Мало кто в мире авиации сделал столько же в текущем кризисе, сколько Qatar Airways. Поэтому я хочу рассказать немного про их базу и то, как вообще так получилось, что Доха стала воротами в мир.
Это постоянно работающий фонтан. Если вы читали «Дюну», то примерно понимаете, насколько это шокировало поначалу местных жителей богатством в стране, где есть только пустыня.
Катарцы в 2018 оказались самыми богатыми людьми мира. Считали по доле ВВП на гражданина, то есть можно сделать вывод, что граждан в стране мало. Точнее, очень мало. Дело в том, что на небольшом автономном полуострове газа и нефти прямо много. И в шельфе рядом тоже. При том, что страна размером меньше Калиниградской области (и в 4 раза меньше МО). Поскольку коренных катарцев всего около четверти миллиона, дальше выиграть звание самой богатой страны мира было довольно просто.
Наш борт шёл через орографическую облачность, и стюардесса сказала нежным голосом: «Сейчас немного потрясёт, поэтому молитесь, пожалуйста, сидя в кресле». Это напомнило вторую удивительную особенность Катара — пожалуй, это самая открытая мусульманская страна в плане терпимости к иностранцам. То есть можно лететь спокойно, не боясь накосячить из-за разницы культур.
Но вернёмся к жителям и тому, что у них нашлась нефть. Представьте ситуацию: у вас есть небольшой трёхэтажный город, пустыня почти без зелёных участков, некоторое количество верблюдов… да и, пожалуй, всё. И вдруг к вам приваливают почти бесконечные деньги. Воровать нельзя, нужно построить лучший город в мире. Упражнение не умозрительное, именно такую задачу тут на полном серьёзе решали начиная с нулевых.
Задержитесь на секунду и попробуйте перечислить: что бы вы сделали и в каком порядке?
Начало
Первые признаки того, что Доха станет современным городом, появились примерно в 2006 году. Тогда пошли по довольно традиционному пути: выбрали район и начали застраивать его дорогими небоскрёбами в «стройке века».
Они были нужны в первую очередь для международного бизнеса и офисов компаний. Тут надо отметить, что нефтегазовый сектор делает 55% ВВП страны. Сельское хозяйство почти отсутствует, хорошо развита тяжёлая промышленность. 90% еды закупается снаружи. Вода получается опреснением морской на газу. Подоходного налога нет (государство торгует газом, граждане просто живут), свет, вода, проживание и лечение для граждан – в соцгарантиях.
Большая часть городской среды определяется пустыней. +25 зимой, +45 летом, и это при условии, что тень бывает только от того, что вы сами построите. То есть ощущается как +60. Радости добавляют туманы, только не из воды, а из мелкой песчаной пыли. А дождь вообще воспринимается как праздник, потому что бывает пару раз в году.
Деревья – тоже признак роскоши, и каждое снабжено своей трубой с водой прямо из мостовой.
Старый район и новый на горизонте. Обратите внимание, что все стёкла с затемнением, плюс тут архитектура отдельно согласовывается на блики, отражения и всякие полукруглые поверхности, которые могут работать линзой.
Из-за дикой жары основная жизнь тут по ночам, когда можно передвигаться без машины. Утром и вечером деловое время, а днём лучше сидеть в домике.
Это рождает особое отношение к свету в городе и особую эстетику освещения
Собственно, граждане Катара примерно так и делают. Работу работают те, кто приехал сюда на вахту. Точнее, не совсем в Доху, а в соседний, как поэтично выразился фиксер, Бензинск:
Мизальт – мечты сбываются! На деле тут много мигрантов, но при этом уровень преступности в Катаре один из самых низких в регионе. Я бы сказал, как в Японии, только в Японии перестали отрубать разные части тела за воровство существенно раньше. При том, что коренных жителей всего четверть миллиона, общее население страны около 2,7 миллионов человек.
Ещё одна важная особенность именно Дохи – это очень активный терраформинг. Тут намывают острова и увеличивают береговую линию. Происходит это без остановки, важной вехой было 400 гектар земли и 30 километров береговой линии. В центре бухты прямо перед городом есть искусственный остров Жемчужина.
Вот 12 секунд со спутника, которые объясняют всё. Острова сверху, аэропорт снизу:
Острова в буквальном смысле рукотворные. Кстати, садитесь по правому борту на прилетающие самолёты – маршрут к аэропорту очень даже неслучайно идёт так, чтобы дух захватывало сразу после выхода из облачного слоя.
В мае 2015 года Доху официально избрали в качестве одного из «Семи новых чудо-городов».
