Общаясь в сообществе пользователей персонального электротранспорта, я изнутри вижу процессы, которые происходят. То, что люди на улице видят только как свершившийся факт (электросамокаты стали обыденным явлением на улицах больших городов) — я наблюдал изнутри сообщества как длительный процесс, который начался давно и последние полтора года развивался по экспоненте. Сам я за лето 2018 года накатал на легком электросамокате почти 2,5 тысячи километров, ощутив все его преимущества и сэкономив на проезде (включая такси) сумму размером с половину месячной зарплаты.
Так вот, есть новый процесс, который снаружи не видно. Люди с самокатов пересаживаются на моноколеса. Миграция идет строго в одну сторону, обратной почти нет. На вопрос «какой самокат выбрать» в чатах отвечают не тратить время и сразу выбирать колесо.
Транспорт будущего уже здесь, только вы этого еще не поняли.
Буду честным — я переписывал эту статью несколько раз, удаляя черновик со словами «не смог донести» и начиная заново.
Дело в том, что любое упоминание моноколес в комментариях (что на хабре, что на youtube) мгновенно вызывает агрессию и дизлайки. Ничего удивительного — ещё недавно моё отношение к ним тоже было агрессивно-отрицательным. «Я ещё жить хочу» и «это для акробатов» — вот мои цитаты год назад.
Личный опыт перевернул все представления — стало понятно, почему люди меняют одно на другое, и почему этот процесс дальше будет только усиливаться.
Нонконформизм
Ситуацию можно сравнить с массовым появлением обычных самокатов на улицах Москвы и Санкт-Петербурга. Сперва взрослый человек на «детской игрушке» вызывал неодобрение и насмешки. Но таких людей становилось всё больше — и это стало нормой. Пожилая бабушка, еще вчера крутившая пальцем у виска вслед взрослому парню на самокате, в какой-то момент приходит к мысли, что до метро так добираться легче, и раз другие люди так делают — то и ей можно. А в это время упомянутый парень вдруг выезжает из-за угла, балансируя на сатанинской херне… История повторяется по кругу.
Осенью 2018 года я случайно стал «тем самым парнем», решив научиться ездить на моноколесе просто для галочки. Через несколько дней пришлось купить своё, а электросамокат убрать в чулан. После недели использования мой вывод был таким:
Моноколесо в роли городского транспорта кладет на лопатки электросамокат примерно так же уверенно, как последний расправляется с обычным самокатом.
Но если с электросамокатами люди уже раскусили, что можно экономить на проезде и получать удовольствие от поездок на работу, история моноколеса только начинается.
Я буду подразумевать только те модели, которые без проблем и сомнений можно взять в метро и иной общественный транспорт. Подобные модели развивают скорости до 35 км/ч и имеют пробег на одной зарядке до 40 км.
Самые популярные электросамокаты:
Xiaomi Mijia M365 (народное название «сяокат»)
Ninebot ES2 / ES4
E-Twow S2
и их многочисленные клоны.
Причины непопулярности моноколес
Большую часть этих взглядов я искренне поддерживал.
Ощущения и эмоциональная оценка
Моноколесо — не акробатический снаряд, а полноценный транспорт с характеристиками, схожими с электросамокатом. В пересчёте на цену, оно проигрывает самокатам в скорости, но многократно выигрывает в свободе, ощущаясь буквально как «карманный телепорт». Через несколько дней после первоначального обучения навыки управления уходят в фоновый режим — ты встаешь на колесо и как будто сливаешься с ним, а твое тело вдруг получает новые возможности. Вопросы «как ты им управляешь?» и «как ты на нём тормозишь?» теряют всякий смысл. Это как спросить, как ты управляешь ногами. Да никак, блин, я просто иду куда мне нужно! Так и здесь — ты выходишь из подъезда, смотришь куда тебе нужно, ветер ударяет в лицо и ты будто летишь, едва замечая помехи вроде лежачих полицейских или поребриков.
По сравнению с самокатами
Безопасность
Колесо намного безопаснее, чем кажется со стороны и на первый взгляд.
ВНИМАНИЕ! Я не пытаюсь назвать его безопасным! Падений вряд-ли удастся избежать совсем, и защита (колени / локти / запястья) необходима. Но этот риск намного, намного ниже, чем кажется со стороны. Я сам не верил, когда меня в этом убеждали. Теперь ваша очередь не верить мне :)
Впервые встав на колесо в октябре, я ездил на работу и обратно каждый день вплоть до Нового Года, ежедневно выкатывая от 20 до 40 км. Дождь, ветер, гололёд, снежная каша, плиты мокрого полированного гранита при температуре 0 градусов — и всё на летней «сликовой» покрышке. Первые 700 км пробега в таких условиях прошли без падений. Первое падение случилось во второй половине декабря, когда город завалило — провалился в яму под снегом. И проблема тут, очевидно, всё-таки в прокладке :)
Мощность
Если на самокате нажать газ до упора — он будет разгоняться, пока силы трения и сопротивления не уравновесят максимальную мощность двигателя. При спуске с горы скорость увеличится, при подъеме — уменьшится. Даже слабенький самокат можно сильно разогнать под горку.
