Привет! Возраст этого артефакта из СССР составляет примерно четыре десятилетия, и его можно смело назвать если не музейной, то по крайней мере коллекционной ценностью. Но что такой арт-объект может дать нам сегодня в качестве именно музыкального инструмента?
Перед нами одна из самых качественных и продвинутых советских электрогитар с оригинальными схемотехническими решениями темброблока и фузза. Да, именно так: в этой гитаре имеется встроенный эффект перегруза!
Я продемонстрирую, какие звучания позволяют получить 3 звукоснимателя, 4 переключателя и 4 переменных резистора электрогитары Форманта 241-БЛ, а также расскажу, в чём состоят недооценённые особенности данного шедевра мастеров Борисовской фабрики.
Есть мнение, что приведение в рабочее состояние старых электрогитар, мотоциклов, аудиоаппаратуры, предметов мебели и так далее, сопровождающееся заменой некоторых составляющих на современные, является уничтожением предметов истории.
С одной стороны, это так и есть. Музеям нужны вещи в максимально близком к первозданному виде, чтобы спустя 20, 50, 100, 200 лет люди могли посмотреть, чем и как жили предки или далёкие современники. Либо вспомнить и актуализировать свои детские мечты.
С другой стороны, установка хорошей современной фурнитуры даёт возможность прочувствовать и услышать, чего сто́ят корпус, гриф, звукосниматели винтажной электрогитары полвека спустя. А также лады, если они сохранились. И это даст более полное представление о качестве инструмента, чем его стоковая комплектация со всеми её недостатками.
Если заэкранировать то, что фонило, и обеспечить надёжный контакт там, где он был плохим, то мы, наконец, услышим звучание именно датчика или эффекта, а не сопровождавших его помех.
И не будем забывать, что подавляющее большинство изделий советской промышленности требовало доведения до ума силами владельца или приглашённого мастера. Да и не только советской, и не только было.
Каждый производственник знает, что такое пусконаладка, а специалисту по технически сложным товарам не понаслышке знакомо понятие предпродажной подготовки.
Чтобы подключить кондиционер, настроить пианино или банальный велосипед, отстроить гитару и тому подобное, обязательно требуется мастер или опытный любитель. Если в ваши руки попала хорошо отлаженная новая вещь, то это значит, что её предпродажную подготовку кто-то осуществил.
Мой эксперимент показал, что советская промышленность в лице головного предприятия Борисовского производственного объединения музыкальных инструментов «Белмузпром» всё-таки производила вполне годные электрогитары.
Пусть они уступали вожделенным изделиям из Чехословакии и ГДР, и уж тем более шедеврам американских и японских мэтров гитаростроения, но после решения некоторых технических проблем играть было можно.
Для выступлений и практики в игре винтажные артефакты, за редким исключением, не подходят вовсе. Зато в студийной работе и при поиске новых идей они могут весьма пригодиться.
А вот замена звукоснимателей на таких гитарах сегодня может иметь смысл только в случае их использования на сцене, когда старинный инструмент выполняет функцию преимущественно театрального реквизита, однако на нём требуется реально играть.
Но тогда не лучше ли заказать у мастера новый инструмент, повторяющий дизайн старого, но изготовленный по новым технологиям и с новой начинкой?
Это будет играбельнее, качественнее, надёжнее, и не факт, что дороже. Ведь сегодня существуют даже конструкторы, позволяющие выпилить нужную вам форму корпуса. Например, вот такой набор от Harley-Benton.
Итак, мне захотелось отремонтировать старую электрогитару с попутным исправлением её общеизвестных конструктивных недостатков, и это у меня получилось. Лакокрасочное покрытие осталось стоковым со всеми приобретёнными за почти полвека царапинами и сколами. Звукосниматели и электронная схема находятся в первозданном виде.
С фотографиями, видео и описанием процесса восстановления электрогитары можно ознакомиться в предыдущей статье.
Артефакт, ещё вчера висевший мёртвым грузом на стене, сегодня живёт, и я на нём играю. А для чего вообще создаётся музыкальный инструмент, если не для того, чтобы играть?
Напишите в комментариях, в чём вы со мной не согласны, что можно было сделать лучше, чего вообще не нужно было делать, и почему.
▍ Немного истории
Откуда вообще брались странные «инопланетные» дизайны советских электрогитар? Неужели главной задачей было создать нечто непохожее на Gibson и Fender?
