Источник: NASA
Строительство американской сверхтяжёлой ракеты-носителя Space Launch System, или SLS, на три года выбилось из графика и на 33% превышает запланированный ранее бюджет. Это следует из отчёта генерального инспектора NASA. Программа SLS оказалась настолько дорогой, что агентству придётся сообщить Конгрессу США о бюджетных перерасходах, заявляет инспектор.
SLS необходима для программы NASA «Артемида», в ходе которой астронавты должны отправиться на Луну. Ракета, по планам, будет мощнейшей в мире. Она сможет доставить на околоземную орбиту более 90 тонн полезной нагрузки. Из-за важности проекта генеральный инспектор NASA провёл аудит контрактов программы SLS, которые подписаны с Boeing, Aerojet Rocketdyne и Northrop Grumman. Boeing разрабатывает основную ступень ракеты, Aerojet Rocketdyne строит двигатели, а Northrop занимается ускорителями. Как выяснилось в ходе проверки, все подрядчики столкнулись с проблемами при выполнении своей части контракта. Это привело к росту расходов и отставанию от графика.
Как пишет журнал Space.com, фактические затраты на разработку программы SLS выросли по меньшей мере на 33%. В отчёте указано, что к декабрю 2019 года общая стоимость программы SLS составила $14,8 млрд. При этом, как указывает генеральный инспектор, эта цифра может вырасти до 43%, поскольку отставание от графика продолжается.
NASA должно было впервые испытать ракету в 2017 году. Однако компания Boeing, которая занималась сборкой основной части ракеты, закончила эту работу только в начале 2020 года. Также NASA планировало пробный запуск SLS без экипажа в ноябре 2020 года, но вынуждено было отложить полёт до 2021 года. Из-за срывов сроков к концу 2020 финансового года NASA рискует потратить на SLS более $17 млрд, из них $6 млрд «нигде не отслеживаются не регистрируются», говорится в отчете. Если первый запуск ракеты состоится в 2021 году, то стоимость программы к тому времени может, по мнению инспектора, вырасти до $18,3 млрд. Программа SLS целиком вместе с капсулой экипажа «Орион», которая необходима для транспортировки людей, и наземными навигационными системами, к 2024 году обойдется в $50 млрд. При этом в 2014 году NASA обещало Конгрессу уложиться в $10,8 млрд.
По словам генерального инспектора, основная проблема программы в том, что выполнение контрактов на строительство SLS проходит с трудностями. Как указано в отчёте, основные неполадки, связанные с производством, «обусловлены, по большей части, низкой производительностью Boeing» — главным подрядчиком NASA по проектированию, разработке, тестированию и производству основного этапа SLS. В частности, в отчёте выделяются проблемы с разработкой программного обеспечения Boeing. Также инспектор указывает на технические проблемы, связанные с разработкой блока контроллера двигателя ракеты, которые в отчете приписываются как Northrop Grumman, так и Aerojet Rocketdyne.
«Тем не менее, — говорится в отчёте, — NASA может повысить эффективность программы, если извлечёт уроки из текущей фазы разработки».
В отчете генеральный инспектор рекомендует предпринять несколько шагов. Во-первых, он настаивает, что агентство обязано доложить Конгрессу США о том, что программа SLS выбилась из бюджета как минимум на 30%. Также он советует NASA добиться большей прозрачности в оценках затрат на программу SLS и другие программы полета человека в космос, а также создать модель учета вложенных средств, которая будет отдельно оценивать каждый завершённый шаг программы, чтобы упростить отслеживание потраченных средств и производительность, а также учитывать вознаграждение для подрядчиков.
«Руководство NASA рассмотрит результаты этих оценок, а затем проведет перенастройку программы SLS. NASA сообщит результаты аудита Конгрессу и выполнит все требования, указанные в отчёте», — приводит Space.com ответ руководителей агентства.
В заявлении Boeing относительно отчета генерального инспектора также признаются трудности с реализацией условий контракта, но в компании отмечают также успехи в разработках, которые окупятся в будущих сборках SLS.
В заключение генеральный инспектор признал, что «добиться прозрачности от программы SLS будет непросто, так как NASA не отслеживает все расходы и не сообщает о них официально». Кроме того, авторы отчета отмечают, что NASA «продолжает бороться за управление затратами и графиком выполнения программ SLS», что инспектор связывает с «проблемами в реализации программы, с техническими проблемами и эффективностью работы подрядчиков».
Ранее президент США Дональд Трамп попросил увеличить бюджет NASA на будущий год на 12%, чтобы космическое агентство успело отправить человека на Луну к 2024 году. Предложения администрации по бюджету предусматривают выделение NASA на 2021 финансовый год $25,2 млрд. Почти половина из этой суммы ($12,3 млрд) должна пойти на финансирований программы «Артемида».
Автор: AnnieBronson