить Google на несколько частей и продать их. Но это не вариант: ИТ-продукты ценны именно своей цельной экосистемой. 

Вследствие разделения Google мы можем получить:

Во-первых, каждый собственник будет тянуть одеяло на себя, и экосистема Google очень даже может рухнуть. 

Во-вторых, прибыль нужна будет не только Google, но и каждому собственнику. То есть общая стоимость услуг частей Google может в итоге вырасти!

Эти идеи об особенностях ИТ-продуктов и их продаж смутно витали у меня еще с 2008 года – времен слишком резвой борьбы с пиратством. Мне по-прежнему непонятно, что делать с эффективностью цифровых монополий, однако сам факт формулировки и обобщения мыслей на этот счет дало идеи того, что делать с пиратством и слишком резвой борьбой с ним. Но о них я расскажу уже в следующей статье.

Вот основное, что я придумал. Наверняка в комментариях увижу что-то интересное по этой теме, пишите свои идеи!

И если вы согласны с какими-то из моих идей и так же, как я, думаете, что это должен знать каждый, пожалуйста, поставьте лайк, чтобы статья попала в топ Хабра.

Автор: touols

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js