На самом деле, многие инструменты из СССР являются не целиком самобытными творениями, а продуктами творческой переработки футуристичных дизайнов великого множества авангардных японских электрогитар того времени, а также изделий британской компании Vox, более известной в качестве производителя гитарных усилителей.
Легко заметить, что своей общей концепцией Форманта 241-БЛ напоминает Джазмастер.
А это японский Teisco Kawai S-180 1960-х годов. На данном фото с Reverb мы можем созерцать и клавишные переключатели, и три пикгарда: два металлических по краям закрывают отсеки с электроникой, а средний пластиковый служит креплением звукоснимателей.
Ретейнер в виде П-образного металлического прутка нам тоже знаком: им была снабжена Аэлита 230-БЛ — модель электрогитары Борисовского завода, предшествовавшая Форманте.
▍ Гриф
Однако перо грифа Форманты располагается под углом, что избавляет от необходимости устанавливать ретейнер. Предусмотрен и волют — утолщение в месте перехода грифа в перо, чтобы у гитары не отвалилась голова, как бывает у аутентичных шедевров компании Гибсон.
Как видим, белорусские лютиеры совершенствовали свои детища и приложили все усилия, чтобы создать инструмент класса «люкс», в сравнении со множеством других советских электрогитар.
Гриф оказался вполне достойным. U-образный профиль напоминает «бейсбольную биту» Fender Telecaster первой половины 1950-х годов. Для шреда он не предназначен, зато для блюза вполне хорош.
Имеется анкер с гайкой под плоскую отвёртку. На момент приобретения прогиб грифа был адекватным, а после установки нового комплекта струн анкер потребовалось подтянуть.
У прежнего хозяина гитара долго висела на стене возле окна или двери, судя по прилипшей капле белой краски, которую оказалось легко сковырнуть при помощи ногтя. На прочном полиэфирном лаке от чужеродной краски не осталось и следа.
На гитаре присутствовали всего три струны с обмоткой из плоской ленты. Именно такими были советские струны для электрогитар, да и не только советские. Для джазменов такие комплекты выпускаются до сих пор, чтобы у них было меньше желания врубить дисторшн и провести ребром медиатора вдоль струны.
Дело в том, что джазмены обычно играют на электрогитарах с пустотелым или полуполым корпусом, склонным к акустической обратной связи. Поэтому задорный скрежет по струне, хлёсткие риффы или сверхбыстрое соло скорее всего утонет в неуправляемом свисте самовозбуждения усилителя.
Зато некоторые блюзмены успешно пользуются управляемым самовозбуждением полуполой электрогитары. Но и перегруз они используют специфический, «на грани лёгкого кранча» (edge of breakup).
▍ Звукосниматели
Все три звукоснимателя одинарные (синглы) и имеют одинаковую магнитную полярность — южную. То есть в сторону струн направлен южный полюс встроенного магнита.
Это значит, что бесшумные комбинации датчиков, как в моём нэшвилловском телекастере, на этой электрогитаре невозможны. Однако сколько-нибудь значительных наводок не слышно.
Если включить фузз на максимальную громкость, то становится заметным микрофонный эффект. На сцене это может создать проблему, но не в студии и не дома.
Сопротивление некового звукоснимателя 4.63 кОм, среднего — 4.73 и бриджевого — 4.75. То есть это три совершенно одинаковых датчика. Но подключены они по-разному.
Сигнал бриджевого — «высокочастотного» звукоснимателя проходит через конденсатор C2, среднего «среднечастотного» — через RC-цепочку R2C1, а некового «низкочастотного» — через резистор R1.
Каждый звукосниматель включается отдельной перекидной клавишей, так что гитаристу предоставляется выбор из семи возможных комбинаций, причём это переключение является интуитивно понятным. Восьмая комбинация — это когда отключены все три датчика.
▍ Темброблок
Регулятор тембра большинства электрогитар представляет собой просто шунтирующую звукосниматели RC-цепочку из плёночного или бумажного конденсатора и переменного резистора.
Чем меньшее сопротивление введено в цепь ручкой тона, тем в большей степени срезается высокочастотная составляющая электрогитарного сигнала.
Разработчики Форманты предусмотрели более продвинутый регулятор тембра, построенный вокруг потенциометра R13.
Вход темброблока соединён с его выходом конденсатором С9, образующим вместе с резисторами R15, R12, R14 и частью R13 фильтр верхних частот (ФВЧ).
