Всем привет, меня зовут Алексей Петров. Я работаю в Mail.Ru Group директором по качеству в бизнес-юните «Почта и Портал». Сегодня я расскажу о такой интересной и привлекательной во всех отношениях деятельности, как фриланс в тестировании. Как таковым тестированием я начал заниматься в 2005 году. Я любил играть в компьютерные игры и параллельно их тестировал. Я был фанатом «Tony Hawk — American Wasteland», и когда игра попала ко мне за 1,5 месяца до официального мирового релиза, и я мог ее пройти, я был счастлив. После пятидесятого прохождения, когда мне дали диск с релизом, я его сжег, честно. Настолько мне это осточертело! Я до сих пор могу сказать, в какой миссии и какой квест нужно выполнить, все хинты и так далее.
После этого я работал над веб-проектами тестировщиком, затем ведущим тестировщиком, специалистом технической поддержки, менеджером проекта, руководителем разработки. То есть побывал в самых разных ипостасях по одной простой причине: мне хотелось увидеть процесс тестирования с разных сторон. Очень часто бывает так, что когда тестировщик занимается исключительно тестированием, то люди, с которыми он контактирует, — менеджеры проекта, системные аналитики, разработчики, администраторы, — кажутся ему инопланетянами и, вообще, не от мира сего. У меня, например, был такой случай, когда, спустя два года работы над одним проектом в роли ведущего тестировщика, я ушел на время из компании «РосБизнесКонсалтинг», вернулся года через 1,5-2 и стал руководить тем проектом, в котором раньше был тестировщиком. Я открыл трекер и увидел около 500 самых разнообразных дефектов, в том числе те, которые сам же ставил два года назад. Будучи тестировщиком, я бы эти дефекты срочно поднял в приоритете и сказал: «Как так? Два года в проекте есть дефект, а его до сих пор не исправили». Но, уже будучи менеджером, я начал мыслить как менеджер. Я понимал, что если в продукте два года присутствует дефект, и никто не умер, то этот дефект можно понизить в приоритете или вообще не править.
В течение 7 лет я совмещал основную работу с фрилансом. Это дало огромный толчок моему профессиональному росту и достаточно солидный прирост доходов. В лучшие годы получалось зарабатывать в месяц порядка 100-120 тысяч рублей, работая удаленно.
С чего начинать
С чего начать, если вы решили заняться удаленным тестированием, фрилансом? В первую очередь необходима уверенность в себе, в собственных силах, понимание того, что вам это действительно нужно. Очень часто бывает так, что человек загорается идеей: «Я хочу попробовать что-то новое для себя, пойду и сделаю». Он начинает натыкаться на какие-то первичные, самые простые, всем известные вещи и забрасывает это дело. Мне приходилось с такими людьми работать. Например, я подписывался на какой-то проект, где требовалось до 16 часов в сутки проводить тестирование. Я распределял эту работу между собой и двумя коллегами. Вот они как раз были не уверены в том, что это им нужно, они думали, что это просто так «срубить бабла» и ничего не делать. Через 2-3 недели они вынуждены были сказать мне: «Извини, до свидания, мы не будем этим заниматься». А заказчик, с которым у меня была договоренность, был достаточно известный человек в мире обеспечения качества, родоначальник отдела тестирования в компании Rambler и просто хороший человек. Мне не хотелось его подводить, и я был вынужден покрывать эти 16 часов тестирования самостоятельно, при этом я параллельно работал в офисе. Можете представить, как выглядел мой среднестатистический рабочий день. Поэтому, еще раз: если вы действительно хотите этим заниматься, то проявите достаточно усердия и воли.
