В прошлой статье мы вспомнили историю электровелосипедов — от первых прототипов до наших дней. Там же мы начали рассказ о том, какие технологии используются при создании современных моделей. В продолжение этой темы поговорим о том, как меняются велосипеды с электроприводом и как они меняют мир вокруг.
Как меняются электровелосипеды
Конструкция электровелосипедов не сильно изменилась с первых лет бума продаж. Тогда было сделано несколько важных доработок системы педалирования и питания — они до сих пор актуальны. Сейчас же у разработчиков несколько основных направлений работы.
1. Совершенствование батарей
Год назад на долю электровелосипедов приходилось около 10% всего рынка аккумуляторных элементов. К 2020 году этот показатель может увеличиться втрое. Чтобы не допустить дефицита, производители добиваются увеличения срока службы батарей. В этом направлении работают Массачусетский технологический институт и Samsung. Совместными усилиями они создают новый материал для источников питания — твердый электролит. Он может не только продлить срок службы батареи, но и значительно увеличить емкость аккумулятора и его безопасность. Другая разработка представлена компанией BMZ — «мега-батарея», которая потенциально может прослужить до 12 лет.
Дальность поездок волнует производителей и покупателей не меньше жизненного цикла батареи. В октябре прошлого года электровелосипед от компании Delfast поставил мировой рекорд по самому протяженному заезду на одном полном заряде — 368 км за 17 часов. В марте стало известно, что эта модель поступает на массовый рынок. Однако, стоит она в разы дороже обычных электровелосипедов с дальностью поездок в 30-40 км.
Еще один вектор развития системы питания — скорость зарядки батареи. Над эти вопросом трудится Toshiba. Ее батарея SCiB использует в качестве материала для анода оксид ниобий-титана. Компания утверждает, что после шести минут зарядки электротранспорт сможет проехать 320 км. Это расстояние в три раза превышает возможности стандартного литий-ионного аккумулятора.
Электровелосипеды — сами по себе экологичный вид транспорта. Есть инициативы, которые развивают эту идею. Уже существуют зарядные станции, питаемые солнечной энергией. Стартап Kvaern в этом году представил свой велосипед с зарядной станцией, в основе которой также находится солнечная батарея.
Индустрию также заботит компактность батарей и их дополнительные возможности. Современные велосипеды уже предлагают небольшие, легко заменяемые аккумуляторы, с помощью которых можно также заряжать смартфоны и планшеты.
2. Увеличение проходимости
Заезды на велосипедах по горным районам — это целая спортивная дисциплина с долгой историей. Модели с электроприводами популярны в первую очередь в городской среде, однако их также активно приспосабливают к пересеченной местности. Электровелосипеды, подходящие и для асфальта, и для бездорожья, полагаются на широкие колеса, покрышки с протектором, амортизаторы и коробку передач, адаптируемую к подъемам. Как утверждает глава компании Eurobike Pivot, которая занимается развитием велоспорта, «на европейском рынке никто не признает бренд горных велосипедов без электровелосипеда в коллекции».
Новый вызов для разработчиков — сделать универсальный электровелосипед для любых особенностей местности. Так, на Международной выставке потребительской электроники CES в прошлом году показали электровелосипед, который может справиться практически с любым ландшафтом. На ознакомительном видео демонстрировали заезд по песчаному берегу.
Некоторые компании идут еще дальше. В прошлом октябре новозеландская компания Manta5 продемонстрировала «водный электровелосипед». На нем можно пересекать озера и реки. На устройстве установлен двигатель мощностью 400 Вт и система педалирования.
3. «Умные» компоненты
Популярность электровелосипедов в Европе и США совпала с широким распространением смартфонов. В предыдущей статье мы уже упоминали несколько моделей, которые поддерживают обратную связь с мобильными устройствами и имеют собственные бортовые системы. Это помогает в навигации, диагностике проблем, установке режима ограничения скорости, получении предупреждений и так далее.
Например, приложение Airwheel сообщает пользователю сведения о скорости передвижения, пройденном расстоянии, заряде батареи, напряжении и силе тока, позволяет управлять подсветкой, фарами и блокировать устройство. Здесь же хранится информация о предыдущих маршрутах и точном местоположении велосипеда. Из приложения можно получить доступ к технической поддержке и откалибровать некоторые модели велосипедов Airwheel.
Следующий шаг — велосипеды с искусственным интеллектом. Yamaha недавно анонсировала «умный» мотоцикл, который распознает жесты водителя и поддерживает беспилотную езду. Схожие технологии могут перекочевать и в серию электровелосипедов этого производителя.
Мы также рассказывали о колесе, которое превращает обычный велосипед в электровелосипед. В скором времени это устройство сможет работать в связке с помощником Google Assistant. Тогда посредством голосовых команд можно будет приводить колесо в движение и управлять им.
