Даниил Кручинин, основатель и CEO платформы Eticket4.ru, p2p-маркетплейса по продаже билетов на мероприятия, напомнил, что правительство предложило штрафовать перекупщиков билетов на суммы до 1 млн рублей и намерено ограничить комиссию билетных операторов. Кручинин объяснил почему у власти ничего не получится. Надо не штрафовать, а придумывать нормальные правила для всех участников рынка, как это происходит во всем мире.
Буря в стакане
Правительство внесло в Госдуму сразу два законопроекта, которые, по замыслу их авторов, должны решить «проблему» перекупщиков. Предлагается ввести штраф до 1 млн руб., а комиссию официальных билетных операторов ограничить 10%.
К чемпионату мира по футболу в декабре прошлого года Госдума приняла похожий законопроект: по нему перекупщиков билетов на ЧМ можно было штрафовать на сумму до 1 млн руб. Мне неизвестны случаи, чтобы кого-то оштрафовали, зато я знаю, что порядка 140 тыс. билетов было продано на вторичном рынке, а лента Facebook пестрела постами самых обычных людей на тему «куплю/продам билет». Причем, чтобы попасть на финальный матч, люди были готовы отдать любые деньги — по крайней мере те, кто мог себе это позволить.
В этот раз речь идет только о билетах на культурно-зрелищные мероприятия. Авторы законопроектов уверены, что деятельность перекупщиков мешает («дискредитирует») работе ведущих организаций культуры, а сами перекупщики процветают. Серьезно? Вот простые факты и цифры. Вторичный рынок билетов не процветает и никогда не процветал в России. По объемам он в десятки раз меньше мирового, составляя в лучшем случае пару процентов от примерно $8-$10 млрд. в 2018 году.
По нашим данным, на российском вторичном рынке действуют не более 150 субъектов — это могут быть как и отдельные физлица, так и зарегистрированные компании. Из них примерно треть можно назвать более или менее серьезным бизнесом, а половину от этой трети — крупным. При этом аншлаги в России — редкий прецедент, независимо от масштаба события. А ведь вторичный рынок билетов возникает только тогда, когда спрос превышает предложение. Но потребительский спрос в России, наоборот, серьезно упал. Средняя стоимость билетов повысилась из-за скачка курса доллара и евро, а у населения доходы не выросли. Люди в первую очередь покупают товары первой необходимости. При том что у многих концертов целевая аудитория — это молодежь, студенты, у которой денег еще меньше. Так что утверждать, что вторичный рынок процветает — значит, как минимум сильно преувеличивать.
Бесполезные штрафы
«Штраф 1 млн руб.» — это, по крайней мере, звучит грозно. И, конечно, такие меры кого-то отпугнут и заставят действовать осторожней. А со стороны властей, скорее всего, в качестве показательной меры даже пройдут какие-то рейды. Но на этом все закончится. Потому что регулярно и точечно выявлять продавцов билетов на вторичном рынке — слишком тяжело и затратно. Да и сами по себе размеры штрафов вызывают вопросы. Физлица вряд ли смогут выплатить штраф 300 тыс. руб., а юрлицам проще будет закрыть ООО и открыть новое, чем платить штраф 1 млн руб. Более того, многие крупные реселлеры платят налоги со своей деятельности, пусть и небольшие. И если формулировки в законопроекте будут слишком жесткими, они просто уйдут в тень, государство не получит и этих крох.
Аргументация же про то, что театры из-за перекупщиков теряют деньги, так как те возвращают в кассы за пять минут до начала спектакля нераспроданные билеты, тоже выглядит сомнительной. Попробуйте купить билеты в Большой театр, МХТ им. Чехова, Ленком или другой театр. На обороте билетов написано, что они возврату не подлежат. Погуглите — вы увидите, что теме «как вернуть билеты в театр» посвящены десятки форумов. Это действительно проблема.
«Давай куда-нибудь сходим». Легко ли быть лидером e-commerce в театральной среде
Другой аргумент, что простые зрители не могут купить билет в кассе, потому что все скупили реселлеры, тоже неточно отражает положение дел. Во-первых, реселлеры приобретают далеко не большую часть зала. Во-вторых, даже если бы не было реселлеров, то зритель, который пришел в кассы за один-два дня до начала популярного спектакля, все равно не смог бы купить билет, потому что билеты раскупаются заранее. Сегодня же у зрителей есть возможность приобрести билет в последние дни перед спектаклем только благодаря существованию вторичного рынка, который является по своей сути дополнительным каналом продаж.
Другое нововведение — ограничение комиссии билетных операторов 10% - тоже кажется по меньшей мере спорным. У операторов маржа на одном мероприятии в среднем не превышает 10−15%, это совсем немного. Ограничение комиссии сделает билетный бизнес еще более убыточным. Кому это нужно? Билетные операторы помогают организаторам мероприятий продавать билеты, а покупателям — покупать. Поэтому странно вставлять им палки в колеса. К тому же покупатель сам способен решить, готов он платить за удобство покупки комиссию 10% или больше. Такое искусственное ограничение похоже на принцип «давайте ограничим стоимость продуктов в ресторане, стоимость платных детских садов, давайте везде ограничим цены». Если на базаре государство будет регулировать цены, и картошка у всех будет по 5 рублей, а морковка по 3 рубля, и все будут продавать в убыток, то желающих продавать на базаре скоро не останется. Зато продавцы создадут свой рынок, который, по мнению государства, будет нелегальным. Это ненормальная ситуация. На цену и размер комиссии должен влиять только один фактор — спрос. А государство должно научиться не только вводить штрафы, но и создавать условия для ведения бизнеса и развития рынка.
Сертификация и рынок
Но что тогда делать? Мне нравится пример с таксистами. Раньше были «бомбилы», которые сегодня стали уже вымирающим видом — во многом, кстати, благодаря технологиям. Но в любом случае, и раньше, и сейчас можно получить лицензию и на законных основаниях перевозить пассажиров за деньги. Почему бы не сделать то же самое со вторичным рынком билетов? Ввести сертификаты или лицензии, то есть дать возможность работать реселлерам легально — и получить нормальную индустрию вторичного рынка билетов, как во всем мире. Там для покупателя вся покупка билетов у реселлеров максимально прозрачна — он видит номинальную стоимость, и сам решает приобретать билет или нет. Если реселлер не хочет соблюдать правила, его затаскают по судам. Для всех участников рынка все понятно. Или, например, чтобы давать контекстную рекламу в AdWords, компания или продавец, которые занимаются перепродажей билетов, должны получить лицензию и статус реселлера у Google. У него есть требования к сайтам, к ценообразованию и отображению цены на билеты. Соблюдаешь требования — получаешь лицензию, можешь размещать рекламу. Все просто. А в России, фактически, нет правил, и сейчас власти вместо разработки правил хотят ввести штрафы.