В моей фрилансерской деятельности мне помогал опыт использования интернета и коммуникабельность. Последнее является очень важным свойством, которое вы сможете в себе развить, в том числе благодаря фрилансу в тестировании. Хорошо подвешенный язык открывает двери практически в любом направлении. Если вы можете грамотно преподнести себя, свой продукт, свой бизнес, свою идею, то вы сможете покорить абсолютно любые вершины. Если вы несколько скованны, сдержанны, плохо идете на контакт с другими людьми, то это создаст для вас определенные проблемы при работе во фрилансе, потому что общение с заказчиком и коллегами будет требоваться постоянно. Практически ни один проект не был у меня в таком формате, когда мне выдают задачу, я несколько дней что-то делаю и выдаю результат. Постоянно есть какое-то взаимодействие с заказчиком или его представителями.
Стоит подготовить рассказ о себе, портфолио, резюме, можно называть это совершенно по-разному. В первую очередь он не должен требовать контакта с вами для уточнений. Согласитесь, очень странно будет выглядеть резюме или портфолио, где будет написано: «Работал над 30 различными проектами. Если вам интересно над какими, напишите мне СМС, по телефону позвоните или на почту». То есть рассказ о себе должен быть самодостаточным, чтобы человек мог получить максимум информации. Этот рассказ должен сообщить хорошее о вас. Если вы пироман, маньяк и, вообще, любите нестандартные и не очень хорошие вещи, то не стоит рассказывать об этом в своем резюме.
Ваш рассказ должен заинтересовать клиента. Если вы напишете о себе сухим языком, если вы даже самому себе не сможете себя продать — это плохой рассказ. Посоветуйтесь с кем-то из коллег и знакомых, кто работает в мире IT, насколько заинтересовал бы преподнесенный вами текст. Может быть, стоит добавить картинки. Вдруг у вас есть знакомый дизайнер, и он вам нарисует классную промо-страничку, и вы будете использовать ее для захвата внимания определенной аудитории.
И самый важный момент. К сожалению, я очень часто сталкиваюсь сейчас с игроками на этом рынке, которые преподносят ложную или искаженную информацию. К сожалению, сейчас растет когорта людей, которые считают так: «Я расскажу о себе много классного и хорошего, это может даже не соответствовать действительности, главное зацепиться за заказчика. Сделаю работу или не сделаю — какая разница? Заказчиков очень много, я могу его кинуть, и при этом мне ничего не будет, все равно я найду своего второго, третьего, четвертого, пятого заказчика». Моя принципиальная позиция, скорее даже морально-этическая — не обманывать людей, говорить им правду, все как есть. Если есть что-то плохое, лучше об этом умолчать, чем соврать. Тогда люди будут снова обращаться к вам. Если вы поработаете успешно над проектом, через некоторое время один из этих разработчиков скажет: «Вот я работаю на новом проекте, нам очень нужно тестирование. Мне лично в прошлый раз понравилось с тобой взаимодействовать, давай ты попробуешь и на этом проекте». Получается эффект сарафанного радио. Если вы будете правдивыми и искренними, то это будет рождать лояльность к вам со стороны клиентов.
Информация о себе
Рассказ о себе, что же он может содержать, что нужно рассказать? В первую очередь опыт работы, если таковой имеется. Без разницы, была ли это практика в институте, какой-то заказ или просьба от коллеги, товарищ написал какую-то небольшую программу, вы ее протестировали, просто посмотрели свежим взглядом. Если вы работали в какой-то компании, безусловно, стоит об этом написать. Опишите проекты, над которыми вы работали. Это нередко дает понимание того, какой у кандидата набор знаний по предметным областям. Предположим, я тестировал в равной степени сайты знакомств, банковские порталы, даже сайт с японской adult-продукцией. Проекты могут быть самые разные. Когда к вам придет следующий заказчик, он, например, увидит: «Да, человек работал с SaaS-технологиями. У нас тоже проект на SaaS, будет очень здорово взять именно такого человека». Безусловно, стоит написать о навыках, если таковые имеются. Возможно, это навыки по нагрузочному, автоматизированному тестированию, тестированию usability. Направлений в тестировании достаточно много для того, чтобы причислить себя к приверженцам одного из них.