В прошлом году в BMW представили концепцию велосипедных дорожек будущего специально для моделей с электроприводом. За управление трафиком на таких дорогах будет отвечать система, использующая алгоритмы искусственного интеллекта, — она сможет «связаться» с транспортом и позаботится, чтобы велосипеды не развивали слишком высокую скорость.
4. Внешний вид
По мере того как электровелосипеды становятся популярной формой городского транспорта, все большую роль приобретает их компактность. Конструкция многих современных моделей позволяет хранить и перевозить велосипед в сложенном виде. К тому же велосипеды становятся все легче за счет материалов рамы и снижения веса аккумуляторов.
Модель Airwheel E3, к примеру, можно сложить и убрать в небольшую дорожную сумку. Так ее без труда удастся перевозить в транспорте — велосипед весит всего 12,5 кг — и хранить дома. Велосипед складывается и раскладывается в несколько движений. Несмотря на компактность и относительно небольшой вес, рама из алюминиевого сплава выдерживает нагрузку в 100 кг.
Другой тренд — «имитация» обычного велосипеда. На рынке появляются электровелосипеды, которые не отличить от моделей без батареи и двигателя — производители прячут все атрибуты электротранспорта под сидение или маскируют под бутылку с водой.
Производители пытаются изменить и привычную рулевую систему. Не так давно швейцарский изобретатель продемонстрировал электровелосипед, управляемый джойстиком.
Как электровелосипеды меняют мир
В прошлой статье мы говорили о Китае — там электровелосипеды стали чрезвычайно популярны. В итоге они оказали существенное влияние на городскую среду и транспортную систему. Когда почти у каждого шестого жителя Китая появился свой велосипед с электроприводом, в стране стал активно формироваться рынок их аренды и совместного использования.
Стартапы вроде Hellobike позволяют брать на время электровелосипед со специальных станций, а после возвращать его на другую станцию, чтобы им мог воспользоваться кто-то еще. По мере роста популярности электровелосипедов идея проникла и в Европу, где система обмена обычными велосипедами существует уже полвека. Позднее она достигла и США. Сейчас жители штата Калифорния — самые активные пользователи электровелосипедов в стране благодаря сервисам совместного использования.
Исследования подтверждают, что электровелосипеды могут стать реальным конкурентом автомобилей (там, где это позволяют погодные условия). При этом выбор в пользу электровелосипедов решает целый ряд транспортных и экологических проблем. Поэтому власти некоторых стран предлагают субсидии и всячески поощряют покупку транспорта с электроприводом. Экосистема развивается: появляются новые станции зарядки, а некоторые компании даже готовы платить людям за зарядку аккумуляторов велосипедов у себя дома.
Электровелосипеды пробивают себе место и в спорте — их хотят допустить до соревнований по горным велогонкам. Такие гонки могут пройти уже в следующем году — и тогда это коренным образом изменит дисциплину. Заезды на электровелосипедах устраиваются и сейчас. Например, мероприятие Mini Enduro в Великобритании допустило до участия гонщиков на электротранспорте. Энтузиасты устраивают и другие заезды по типу мотоциклетных уже не первый год.
Гонки и заезды на электровелосипедах называют «шансом для менее тренированных/менее активных» велосипедистов. В каком-то смысле это правда — в некоторых случаях электровелосипеды позволяют «вернуться в седло» даже тем, кто, казалось бы, попрощался со спортом навсегда. Например, жителю США запретили садиться на велосипед после перенесенного инфаркта. Электропривод позволил ему вернуться к своему хобби. В современных моделях можно настроить режим езды — отключить и включить электрическую тягу, выбрать комбинированный режим. Это позволяет снижать нагрузку по необходимости и соблюдать медицинские показания. Поэтому в европейских городах можно встретить все больше пожилых людей на электровелосипедах.
Вокруг зарождающейся дисциплины формируется своя культура и экосистема. Производители электровелосипедов выпускают аксессуары в духе транспорта с электроприводом, чтобы дополнить опыт велосипедистов. Так, «умный» шлем Airwheel служит не только средством защиты, но и камерой для широкоформатных снимков и видеосъемки заездов. Он также позволяет принимать звонки, не отрывая рук от руля, и слушать музыку со смартфона по Bluetooth.
История электровелосипедов показывает, что сейчас они переживают самый яркий период в своей истории. На волне популярности электротранспорта к ним приковано пристальное внимание. Вероятно, через несколько лет никого уже не удивят электровелосипедные гонки и отдельные дорожки со станциями зарядки велосипедов в крупных городах.
P.S. А вот еще несколько материалов об «электротранспорте» из нашего блога:
- Электровелосипеды — от первых моделей к возможностям сегодняшнего дня
- Airwheel X8. Такой только у меня и у Суперкряка
- Обзор AirWheel Z5 — транспорт мегаполиса
- Е-байк Airwheel R8: недомопед или перевелосипед
Автор: IvanPavlov