Понятно, что сейчас город активно перестраивается, потому что есть план развития к 2030 году. Отсюда много времянок, но они смотрятся довольно органично:
Играли в Warcraft 2? Помните эту миссию?
Кроме стадиона с кондиционером стоит отметить отдельный студенческий городок: когда пришли деньги, сначала тут вкладывали в образование и технологии, и только потом начали подтягивать архитектуру.
Восточные особенности
Около 80% населения исповедуют ислам.
Я знаю, что есть довольно много стереотипов относительно философии, стоящей за этой религией, но просто хочу отметить, что почти все постулаты продиктованы древней наукой. Кстати, почти вся современная наука обязана именно достижениям из этого самого региона – мы пользуемся арабскими цифрами, научились арабской навигации (что запустило Эпоху великих географических открытий).
Только вот из-за чтения справа налево порядок нумерации будет не очень привычным. Кстати, Большой брат бдит: стоит вам споткнуться с громким звуком на входе в лифт, как оживёт интерком и спросит: «У вас всё в порядке?»
Развитое судоходство и торговля – это математика, логика и астрономия. Компас, глобус и много точных измерительных приборов были в регионе задолго до появления аналогов в Европе.
Звёздное небо
Компас, который не указывает на север (это таблица поиска направления на Мекку для дальних странников)
Но давайте на секунду вернёмся к медицине.
Если вам поплохеет от жары, искать надо не другие иконки
Ограничения на свинину связаны с тем, что нельзя было есть мясо, в свежести которого ты не уверен. Свинина портилась на жаре слишком быстро, и поэтому, видимо, в какой то момент вместо сложных правил определения того, как она там, было решение исключить её из рациона. Разделение рук – идея, очень понятная даже в современной пандемии: левая для потенциально опасных и грязных предметов, правая для чистых. Постоянное омовение тоже на уровне ядра религии: попробуйте мыть руки и лицо реже, и вы быстро столкнётесь с эпидемиями. Я бы мог ещё много рассказывать, но лучше мы вернёмся к этой истории, когда будем говорить про наши регионы вроде Татарстана. Во время пандемии 31 мая страна побила рекорд по количеству заражённых в арабском мире. С одной стороны – невероятное количество внешних контактов (как и должно быть в таком городе), а с другой – потом обследовали чуть ли не каждого лично. Закрыли на изоляцию кого надо, что потом дало резкое падение числа случаев.
Сравните с венецианским стеклом. Ювелиры вообще исторически были оплотом науки. Они отчасти подарили нам современную химию и заодно печатный станок (спасибо дядьке Гутенбергу).
Для нас важно то, что тут женщины могут ходить в привычных европейских одеждах (не шортах, не мини и в штанах пустят не везде, но средней длины юбка не оскорбляет ничьих чувств, а плечи должны быть закрыты просто ради выживания). Парочки могут обниматься на улицах (но вот целоваться – уже перебор, но всё же в полицию не заберут). Европеец может позволить себе шорты на улице (нежелательно, но поймут, плюс всё равно ноги быстро сгорят). Английский понимают почти все в центре. В культурном районе можно купаться только в полностью закрытой одежде (как ниндзя), а вот в жилых районах уже даже в купальниках.
Интересно, что если у нас религия считается чем-то таким, во что странно лезть с технологиями, то здесь таких заморочек нет. Вот мечеть:
Обратите внимание на табло на стене: оно показывает время до следующей молитвы и точное расписание на день.
И какая же восточная страна без рынка! Главная достопримечательность Дохи – Сук Вакиф, где можно купить всё, что угодно. Но ценников нет, и надо торговаться как не в себе. Одна из сделок у нас длилась три дня: я уходил и возвращался, проходил мимо лавки утром и вечером, и на третий день мы с торговцем уже чувствовали, что сама продажа — не главное.
Ночью тут праздник жизни, поэтому даже если вы всего на 4 часа в Катаре с пересадкой, стоит доехать на метро до рынка, выйти на час и вернуться
А днём все прячутся
Особенно интересно покупать охотничьих птиц, конечно же:
К ним тут относятся с дичайшим уважением. Это вид элитного развлечения, и лучшая птица – признак очень большой гордости. Очень часто местные, когда узнавали, что я из России, говорили о том самом кречете, которого мы подарили эмиру в 2016 году. И были готовы обсудить и его редкий серый цвет, и то, что он прибыл необученным, как и положено, и много чего ещё. Кстати, птиц на лето часто отправляют в другие (более прохладные) страны, например, в Азербайджан. Потому что по самой адской жаре они не охотятся. Для таких вещей и нужны частные самолёты, это вам любой местный житель скажет.
В европейской классической культуре здесь была бы нагота
Ну и, конечно, есть кастовое разделение. Например, вагоны метро делятся на три типа, и полиция жёстко следит, чтобы вы садились только в свой.