Образование, если есть чем похвалиться — хвалитесь. Стоит указать даже хобби, потому что если вы, например, полупрофессионально, любительски или профессионально занимаетесь фотографией, и вам предложат протестировать проект, связанный с фотоаппаратами, фототехникой, фотографиями, то это хобби будет плюсом. Например, когда я работал в «РосБизнесКонсалтинг» руководителем разработки проекта «Фотофайл», я в это время как раз особо активно занимался фотографией. И зная предметную область, что представляет собой фото, какая техника бывает, смог предлагать и реализовывать определенные фичи и идеи в рамках проекта. Глубочайшим заблуждением считается, что главная цель тестирования — это поиск баги. Тестирование — это исследование качества продукта. При этом под качеством подразумеваются как формальные требования, которые могут быть заявлены со стороны заказчика, разработчика, так и неформальные — те требования, которые предъявляет аудитория.
В рассказе о себе смело указывайте черты характера, но постарайтесь быть искренними. Если вы пишете, что вы пунктуальный, а потом будете регулярно опаздывать, то это поставит под сомнение всю остальную информацию о вас. Если вы пишете: «исполнительность, вкрадчивость, усидчивость», нужно быть уверенным, что вы действительно этими чертами обладаете, а не пишете их просто потому, что так положено.
Где разместить информацию о себе
Можно выложить на биржах удаленной работы, их достаточно большое количество. Если говорить о самых известных, то это Free-lance.ru, Weblancer.net. Я даже принимал участие в тестировании Free-lance.ru. Также это может быть сайт-портфолио. Для меня это был отличный опыт, когда я задался целью сделать собственный сайт. У меня было несколько альтернатив: я мог сделать его сам; мог попросить знакомого за бесплатно, который делал бы мне его на протяжении длительного времени; и мог попросить профессионального создателя этих сайтов, веб-дизайнера, программиста, неважно, как его назвать. В последнем случае я был бы вынужден доплачивать ему постоянно за то, чтобы он поддерживал сайт. Поэтому для меня фриланс стал толчком для того, чтобы хотя бы на уровне азов изучить PHP, JavaScript, CSS, и написать свой небольшой, простенький сайтик, который полностью удовлетворял моим потребностям. При этом я побывал и в роли разработчика, и тестировщика. Также свое портфолио можно разместить в различных социальных сетях.
Клиенты
В принципе, основные клиенты — это компании-разработчики программного обеспечения. Есть большие компании, как Mail.Ru Group, в которых существуют огромные отделы тестирования. В частности, у меня штат около 35 человек. Есть маленькие компании, которые не могут себе позволить взять в штат даже одного тестировщика. Они делают небольшие сайтики на какой-нибудь CMS типа Битрикс, WordPress, Joomla, DLE и так далее. Например, сумма заказа 10 тысяч рублей, и они делают четыре сайта, там полтора разработчика сидит. Брать еще и тестировщика с зарплатой от 20 тысяч рублей для них несусветная роскошь. И аутсорсинг-тестирование как раз выход для таких компаний. Фрилансер не будет требовать офисного пространства и выплаты каких-то налогов, если вы работаете «в черную». Если «в белую», то платить придется меньше налогов, в зависимости от обстоятельств.
Еще одна группа клиентов: одиночные разработчики. Бывают самые разные случаи. Как-то я общался с одним из разработчиков, он поведал мне такую историю. В течение четырех лет он работал в достаточно крупной компании, и был у него один коллега, который приходил поздно на работу, уходил рано, мог вообще не прийти, но к нему никогда не было нареканий со стороны начальства. Спустя четыре года выяснилось, что он нанял трех индусов, которые писали код, а он просто приходил на работу, получал деньги и часть платил этим индусам. Я общался с разработчиками, которые просто хотели чуть улучшить качество своего кода для того, чтобы он стал идеальным. Разработчики, которые напрямую обращаются к вам за тестированием — это очень хорошие клиенты. Но это редкость, к сожалению, вымирающий вид. Один из моих коллег-тестировщиков придумал для них название: это не программер, а брограммер. Он настоящий бро, он хочет, чтобы его код был качественным.