Двигатель моноколеса стремится удержать педали горизонтально и разгоняется, подкатываясь под райдера и компенсируя его падение вперед. Если позволить ему разгон без ограничений, то после достижения максимальной возможной мощности (и скорости) колесо не сможет продолжить разгон, а человек продолжит — лицом в асфальт. Поэтому максимальная скорость моноколес ограничена — при ее достижении у двигателя остаётся достаточный запас, чтобы обогнать человека и задрать педали, заставляя отклониться назад.
Следствие номер #0 — несоответствие логике ПДД
На данный момент, ПДД определяет тип ТС в том числе по мощности двигателя, подразумевая прямую зависимость максимальной скорости. Но как быть, когда мощность двигателя используется, чтобы обеспечить безопасность, а скорость — наоборот, сильно урезана? К примеру, модель ks16s обладает мотор-колесом на 1200 Вт, а скорость ограничена 35 км/ч — это почти четырехкратно большая мощность по сравнению с самокатами, которые развивают такую же скорость.
Следствие номер #1 — относительно низкая максимальная скорость
Для сравнения, самокат с мотором 350 Вт можно разогнать до 35 км/ч по прямой.
Моё моноколесо с мотором 800 Вт ограничено 30 км/ч независимо от внешних условий — даже вниз по крутому спуску оно не даст разогнаться выше.
Следствие номер #2 — отличная динамика и ускорение
Пока не набрана максимальная скорость и токи не превышают предельных — вся доступная мощность уходит на разгон, и даже «слабое» колесо может спокойно выдать 1,5-2 КВт на несколько секунд.
Следствие номер #3 — преодоление крутых подъемов
Самокатам такое не снилось. Там где условный Xiaomi пришлось бы вести руками — бюджетное колесо успешно заезжает, снизив скорость.
Следствие номер #4 — высочайший КПД.
Чтобы равномерно ехать со скоростью 35 км/ч против небольшого ветра, нужно потреблять около 500-600 Вт. Для «среднего» моноколеса мощностью 1,2 КВт это всего половина номинальной нагрузки! Как итог — колесо почти не греется, вся энергия уходит в движение. На самокате с номиналом 350 Вт мотор-колесо работает при такой скорости почти с двукратной перегрузкой и сильно греется, впустую выкидывая заряд батареи в атмосферу.
Поэтому при равной батарейке колесо едет дальше самоката, не снижая скорость при встречном ветре.
Обучение — теория и практика
Первая мысль, когда впервые пытаешься встать и поехать — «ЭТО ТОЧНО НЕ ДЛЯ МЕНЯ!»
Вторая — «ЧЕРТ ВОЗЬМИ, ЭТО ЖЕ В ПРИНЦИПЕ НЕВОЗМОЖНО!»
Всё нормально, просто у нашего организма нет необходимого навыка — держать равновесие влево и вправо на точке опоры размером с монету. Этому навыку нельзя научить объяснениями — необходимо, чтобы организм был вынужден пытаться это делать. Хорошая новость в том, что этот навык приходит в течение часа, а затем за несколько дней катания отшлифовывается до совершенства. Это становится так же легко, как стоять на двух ногах и не падать. Вторая хорошая новость — равновесие вперед-назад держать мы отлично умеем, с этим проблем не возникнет. Короче, это не цирковое искусство, которому учатся годами.
Лучше всего учиться с помощником — опираясь на его руку, стараться держать равновесие и медленно ехать. Через некоторое время начинает получаться, и рука помощника используется уже не для опоры, а как некий «маячок» в пространстве, относительно которого тело держит вертикаль. После 5-10 минут вождения «за ручку» можно учиться вставать самостоятельно, тело уже примерно знает, что делать. Далее — вопрос пары десятков минут и упорства.
Совет #1: выпрямив спину и разогнув ноги, намного проще держать равновесие. Полезно при обучении — ездить потом всё равно приходится на чуть согнутых ногах.
Совет #2: повороты осуществляются не наклоном корпуса или колеса, а медленным сгибанием одной ноги, зафиксировав вторую и продолжая удерживать равновесие.
Этого достаточно, чтобы максимально быстро встать и поехать — дальше навык начинает расти с огромной скоростью. Немного напоминает езду на велосипеде — однажды научившись, уже не забудешь.
Выбор колеса
Реальный выбор ограничен от силы десятком моделей.
Желательно сперва изучить форумы и задать вопросы в telegram-каналах. Это не рекламный пост, поэтому конкретных ссылок приводить не буду — но на русском языке всего два основных ресурса, посвященных личному электротранспорту, и найти их труда не составит.
P.S. всё-таки скину, пожалуй, ссылку на полюбившийся обзор моей модели колеса — бюджетного Kingsong KS14D 420Wh :3
Ничего личного, просто немножко предвзятости, ладно?)
Автор: Никита