Много лет я как преподаватель ломала голову над этим вопросом: почему при равных возможностях (есть время и деньги на занятия, есть желание, способности, прилежание, хороший опытный преподаватель) один ученик достигает результата, а другой нет?
Сейчас в интернете только ленивый не проводит вебинары по английскому именно на эту тему: почему не получается выучить английский. И если вы на таких вебинарах были, или читали статьи на эту тему, то вы знаете, какой дается ответ: потому что нет системы, потому что учили не так, не то и не по тем материалам. Ведущие вебинара рассказывают, как надо, дают и систему, и материалы, и, если мы говорим о действительно опытных профессиональных преподавателях-ведущих, контент их действительно хорош. Обрадовавшись, люди хватаются за эту соломинку, воодушевляются, начинают работать по этим материалам следуя этой системе, но… Результаты вновь неутешительные. И человек приходит к единственно верному, на его взгляд, выводу: я не способен выучить английский. Кто-то одарен. Я – нет. И это понимание ввергает в еще большую депрессию…
А теперь я расскажу вам, что я думаю по этому поводу и отвечу на вопрос Почему не получается.
Сначала я хотела бы сказать вот что. Проблема в самой постановке вопроса: ВЫУЧИТЬ. Почему? Потому что язык – это не знания. Язык - это НАВЫК. И если мы будем относиться к языку как к навыку, то всё стазу встанет на свои места.
Как это сделать?
Во всех своих фразах, мыслях, касаемо английского (или любого другого иностранного языка), заменяйте «английский язык» на любой другой навык, которым вы уже владеете: управление автомобилем, катание на горных лыжах, велосипед, ролики, вышивание…. И давайте послушаем, как это будет звучать:
«Я хочу ВЫУЧИТЬ вышивание»
«Я много лет УЧУ езду на велосипеде»
«Сколько нужно заниматься, чтобы ВЫУЧИТЬ управление автомобилем?»
По-дурацки звучит, правда?
Кто из нас, желая освоить велосипед, чтобы в выходной погожий денек прокатиться в парке в свое удовольствие, часами смотрит видео тур де Франс, читает статьи о велосипедистах и сдает тесты про устройство велосипеда?
А вот теперь получается, что для того, чтобы эти фразы перестали странно звучать, надо заменить глагол:
«Я хочу ОСВОИТЬ вышивание»
«Я много лет ТРЕНИРУЮСЬ езде на велосипеде»
«Сколько нужно заниматься, чтобы НАУЧИТЬСЯ управлять автомобилем?»
Вот, теперь уже лучше!
Давайте и к английскому применим эти же глаголы.
В своей работе я не использую слова «обучение», «изучение», «учитель». Вместо них – «освоение», «усвоение», «тренировка», «тренер/коуч».
И теперь САМОЕ ГЛАВНОЕ:
Вспомните, пожалуйста, три своих навыка, которыми вы владеете хорошо: автомобиль, бег, вокал, рисование, гитара, йога, печать вслепую – да всё что угодно. Почему именно те, которыми хорошо владеете? Потому что уверена, что на мой вопрос, сколько времени у вас ушло, чтобы хорошо это делать, вы наверняка ответите – немало.
Теперь ответьте на такой вопрос: какими из этих трех навыков вы не пользуетесь? В свое время освоили, но не пользуетесь хотя бы год. (напомню, что в предыдущем вопросе речь шла о навыке, который и сейчас, сегодня у вас развит хорошо).
Думаю, ваш ответ будет: всеми пользуюсь.
Получается, что эти три навыка вы в свое время освоили потому, что они вам были НУЖНЫ. И нужны до сих пор, раз и сегодня умеете это делать хорошо. Каждый из этих навыков решал какую-то КОНКРЕТНУЮ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ.
И вот теперь ответ на вопрос Почему не получается выучить английский?
Потому, что вам этот навык НЕ НУЖЕН.
НЕТ КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛИ.
Когда я пошла учиться в автошколу, у меня была конкретная цель: получить права, купить машину и ездить на ней. На работу, в гости, по делам, за город. И я усердно училась, зная, что все эти знания ПДД и практические навыки езды с инструктором мне пригодятся в реальных жизненных ситуациях, а не только на экзамене в ГАИ.
Если вы учите английский просто так – потому что надо современному человеку, «общаться с иностранцами», «смотреть фильмы/читать книги на английском», «общаться с коллегами/в командировках» и т.п. – у вас НЕТ ЦЕЛИ.
НЕТ точки назначения. А значит – вы НЕ МОЖЕТЕ проложить маршрут, выбрать средства как туда добраться, понять сколько времени у вас на это уйдет. Бессмысленно ехать или идти куда-то просто ради самого процесса - чтобы ехать и идти.
Если вы учитесь в автошколе для того, чтобы получить права, положить их на полку и не ездить на машине – вы зря тратите время.
Если вы разучиваете гаммы, упражнения, развиваете беглость пальцев, играя на музыкальном инструменте и никогда не исполняете музыкальных произведений - для себя, семьи, друзей - то зачем это?
Если вы смешиваете краски, грунтуете холст, делаете эскизы, пробуете какие-то техники и приемы, но не собираетесь рисовать картины – тогда чем и для чего вы занимаетесь?
Поэтому мой ответ на вопрос «Почему не получается» таков – потому что НЕТ КОНКРЕТНОЙ ЧЕТКОЙ ИЗМЕРИМОЙ РЕАЛЬНОЙ ЦЕЛИ.
_____________________________
Оксана Сударева
Филолог, психолог, психолингвист, преподаватель английского языка.
Более 30 лет в профессии.
А еще у меня два кота:-)
Автор: Оксана Сударева