Есть разработчики, которые подходят к тестированию так: «Я тут что-то накодил. На, смотри, разбирайся. О, ты мне прислал 30 баг-репортов. Теперь вместо использования дебага или собственного просмотра я их исправлю и опять в тебя кину». А есть разработчики, которые хотят, чтобы их код был качественным, они приходят к тестировщикам и говорят: «Чувак, я тут написал хороший код, я его сам проверил юнит-тестами, дал коллеге-разработчику. Я хочу, чтобы он был идеальным со всех сторон. Отдаю его тебе. Пожалуйста, помоги мне. Если есть дефекты — сообщи мне, я их поправлю».
И последним, наверное, классом клиентов, с которыми можно работать — это заказчики разработки. Например, кто-то заказал веб-студии или компании-разработчику ПО некий продукт. Им его сдали, а заказчик недоволен. Он ему кажется глючным, каким-то неправильным, некорректным, и, вообще, ужасным. Но заказчик не слишком компетентен в вопросах тестирования программного обеспечения, и поэтому он привлекает аутсорсинг-тестирование, как некоего независимого судью.
Поиск клиентов
Есть поиск активный и пассивный. При активном поиске перво-наперво это предложения удаленной работы. В основном на различных сайтах по трудоустройству и биржах для фрилансеров. Настраиваете себе RSS-каналы с обновлениями вакансий, просматриваете их, откликаетесь, пишете какое-то небольшое приветственное письмо: «Добрый день! Меня зовут Василий Пупкин. Я очень классный тестировщик, могу то, то, то. Посмотрите сюда, посмотрите сюда. Welcome! Наберите меня, я вам потестирую за еду хотя бы».
Предлагайте свои услуги компаниям-разработчикам, веб-студиям. Например, я просил свою супругу набрать в поисковике «веб-студия», «web-студия», и она составила мне базу холодных клиентов, штук 300 веб-студий. Я делал небольшие, ненавязчивые рассылочки не с супер-мега-копипастным текстом, наподобие «Добрый день», и так далее. Я подходил индивидуально к каждой компании, сначала просматривал реализованные проекты и потом предлагал свои услуги. Главное — иметь чувство такта. Я захожу на эти проекты, ищу баги, потом пишу компании: «Здравствуйте, я являюсь профессиональным тестировщиком. Ради интереса зашел на проекты, которые вы недавно реализовывали, и вообще на вашем сайте посмотрел, и вот вам небольшой список дефектов. Если вы хотите узнать еще, давайте свяжемся, обсудим».
У меня было несколько нестандартных случаев. Однажды я просто решил себе купить настольную игру, зашел в интернет-магазин, а у них была акция — найди баг и получи скидку 7%. Я нашел баги, и если бы они суммировали скидки, то они мне еще должны остались бы. Но после того, как я им написал, я сделал им небольшой аудит, получил бесплатно две игры, и все остались довольны.
Еще один из вариантов — совмещение консалтинга и тестирования. Например, я прихожу в компанию и делаю аудит процесса тестирования. В конце добавляю: «Кстати, часть ваших проблем можно решить через удаленное тестирование. У меня есть 4-5 тестировщиков на удаленке, и я сам могу потестировать», то есть плавно перетекаю из одного в другое. Это вполне нормальная ситуация, тем паче если вы проведете действительно неплохой аудит процессов тестирования, то вам уже будут доверять, вы будете общаться с потенциально лояльным клиентом.
