В Советском Союзе спорт был в почёте. В зимний день многие семьи предпочитали проводить время за городом, катаясь на беговых и горных лыжах. А добраться до мест катания им помогали специальные электрички – «Лыжные стрелы». В последние годы традиция стала возрождаться – появились похожие поезда для любителей прогулок по лесу в Ленинградской области, специальные электрички и поезда в Апатиты (Кировск), на Розу Хутор, в Чугунаш (Шерегеш), Губаху и другие горнолыжные курорты страны.
В Москве восстановили и направление, и сам поезд — ретроэлектричку. Да-да, именно «ретро» – взяли старый состав и попытались восстановить атмосферу, царившую в советских поездах. Тут почти всё как в 80-х, включая меню, сахар и форму машиниста. Поедет поезд в Яхрому — это час с четвертью от Москвы, место, где можно на «Икарусе» доехать до одного из четырёх местных лыжных курортов. «Икарусы» тоже восстановили. При наличии билета на ретроэлектричку проезд в «Икарусах» бесплатный.
Мы поучаствовали в технической обкатке этой ретроэлектрички из 8 вагонов (в боевой версии планируется уже 10) и поговорили с теми, кто этот поезд делал. А поговорить было о чём, потому что это на самом деле совсем даже не чудом сохранившийся «круглоголовый» поезд 1972 года, который ждал своего часа в Петербурге. Это реконструкция из нескольких поездов (часть вагонов доставали аж в Сибири) и элементов интерьера со всей страны.
Что произошло
В РЖД есть большая программа ретропоездов, подробнее можно посмотреть их вот здесь. Раньше это почти всегда означало большой красивый паровоз и вагон в духе царской Руси — вот Milfgard писал про такой. На этот раз удалось найти сохранившийся электропоезд из 70-х, полностью его реконструировать и запустить по советскому маршруту. «Лыжные стрелы» пользовались очень большой популярностью, поскольку и до Олимпиады, и сразу после неё спорт пропагандировался как часть идеологии СССР, а автотранспорта всё ещё было мало. Поэтому термос, лыжи, шапочки — и вперёд, на праздники и выходные.
Дизайнеры получили задачу перебрать старые фотографии и восстановить стиль, но так, чтобы это соответствовало современным нормам по пожарной безопасности, инсоляции и так далее. Не сказать, чтобы они значительно поменялись, но серьёзно поменялась инженерная часть вагонов. Точнее, туалеты гравитационного типа было решено заменить на современные биотуалеты, как в «Ласточках». Вот что получилось:
Сиденья искали по всей стране. В изначальном поезде они исторически были из бука, в восстановленном — лиственница и бук.
Туалет приспособлен для заезда на коляске, есть кнопка SOS.
Вагоны, конечно, прошли кузовные работы — была внешняя покраска, в интерьерах — покраска и замена панелей.
Как видите, подставки для лыж хорошо сочетаются с USB-розетками и термопотами в деревянной обечайке.
Многие декоративные элементы вроде карнизов для оконных занавесок были изначально деревянными, не всегда получалась прямая замена с теми же материалами. Те же окна меняли полностью при сохранении внешнего вида: из деревянных дуло бы.
Для окончательного уюта добавили исторические фотографии, чтобы пенсионеры ненадолго погрузились в свою молодость. В основном это кадры с Олимпиады и агитационные плакаты 80-х, пропагандирующие здоровый образ жизни. Если фото историческое, то там есть поясняющая подпись, что именно изображено, то есть весь поезд ещё представляет собой такую фотовыставку.
Чтобы было понятно, из чего и как собирали поезд, вот несколько фотографий вагонов до капитального ремонта (следующие 5 изображений предоставлены пассажирской дирекцией РЖД по нашему запросу):
Кабина, конечно, обладала определённым очарованием старины, но требовала ремонта:
А вот кабина уже восстановленного поезда:
Подвагонная часть сохранилась на удивление хорошо, но, конечно, пришлось делать ремонт начиная от колёсных пар и дальше.
Поезд горел в Петербурге, пострадало 3 вагона. Поэтому пришлось искать замены. Вагоны привезли из Сибири и Новомосковска Тульской области.
Пассажирский сервис
Предполагается, что человек покупает целое впечатление от вокзала до курорта и обратно. История начинается на Савёловском вокзале, где специально для заядлых лыжников есть камеры хранения для лыж. То есть можно не таскаться с ними каждые выходные по городу, а оставить на вокзале и забирать перед посадкой на поезд.
В самом поезде предусмотрены крепления для лыж.
Стюарды и локомотивная бригада одеты близко к форме 80-х годов. В архиве РЖД нашли приказы по форме 1985 года и сшили нечто достаточно похожее по образу (сами требования к форме с тех пор немного поменялись, поэтому прямо копировать не вышло).
