История о том, как я вернул более 10 000 евро от Ryanair, Lufthansa, Booking и частного агентства недвижимости
Содержание статьи
1. Введение – как мне удалось вернуть 11 450 евро.
2. Можно ли вернуть деньги за отмененные из-за пандемии рейсы и что такое ваучеры.
3. Откуда образовался "кредит" на более чем в 10 000 евро.
4. Маклер или как "не вернуть деньги".
5. Обращение к адвокатам.
6. Возврат денег через банковскую процедуру «Charge Back».
7. Зачисление 9500 евро долговых обязательств за проживание на мой расчетный счет.
8. Возврат средств от Lufthansa.
9. Возврат средств от Ryanair.
10. Возврат средств от Booking.
11. Заключение.
Семь долгих месяцев длилась моя история с возвратом денег из компаний Ryanair, Lufthansa и Booking. При этом на протяжении первых четырех месяцев я только ожидал ответы от этих компаний, а в течение следующих трех – шла полноценная работа по возврату средств.
В итоге мне удалось вернуть в общей сложности 11450 евро, из которых:
-
Возврат по проживанию: 9500 евро.
-
Возврат Lufthansa: 800 евро.
-
Возврат Booking: 700 евро.
-
Возврат Ryanair: 450 евро.
История происходит на разных континентах.
Можно ли вернуть деньги за отмененные из-за пандемии рейсы и что такое ваучеры?
С самого начала распространения COVID-19 многие мои знакомые, которые также любят путешествовать, столкнулись с проблемами возврата средств от авиакомпаний, туристических компаний, букингов.
Большинство авиакомпаний вместо возврата денежных средств предлагают получить ваучер на всю сумму забронированной услуги. Оплата зачисляется на депозит, который можно использовать при бронировании нового тура и перелета. Однако гарантий, что конкретная авиакомпания сможет «пережить» пандемию, никто предоставить не может. Я выбрал другой путь и поставил себе задачу любой ценой вернуть предоплаченные средства.
Итак, хочу рассказать о том, как я оплатил наперед более 10 000 евро и успешно вернул все до последнего евроцента.
Как образовались предоплаты на сумму более чем в 10 000 евро
Я очень люблю путешествовать и стараюсь посещать новые страны как минимум шесть раз в году. Сам я из Таллинна (Эстония). На 2020 год я возлагал большие надежды, было запланировано множество визитов в другие страны. Главной целью в этом году было посещение Palo Alto, San-Francisco (США), куда мы должны были отправить в марте. Именно по этой причине, в рамках подготовки, сформировались предоплаты на сумму более чем в 10 000 евро. Визит мы должны были осуществлять в составе целой группы бизнес-клуба («Baltic Business Club») из 12 человек.
На мне, как на организаторе, лежала задача по планированию и подготовке всех ключевых моментов путешествия, начиная с бизнес-встреч в Калифорнии и проживания группы и заканчивая бронированием авиабилетов и ресторанов. Еще до вылета мы должны были оплатить:
-
800 евро на человека на перелеты по маршруту Таллинн-Сан-Франциско-Таллинн.
-
9500 евро за 7 дней проживания группы (100% аванса).
-
Другие минимальные расходы.
Из-за глобальной пандемии наши авиарейсы были отменены, а предоплаченные средства за авиабилеты заморожены. Мы, как и десятки тысяч людей по всему миру, попали в неопределенную ситуацию с риском и вовсе остаться без денег. В особенности это касалось момента с проживанием. Учитывая, что мы вносили оплаты агентству по недвижимости напрямую, а не через Booking или AirBnb, возврат средств оказался очень сложным.
Я расскажу о том, как мне удалось за 7 месяцев вернуть деньги за предоплаченное проживание и авиабилеты от Ryanair, Lufthansa и Booking. В своем рассказе я не буду называть конкретных имен. Я отлично понимаю позицию туристического бизнеса - сегодня тяжелое время для всех.
Общение с агентством результатов не принесло
С марта 2020 года в США начал активно распространяться COVID-19. Наша поездка была запланирована на апрель. Практически каждый день мы отслеживали новости, и вопрос о том, стоит ли ехать вообще, поднимался часто. К концу марта 2020 мэр Сан-Франциско объявил в городе чрезвычайное положение. Это означало, как минимум, перенос нашей поездки, поэтому я принял решение запросить у маклера информацию о возможности возврата уплаченных средств. Только на проживание у нас было заложено более 9000 евро.