Транспорт
Первую ветку метро запустили в мае 2019, ещё две уже ближе к зиме. Поезда сразу делали беспилотными. Вот обычный мужской вагон, такой же интерьер у семейного:
Беспилотник довольно простой в плане алгоритмов (что ещё легче сделать, когда вы проектируете метро с нуля для роботов), плюс есть дистанционное управление из диспетчерской.
Вот так выглядят залы. Внутри много крутых решений, включая диагональное расположение пересадок друг к другу, что очень упрощает переходы:
Единственное, чего я не смог понять — это почему между двумя эскалаторами на поверхность часто делают каменные лестницы. Вообще, если у эскалатора ломается ротационный механизм, он просто встаёт, и получается обычная лестница. Бывают проблемы с лентой (вроде аварии на Авиамоторной 1982 года, когда за 2 минуты с эскалатора скатились почти 100 человек, 8 погибших, 30 раненных). Но лестница рядом в такой ситуации не поможет. Поэтому единственное, что остаётся — это эстетическая и спортивная причины. Как показала практика, по этой лестнице действительно бегают японцы и катарцы. Но нечасто.
За цену пяти обычных билетов можно поехать в «золотом вагоне». Я в джинсах чувствовал себя там совсем не к месту:
До метро по городу ходили автобусы типа наших междугородних: с кондиционерами и отдельными местами. Они и сейчас ходят, но метро решает почти все вопросы.
Теперь авиация. Сейчас у Катарских авиалиний сеть из 160 стран и больше тысячи аэропортов назначения, пять звёзд по Скайтраксу (безопасность и удобство – то есть в верхних 7 компаниях мира). Лучшией авиакомпанией мира были 5 раз: 2011, 2012, 2015, 2017 и 2019. Начиналось всё с небольшой частной авиакомпании, и пару лет продолжалось просто как бизнес по перевозке. Что-то вроде модели «купили самолёты вскладчину и медленно отбиваем». Ну, медленно – это потому что самолёт вообще быстро не окупается, но по меркам авиации дело шло быстро, конечно. Но всё равно следующий более-менее крупный шаг был бы лет десять после старта при таком образе операций. Но примерно в тот же момент, когда государство создало налоговый климат для иностранных компаний, авиалинии было решено сделать национальной гордостью. Сконсолидировали акции у государства, выдали инвестиции, поставили опытного человека (что характерно, с лицензией пилота), быстро стали наращивать флот. Сначала это было довольно много подержанных самолётов, что позволило стать самой быстрорастущей авиакомпанией мира. Некоторое время были планово-убыточными, но дальше стало понятно зачем. Как только финмодель устаканилась, самолёты начали менять на новые. Первый А350 взяли именно катарцы, к слову. Заключили огромную сеть партнёрств – вплоть до connected-пересадок с немецкими железными дорогами.
До эпидемии сложилась ситуация, что Катар как бы находится в центре мира между шестью континентами, и при его очень маленькой площади всё же обеспечивает огромный трафик. Почти все вот эти 29 миллионов человек в год проходят через аэропорт Дохи (который тоже, кстати, когда-то был частью бухты, а потом его дозасыпали до нужного размера). И тут подключается великий катарский PR. Дело в том, что часть доходов от нефти тут пустили на информацию. Можно почитать полную сюжета статью на Вики про Аль Джазиру, но для нас важно то, что с информацией тут работать умеют, и что такое PR тоже хорошо понимают. Первый прикладной аспект – при пересадках от 4 часов тут предлагаются бесплатные экскурсии по Дохе, бесплатный пятизвёздочный отель в аэропорту и куча всяких развлечений, включая огромный бассейн. Да, тоже в аэропорту. Кстати, внутри аэропорта лежит своя железная дорога (монорельс), потому что стал что-то уж очень здоровый.
А вот в пандемию авиалинии среагировали вообще очень интересно. Они не остановили деятельность. Катар предложил свои самолёты для того, чтобы вывозить людей домой – в апреле все страны забирали своих граждан в домики. 17,8% мирового трафика в апреле. Договорились с Аль Джазирой и стали в апреле самым точным источником данных по миру относительно открытых перелётов. Начали доставать медицинские припасы и возить их в Доху, из важного – почти в первые дни привезли 500 тысяч тестов.
На начало 2020 показатели были такими: 237 бортов, чуть меньше 46 тысяч сотрудников, 29 миллионов перевезённых пассажиров за 2019 год.