Фото предоставил Д.Е. Бармин, начальник отдела организации обслуживания пассажиров дирекции скоростного обслуживания.
В те самые ретроавтобусы сажают по билету с ретроэлектрички. Кстати, нам подали не просто «Икарус», а аэродромный, с двумя дверьми, похоже, немецкого производства ещё:
Автобусы от Яхромы едут в горнолыжный курорт «Сорочаны», парки Волен и Яхрома, а от платформы Турист (там тоже предусмотрена остановка, это непосредственно перед Яхромой) – в ЦАО Леонида Тягачёва. В Степаново пока автобуса нет, «Икарус» там не может развернуться, обдумывают микроавтобус.
Непосредственно в поезде планируется продажа ски-пассов на горнолыжные курорты по специальной цене.
Кстати, в «Сорочанах» и на других курортах можно покататься не только на горных лыжах и сноубордах, но и на тюбингах. А подняться вверх поможет современный ленточный подъёмник (на месте им очень гордятся):
Те, кто хочет просто прокатиться на ретроэлектричке и не желает ехать на горнолыжные курорты, могут сходить к монументу «Героям битвы под Москвой» на Перемиловской высоте – он находится совсем недалеко от станции Яхрома. Также можно съездить в Дмитров, погулять по Кремлю – это всего одна остановка от Яхромы на уже обычной электричке, оплатить проезд можно «Тройкой» без покупки билета (24 рубля, с 1 января – 26 рублей).
По выходным дням утренняя ретроэлектричка очень удачно стыкуется с электричкой БМО (Большого московского обхода) на Александров. Так что если вдруг кому туда нужно, то благодаря ретроэлектричке можно поспать чуть подольше и сэкономить время в пути. Только пересаживаться лучше в Туристе, а не Яхроме – там и касса близко (у последнего вагона), и поезд с той же платформы. Билет можно купить и непосредственно в электричке БМО (но со сбором 100 рублей).
Кстати, окрестности БМО в прошлом году довольно активно использовались туристами-лыжниками (на беговых лыжах). Поскольку в Москве снега почти не было, в то время как на севере области был. Вот, например, отчёт одной из группы туристов о лыжном походе выходного дня 1 марта 2020 года (там можно посмотреть фотографии и сравнить со снежным покровом в окрестностях Москвы, если кто из лыжников помнит). А в окрестностях станции Костино БМО в середине февраля проводится довольно интересное туристическое лыжное мероприятие (на беговых лыжах), после чего обычно остаётся хорошая лыжня. Так что можно и на ретроэлектричке прокатиться, и открыть для себя новые лыжные маршруты.
Но вернёмся к ретроэлектричке.
Меню в поезде включает чёрный или зелёный чай бесплатно в одноразовых картонных стаканчиках (и для этого чая сделаны специальные консоли у окон):
Можно купить поесть что-то из советской эпохи: обещают поддерживать шоколад «Алёнку», лимонад «Дюшес», вафли «Коровка», печенье «Юбилейное» и прочие знаковые продукты в меню. Пирожки сделаны по советским рецептам: с яблочным повидлом и с яйцом и рисом.
Расписание и цены
Вот расписание поезда туда и обратно. Запуск запланирован на 29 декабря 2020.
Судя по плакату на станции, билет в будни будет стоить 300 рублей, в выходные — 500 рублей. Детям до 10 лет скидка 70%, школьникам — 50%. Туда-обратно — скидка за «обратно» 20%. В поезде 396 мест без учёта срединных: срединные места не будут продаваться, но их могут занимать дети без места до 5 лет. Входит сам ретропоезд, чай и возможность прокатиться до лыжного курорта на «Икарусе».
Как вообще выглядит обкатка поезда?
Представьте, в головном вагоне собираются представители ЦЗЛ (контроль качества), все инженеры, технический состав, работавший над поездом, и руководство, включая Дмитрия Владимировича Пегова, заместителя генерального директора ОАО «РЖД», отвечающего за вопросы пассажирского комплекса, без которого этот проект вообще не состоялся бы. Пассажиры создают нагрузочное тестирование на стюардов, поезд движется по маршруту в расписании для проверки расчётов, техники переживают, что что-то пойдёт не так с доработками конструкции, и на ходу советуются, что можно рационализаторски изменить в следующем релизе. Снаружи раз в 10 минут попадаются радостные люди с фотоаппаратами: первая большая группа сразу за вокзалом, остальные подальше у своих станций: с утра уже было известно, как поезд пройдёт, и они приготовились снимать. На платформах пенсионеры стоят с улыбкой до ушей и телефонами, чтобы снять старую добрую электричку.
Автор: Алексей Деркачев