Информация от маклера была неутешительной. На мой запрос последовал отказ, более того, он поведал, что их компания находится на грани банкротства. Единственный вариант, который был предложен – кредитование (использование кредитных средств для будущего бронирования). Понятия кредитования и банкротства вряд ли могут быть совместимыми, и я это прекрасно понимал, равно как и то, что вернуть значительную сумму денег с другого континента будет непросто.
После десятка отправленных маклеру писем я понял, что этот вариант не принесет результата. Ответ был всегда примерно одинаковым: «Мы не можем вернуть Вам деньги, так как на счетах попросту нет средств».
Зная, что американское правительство в большом объеме поддерживало локальный бизнес, я понимал, что шансы еще не потеряны и на счетах компании могут оставаться средства. Это была реальная возможность вернуть деньги.
Обращение к адвокатам
Не получив положительного ответа от маклера, я принял решение обратиться к адвокатам и получил консультацию от уважаемого агентства в Нью-Йорке. Но единственный вариант решения проблемы, который они предложили – создание ими письма-требования (demand letter). Это некая юридическая формальность, так как после составления письма можно подать в суд на возврат денег. Учитывая стоимость адвокатов и судов в Штатах, я оставил данную возможность как «план Б». В конце моего повествования у вас будет возможность познакомиться с примером данного письма.
Возврат денег через банковскую процедуру «Charge Back»
Понимая, что работа с юристами из Нью-Йорка – далеко не самый дешевый вариант, я начал поиск других возможностей в Интернете. На одном онлайн-форуме я нашел ветку по возврату денег через банковскую процедуру «Charge Back». Несмотря на то, что я понимал, что успеха таким способом добиться вряд ли получится, за неимением лучшего я инициировал процедуру «Charge Back» через местный Эстонский банк LHV (огромная благодарность его сотрудникам за проделанную работу).
Я слабо верил в то, что смогу вернуть средства через данную процедуру, ведь с момента оплаты уже прошло более трех месяцев. На тот момент я ошибочно полагал, что возврат средств возможен только в течение 30 дней после оплаты. Однако в банке мне рассказали, что в некоторых случаях можно получить возврат и по истечении 30 дней с момента оплаты.
В банке меня попросили пройти процесс инициации процедуры «Charge Back». В зависимости от банка и страны, она может отличаться. По факту процедура заключалась в подтверждении отказа от предложения услуги продавцов. Необходимо было собрать все выписки и переписки, а также подтвердить, что перевод денег действительно состоялся, а продавец отказал в предоставлении услуги. На оформление процедуры у меня ушло около двух недель, банк требовал максимальное количество данных. Развернутая информация о процедуре представлена в конце текста.
Зачисление 9500 евро долговых обязательств за проживание на мой расчетный счет
После инициации процедуры сотрудники банка сообщили, что процесс может занять до трех недель. При этом гарантий возврата средств никто не давал. По стоимости: я должен был оплатить процедуру только в случае отрицательного результата. То есть если бы я не смог доказать, что услуга не была предоставлена. В этом случае банк бы запросил с меня 10 евро за инициацию процедуры. Безусловно, это того стоило!
Во время ожидания я направил еще несколько писем маклеру, на которые получал похожие ответы. Последние ответы оказались более эмоциональными. Было очевидно, что не один я пытаюсь вернуть средства. Несмотря на то, что мы получили примеры кредитных писем (Letter of Credit), было решено воспользоваться ими только в крайнем случае, ведь я не знал, как могут повлиять подобные письма на поведение маклера. У меня еще была надежда, что на его счету оставались средства, которые я и пытался востребовать с помощью процедуры «Charge Back».
После двух недель ожидания и на неделю раньше обещанного срока мне пришло по электронной почте письмо из департамента «Charge Back LHV банка». Сотрудница банка сообщила, что процедура успешно пройдена и 9.500 евро возвращены на мой расчетный счет. Вы можете представить мои эмоции в тот момент? Это была победа. Победа во всех отношениях! На тот момент у меня были похожие проблемы с Lufthansa, Ryanair и Booking, и я уже точно знал, как вернуть свои средства.
Возврат средств от Lufthansa
История с Lufthansa была очень похожа. У меня и других членов группы была внесена предоплата за билеты Таллинн-Сан-Франциско стоимостью в 700 евро. В мае 2020 авиарейс был отменен. Сама авиакомпания предложила оформить возврат средств в ваучерах. Этот вариант был неприемлемым, так как на тот момент (период май-апрель 2020 года) образовался глобальный «локдаун» и я не хотел идти на риски, в результате которых мог бы остаться с ваучерами без возможности их применения.
Мне удалось связаться с Lufthansa по телефону, в авиакомпании подтвердили, что приняли к рассмотрению мое желание вернуть деньги вместо ваучера (через некоторое время я получил электронное письмо с подтверждением этого). Прошел месяц, деньги мне так и не вернули. Я сделал еще несколько звонков в конце апреля, но связаться с операторами было практически невозможно. Также в это время начали появляться слухи о возможном банкротстве Lufthansa. К счастью, эти слухи не подтвердились, а сама авиакомпания получила от правительства огромный кредит.
На тот момент у меня уже сложилось понимание того, что данная ситуация практически идентична ситуации в Сан-Франциско, поэтому я написал письмо в Lufthansa. Ответ пришел в течение трех дней, мне предложили еще немного подождать. Мое ожидание длилось около месяца, после чего было написано и отправлено еще одно письмо. Ответ был шаблонным, мне снова предложили подождать. В итоге за 2 месяца ожидания от Lufthansa так и не последовал конкретный ответ. Примерно в это же время я получил ответ из банка по процедуре «Charge Back» по проживанию и смог получить обратно 9500 евро (предыдущий абзац). После этого мною была инициирована похожая процедура возврата денег, но уже по отношению к Lufthansa. Меня попросили подождать 3 недели для инициации процесса «Charge Back», но уже спустя 2 недели я получил все до последнего евроцента.
Возврат средств от Ryanair
События с Ryanair развивались примерно по тому же сценарию, что и с Lufthansa. Мы должны были лететь из Таллинна в Испанию, но в какой-то момент все авиарейсы были отменены. В отличие от Lufthansa, в Ryanair я дозвониться так и не смог из-за перегруженности телефонных линий. Также от Ryanair не последовало ни одного ответа на мои электронные письма. В то время я уже собрал достаточно большой объем информации о Ryanair и понимал, что добиться от них возврата средств посредством звонков и электронных писем невозможно. Единственным предложением от авиакомпании были ваучеры на путешествие, что по понятным причинам мне не подходило.
Собственно, получив возврат средств из Сан-Франциско, я уже имел план действий, который бы помог мне вернуть деньги от Ryanair. Я запросил процедуру «Charge Back» через банк. Как и в предыдущих случаях, ровно через 2 недели все средства от Ryanair были возвращены. Я встречал информацию о том, что авиакомпания может заблокировать возможность авиаперелетов для клиентов, которые инициировали процесс «Charge Back». Однако подтвердить или опровергнуть ее пока не могу, так как до сих пор еще не летал этой авиакомпанией.
Возврат средств от Booking
Вернуть деньги из Booking было гораздо проще. В большинстве случаев для этого достаточно просто связаться с отелем. На путешествие по Испании, в которое мы должны были отправиться группой, было запланировано около восьми отелей. Посредством переписки нам удалось вернуть средства по шести отелям, и еще два отеля были перенесены на 2021 год.
В итоге нам удалось вернуть сумму примерно по 500 евро на человека. Безусловно, был риск того, что к следующему году оставшиеся два отеля могли прекратить свое существование. Но мы смогли минимизировать свои риски. Таким образом, мне удалось вернуть около 400 евро, а еще 100 евро и два отеля были перенесены на следующий год.
Заключение
Я рассказал Вам о том, как сумел вернуть 9500 евро за проживание в Сан-Франциско, а также деньги из Ryanair, Lufthansa и Booking. Могу добавить, что те семь месяцев, на протяжении которых предпринимались попытки вернуть деньги, были для меня очень непростыми. Ведь на мне лежала ответственность не только за собственные средства, но и за деньги всей команды. Во многом именно благодаря этому я отнесся к ситуации со всей серьезностью и шел до конца с твердым намерением вернуть наши средства. Надеюсь, что эта история была для Вас полезной. Теперь Вы знаете, как можно вернуть свои деньги.
Обращаю внимание, что данная история имела место было с февраля 2020 по июль 2020. И на данный момент ситуация с chargeback может быть иная. Также, мне повезло работать с европейским банком LHV, поэтому я не могу сказать, как будет выглядеть процедура возврата через другие банки. Но, если у Вас есть опыт, обязательно расскажите про него ниже.
Благодарю за внимание, буду рад услышать Ваши комментарии и ответить на вопросы.
Пример письма-требования или "demand letter".
Автор: estronas