В верхнем по схеме положении R13 сопротивление ФВЧ равно 1/ (1/470 + 1/(20+470+15+24)) кОм = 248 кОм. Соответственно, частота среза составляет 640 Гц. Однако С9 шунтирован резистором R12. Импеданс, равный 20 кОм, будет у С9 на частоте 8 кГц. В итоге имеем мягкий завал нижних частот.
В нижнем положении получается ФВЧ с импедансом 1(1/470 + 1/(20+15+3.6) = 36 кОм и граничной частотой 4.4 кГц, на которой импеданс C10 составит 3.6 кОм. Последовательно с C10 присоединён R14. Имеем мягкий завал верхних частот.
В промежуточных положениях регулятора получается амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), по-разному наклонённая вокруг гитарной середины. Итак, перед нами «регулятор наклона тембра» (tone tilt control).
Такие продвинутые ручки тона принято устанавливать в усилители и педали эффектов, но не в сами электрогитары.
Однако в СССР не выпускались гитарные усилители и специализированные кабинеты (инструментальные акустические системы) в том понимании, что привычно нам сегодня.
Электрогитару Форманта предполагалось включать в обычный усилитель или микшерный пульт. Соответственно, функции темброблока гитарного усилителя и гитарного громкоговорителя были возложены разработчиками на электронику самой гитары. И это у них получилось.
▍ Тонкомпенсация
Завершает аудиотракт Форманты регулятор громкости на потенциометре R15. Он снабжён тонкомпенсацией в виде конденсатора C11, пропускающего высокочастотную составляющую в обход аттенюатора.
Такой конденсатор присутствует во многих усилителях и некоторых гитарах. Он называется «осветляющим конденсатором» (bright capacitor), и в разных устройствах его функции отличаются.
В аудиоусилителях широкого профиля тонкомпенсация регулятора громкости требуется вследствие особенностей человеческого слуха, описываемых кривой Флетчера-Мэнсона.
При снижении громкости звука нам кажется, что в нём ослабевают верхние частоты. Поэтому, уменьшая громкость, приходится аттенюировать высокие частоты в меньшей степени, чем остальные.
Чтобы вместе с ручкой громкости не приходилось крутить ручку тембра, предусматривается автоматическая тонкомпенсация. В простейшем случае это конденсатор между верхним и средним выводами потенциометра.
На входе гитарного усилителя такая же тонкомпенсация делается по другой причине: входная ёмкость усилителя ненулевая, как и ёмкость гитарного кабеля.
Сопротивление верхнего плеча регулятора громкости электрогитары составляет с этими ёмкостями пассивный фильтр нижних частот, действующий подобно ручке тона. Звук становится «мутным», а перегруз начинает захлёбываться басами. Этого можно избежать посредством тонкомпенсации.
▍ Фузз
И наконец, разработчики встроили в электрогитару «Форманта» самый обычный фузз на двух транзисторах с непосредственной связью между последними.
Конденсатор С4 служит для снижения граничной частоты передачи тока высокочастотного кремниевого транзистора КТ315Б, делая его похожим на традиционный для эффектов фузз германиевый транзистор.
В отличие от Fuzz Face, ручная регулировка усиления не предусмотрена. R7 и С5 представляют собой интегратор общей отрицательной обратной связи, задающий через резистор R3 ток смещения базы V1.
Получается автоматическая регулировка усиления, благодаря которой, фузз действует как компрессор и обеспечивает просто сумасшедший сустейн.
Далее идёт ручка громкости R8 и темброблок на потенциометре R10 — классический «регулятор наклона тембра».
▍ Как это звучит?
Итак, мы имеем семь комбинаций звукоснимателей и два продвинутых регулятора тембра — один общий на выходе электрогитары, и один для эффекта фузз. Теперь можно увидеть и услышать, какие звуки создаёт вся эта электроника.
Впечатления совершенно уникальные. Чувствуется, что номинал каждого компонента подобран с любовью и пониманием гитарного звука. Инструмент предоставляет богатую палитру звучаний, применимых в различных музыкальных контекстах.
Спасибо прежним владельцам, сохранивших нетронутыми и датчики, и даже электронику! Последнюю можно было бы восстановить по имеющимся в сети схемам, чего нельзя сказать о звукоснимателях.
Если заменить лады, то получится инструмент, на котором можно играть с большим удовольствием. А можно оставить всё как есть, и просто иногда черпать вдохновение на новые идеи из мира гитарной музыки и гитарной электроники.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: Lunathecat