Ну и закончить про местный транспорт стоит, конечно, лодками. Именно на них видно, как прекрасно тут сочетается всё самое современное с духом архаики. С одной стороны хайтек-районы и беспилотный транспорт, а с другой – если это выглядит как в старые добрые времена, то это ещё и плюс.
Вот по этой бухте можно прогуляться в одной из предлагаемых экскурсий с пересадки: вас забирают в автобус по прикольной процедуре БЕЗ прохождения паспортного контроля, сажают в лодку, катают, ставят обратно в чистую зону аэропорта. То есть как бы автобус и лодка – всё ещё часть чистой зоны. Можно и выйти так, транзитная виза тут вообще не вопрос, и очередей почти никогда нет.
А лодки вот:
Чтобы было понятна любовь к архаике, посмотрите стиль плана эвакуации:
Здесь просто есть свой визуальный язык, который во многом основан на традициях пустыни.
Собственно, пустыня
Большая часть Катара выглядит вот так:
Тут раньше было таким вообще всё без исключения, и жизнь была только на тонкой прибрежной полосе. Но терраформинг и строительство Дохи сделали часть страны прохладной и тенистой. Изнутри зданий. Торговые центры стали вместо парков: это ведь единственные крупные прогулочные места, где как под огромным куполом создаётся правильный микроклимат. Кстати, вот это внутри одного из ТЦ по типу нашей Меги:
Да, тут ещё важно коснуться пары аспектов архитектуры. Во-первых, на неё тратятся огромные бюджеты. Но я напомню, в Катаре практически на все вопросы в духе: «Как вы видите себе будущий проект?» можно позволить ответить «Да». Вот ещё иллюстрация:
Этот элемент декора сделан из муранского стекла. Одна такая штуковина стоит несколько миллионов рублей (это моя оценка из знания стоимости времени работы мастера и примерной прикидки на человекочасы и оптовые цены). Обратите внимание, вся улица района в них.
Но гораздо чаще тут акцент делается не на дорогие материалы, а на дорогую идею и воплощение. Геймдизайнер Тайнан Сильвестр как-то говорил про стиль строительства в Rimworld – мол, сначала все любят строить уютные прямоугольные домики, а уже потом начинают делать реально странные криволинейные формы. Ну, в общем, стадию квадратных домиков тут прошли почти сразу:
Внутри зданий тоже может быть весьма интересно:
И вот рядом с этим дичайшим шиком есть место, где можно отдохнуть от цивилизации. Взять и поехать в пустыню – довольно дорогое удовольствие. С нашей точки зрения это палаточный лагерь посреди песков, куда приезжают самые богатые люди и наслаждаются непонятно чем. Первое ощущение – это как если бы у нас в элитных ресторанах подавалась тушёнка с песком. Но если начать разбираться – пустыня тут очень важна и как источник развлечений, и как место отдохнуть от всей суеты.
Можно взять в аренду участок песка и построить там миниатюрную марсианскую базу – лагерь, который будет вашим. Такие лагеря ещё сдаются на несколько дней как турбазы у нас. Похожая база есть в Калмыкии в заповеднике на кордоне.
Всё самое нужное: туалет с баком, генератор, запасы воды, душ.
Туристы, которые выбрали «пустынное приключение» в аэропорту, пригоняют верблюдов для селфи:
Но, конечно, настоящая радость в том, что можно спустить шины и гонять по дюнам. Квалификация нужна совершенно особенная, потому что любимое развлечение – спускаться боком почти до уровня заваливания по диагонали вот так:
Иногда, конечно, приходится доставать лопату:
А! В машинах лежат санки. Специальные пустынные санки, на которых можно отлично скатиться с дюны. Это, конечно, стоит делать вечером, потому что залезть пешком на дюну днём – не лучшее приключение в мире.
На выезде из пустынного участка снова накачивают шины:
И если обойти все эти машины, то можно увидеть, как люди коротают ночь. У них там костёр и чайник, чтобы делать потрясающий чай со сгущёнкой. В неспешных беседах у костра – самая радость:
Ну и можно добраться прямо до границы с Эмиратами, которая проходит по воде. Через берег видно другую страну.
Пересадка или стоповер?
Доха буквально недавно была транзит-сити. Город достраивается, обрастает кучей интересного, появляются собственные события вроде фестивалей искусства, увеличивается количество развлечений для туристов.
За сутки можно объехать всю страну, и это стоит сделать. Так что, если будете пролетать мимо (а все шансы есть), постарайтесь взять стоповер на пару дней. Накосячить тут очень сложно (в отличие от других стран с очень отличающейся от нашей культурой), а увидеть можно море интересного.
Ну и просто стоит взглянуть на то, как за какие-то годы из пустыни с небольшим поселением тут появилось всё это.
Автор: Сергей Абдульманов