Также можно продвигать собственный ресурс. Например, когда я написал собственный сайт, то понял, что надо как-то его продвинуть. Купил книжки по SEO и получил опыт продвижения в сетях Яндекс и Google. Потом это мне пригодилось в рамках тестирования. Например, узнал, что для поисковиков важно, чтобы title и alt различались друг от друга, иначе они не будут их засчитывать.
Пассивный поиск клиентов тоже достаточно неплохо работает, особенно если вы совмещаете его с какими-то активными способами. Например, делаете рассылку, вам в течение недели никто не отвечает, а потом посыпется.
Очень важно понимать, что IT — это одна большая деревня, здесь отлично работает «сарафанное радио». Для рунета это характерно в большей степени. Когда я пришел работать в Mail.Ru Group, то встретил, наверное, порядка 40-50 человек, с которыми до этого работал на протяжении 9 лет в IT: и удаленно, и в штате, из больших и маленьких компаний, разработчики, менеджеры проектов, администраторы, вице-президенты, технические директора, сотрудники технической поддержки. И чтобы это сарафанное радио работало, будьте искренними и честными с самими собой и с теми людьми, с которыми вы работаете. Тогда вас будут рекомендовать, раз за разом вы будете получать заказы, просто сидя в ожидании клиентов. 80% заказов я получил через сарафанное радио.
Как вести переговоры с клиентами
Они делятся на два архетипа: «холодный» клиент и «горячий» клиент. Холодному в первую очередь необходимо объяснить, зачем нужно тестирование вообще. Есть компания, разработчик, веб-студия, у них все было прекрасно, и тут приходите вы и говорите: «Вам очень необходимо тестирование». Они смотрят: «Мы четыре года жили без этого, и у нас все было нормально». Можно приводить самые разнообразные аргументы в зависимости от вашей коммуникабельности. Например, ни для кого не секрет, что основным конкурентным преимуществом на современном рынке является качество. Люди склонны пользоваться качественными услугами, приобретать качественные товары. Одно из конкурентных преимуществ той же компании Apple, которая создает iPhone и прочую технику, — это то, что качество у них стоит во главе угла. Можно прибегать к громким слоганам: «Вы хотите быть iPhone в мире прачечных? Вам необходимо тестирование программного обеспечения, ваш сайт должен быть как продукция Apple».
Горячему клиенту, напротив, важно объяснить, почему это тестирование должны произвести именно вы. То есть заказчик уже понял, что тестирование — это круто, это важно, это сделает его продукт конкурентоспособным и вытянет на новый уровень качества. Он задается вопросом, почему это тестирование должны производить вы. Нужно рассказать, почему вы такой классный, почему подходите именно к этому продукту, что вам так нравится вот эта синяя шапка и оранжевый фон, что вы готовы это бесплатно тестировать, или вы такой эксперт по синим шапкам и оранжевым фонам, что это задача именно для вас. Конечно, я описал это в шуточном тоне.
Для того чтобы вести переговоры, неважно, где и в какой форме они будут проходить, практикуйте и тренируйтесь аргументировать свою позицию, доказывать ее фактами, развивайте этот скилл, он вам просто невероятнейше пригодится. Самый простой прием, который вы можете попробовать в компании своих знакомых и друзей — это диспут. Вы задаете некий тезис, и есть две полярные точки на этот тезис. Например, «Ты за или против смертной казни?», — спрашиваешь у своего потенциального оппонента. Он: «Я считаю, что смертная казнь — это круто», и тут ты усложняешь задачу, и говоришь: «Хорошо, скажи мне, почему ты против смертной казни?». То есть ставишь человека в ситуацию, когда он вынужден, так или иначе, принять позицию своего оппонента.
Учет и соглашение
Например, вы договорились, что будете проводить ручное тестирование. Доходит до обсуждения формы учета. Лично я чаще всего проводил учет по проектам, то есть тестирование под ключ. Мне дают какой-то сайт, я делаю аудит, говорю, что «Протестирую этот сайт с трех нот… трех дней, предположим, и хочу за это 4 тысячи рублей». