Дефицит линейного персонала отмечается и в онлайн- и в оффлайн-ритейле. В Superjob посчитали, что услуги курьеров подорожали в 2−3 раза с начала года. Автокурьеры «при полном графике» зарабатывают до 200 тысяч в месяц, велокурьеры, пешие курьеры и сборщики — до 100 тыс. В курьеры иногда уходят сотрудники оффлайновых магазинов: администраторы и кассиры. В результате ритейл тоже столкнулся с кадровым дефицитом.
Проблему пытаются решать повышением зарплаты и гибкости графиков, снижением штрафов, но при этом компании хотели бы избежать «гонки зарплат». Все участники рынка надеются на восстановление притока мигрантов.
Розничные сети объясняют это целой массой факторов — отток мигрантов, демографическая яма 90-х, переход кадров в бурно растущий рынок онлайн-торговли. Компании стараются удерживать нынешний персонал повышением зарплаты и стимулирующих выплат, а нехватку людей компенсировать автоматизацией работы в зале. Но пока это не решает проблему полностью.
«Мы наблюдаем снижение количества предложений со стороны соискателей», — подтверждает HR директор Fix Price Антон Максименко. В «Ленте» сообщили «Ъ», что укомплектованность штата зависит от региона и составляет от 65% до 92%. В Decathlon уточнили, что испытывают дефицит персонала в крупных городах.
Тенденция подтверждается и данными сервисов по поиску работы. По подсчетам HeadHunter, в октябре число вакансий кассиров год к году выросло на 196%, до 32,9 тыс. Мерчандайзеров ищут на 160% больше, а администраторов магазинов — на 377%. У SuperJob в октябре число вакансий кассира в FMCG-ритейле год к году выросло на 153%, мерчандайзеров — на 57%, администраторов магазинов — на 94%. При этом у SuperJob число резюме по этим профессиям снизилось в целом на 12−17% за год. По сравнению с прошлым годом число желающих работать в рознице снизилось вдвое, констатируют в «VK Работа».
Линейный персонал уходит из магазинов не только в курьеры, отметили эксперты: «среди кассиров, мерчандайзеров и администраторов магазинов преобладают женщины, а среди курьеров — мужчины». В DeliveryClub заявили, что «доля курьеров, пришедших к нам из розницы, не превышает нескольких процентов».
Ведомостям пожаловались на нехватку кадров «три сотрудника компаний онлайн-ритейла» и подтвердили три сотрудника рекрутинговых агентств. В первую очередь не хватает сборщиков и автокурьеров. Число вакансий сотрудников складов и водителей выросло в сентябре относительно августа в 3 — 3,5 раза, курьеров и сборщиков — в 7 раз. К Новому году компании ждут серьёзного усугубления проблем.
О нехватке курьеров онлайн-ритейл и фудтех уже говорил ровно год назад. Пользователи жаловались на опоздания и отмены доставки. Компании начали активно экспериментировать со стоимостью доставки и размером среднего чека. Уже тогда избыток вакансий курьеров приводил к тому, что до собеседования доходили только 20% откликнувшихся на вакансию.
Регулярность освещения темы дефицита курьеров в середине осени скорее всего связана именно с подготовкой к Новому году и «гендерным праздникам»: компании намекают потенциальным сотрудникам на высокие зарплаты, улучшение условий, страховки, обеды и обилие вакансий. Тем не менее, за последний год было несколько забастовок курьеров фудтеха, конфликтов по поводу штрафов и других вопросов. В 2020 году забастовка 326 курьеров DeliveryClub привела к появлению «Профсоюза „Курьер“», который регулярно освещает такие конфликты.