Эксплуатировать существующую ИТ-архитектуру или нам нужен переход на другую ступеньку развития. Остаться в 4 поколении, потом сделать 4+/-, потом, как принято в военной авиации, 4++/-, 4++/- с хвостиком, с бантиком и т.д. или переходить на поколение 5. Идем пешком или бежим?
Еще немного архитектурной лирики. ИТ-архитектура не висит в воздухе, она должна соответствовать требованиям. Это фундаментальное свойство. Какие сейчас требования, что именно нужно бизнесу? Четко сформулировать трудно, даже сам бизнес формулирует, что-то, но нужно понять, что это значит. Попробуем, замахнуться на «Вильяма нашего Шекспира» и разработать архитектуру типовой цифровой трансформации типовой организации. Рассматривать будем на примере ИТ-архитектуры ВТБ.
Общая структура СЦТ
Итак, сейчас на рынке происходит массовая движуха. Искусственный интеллект, машинное обучение и многое другое. Кажется, броуновское движение, — но попробуем систематизировать. В качестве модели предлагаю типовую стратегию цифровой трансформации (у нас и критерии оценки есть, будет интересно – пишите в комментариях и это осветим излучателем). В ней представлены ключевые тренды, если что-то забыл — приглашаю к дискуссии.
Типовая стратегия цифровой трансформации (ТСЦТ), что это такое? Двумя словам, ТСЦТ — это то, куда и зачем идет организация (например, ваша мой читатель).
Архитектура ТСЦТ выглядит следующим образом:
-
вызовы рынка, цели, задачи, направления — это общая система координат ТСЦТ;
-
наше положение или траектория в этой системе координат — это активности, в рамках которых, мы достигаем определенных целей.
Общая структура (архитектура) такая – теперь пройдем краткий курс по ТСЦТ.
Вызовы
Вызовы — это то, что необходимо учитывать, чтобы не оторваться от реальности. Это необходимо, но недостаточно. Нужна еще суверенность в принятии решений: никакой поставщик технологии, продукта или оборудования не должен мешать нам двигаться по намеченной траектории. Перефразировав З. Бжезинского: «Если ваша стратегия зависит от какого-то поставщика, то это точно ваша стратегия?»
Это гигиена, но мы организация, зарабатывающая на сервисах, предоставляемых клиентам. А значит сервис клиенту должен быть удобен. Нужно сформировать у него ощущение, что ему созданы уникальные условия. Если это так, то увести у нас такого клиента очень затруднительно. Клиент клиентом, но и внутри у нас должно быть эффектно и надежно.
Цели
Итак, мы суверенны, клиент доволен и в нашем королевстве полный порядок. Понятно, но, что нужно для ответа на эти вызовы? В СЦТ определены следующие цели:
-
Суверенитет или импортозамещение:
— Очень важно понимать, что это не указ Президента или Правительства. Зарубежные решения могут просто выключиться или сливать данные на сторону. Тогда комфорт клиента и эффективность уже не актуальны. Полную гарантию можно иметь только с суверенными, отечественными решениями. -
Что по довольному клиенту:
— Качественный, актуальный сервис по всем возможным цифровым каналам. Можно, конечно, подписывать договор ипотеки на гербовой бумаге, золотым пером и чернилами из моллюсков, которым византийские императоры красили свои пурпурные одежды, но большинство предпочтет удаленную цифровую подпись;— Некоторые считают, что данные — это нефть 21-го века. А значит нужен новый уровень управления данными: собрать, очистить, обработать и воспользоваться результатом этой обработки, например, на основе данных о перемещении людей, выбрать места для размещения офисов;
-
В части эффективности:
— Находить новые точки роста на основе бизнес-моделей;— Выводить продукты на рынок. Сейчас на рынке сложилась ситуация расширения бизнеса. Если мы будем долго раскачиваться, то придем к шапочному разбору.
Направления
Вызовы определяют в каких направлениях мы движемся для достижения целей:
-
Суверенитет — сквозная тема, не буду комментировать;
-
Цифровые решения — выбор между ЭЦП и золотым пером с моллюсками очевиден;
-
Для цифровых решений нужна цифровая инфраструктура — они не могут «висеть» в воздухе;
-
Безопасность — все понятно, нужна также, как и суверенитет;
-
Модель управления должна всегда соответствовать ситуации на рынке и в стране;
-
Кадры — человеческий капитал, это ключевое направление. Даже самому совершенному самолету нужен пилот. Без людей — все груда железа;
-
Остальные направления — мы же в государстве живем. Регулятор — это святое.
Добавляйте свое, если есть – принцип, кажется, понятен.
Итог
Так выглядит система координат ТСЦТ. Где же мы сейчас в этой системе координат? Наше положение — это инициативы, которые мы предпринимаем в этом пространстве.
Смотрите на свои программы и проекты, там точно решаются цели вашей СЦТ. СЦТ — система координат развития любой приличной организации, затрагивающая различные виды деятельности организации, но нас будет интересовать именно ИТ-архитектура. СЦТ позволяет нам получить требования к ИТ-архитектуре, которые в ней должны быть утверждены.
Мы закончили постановку задачи:
-
Определились с терминами в части ИТ-архитектуры;
-
Рассмотрели траекторию развития корпоративной архитектуры финансовых организаций, от Луки Пачоли, до микросервисной архитектуры и главные факторы изменений: сложность и нагрузка;
-
Определили в СЦТ систему координат, в которой развивается ИТ-архитектура ВТБ в детали которой мы погрузимся в следующей части нашего курса.
Автор: Vrunov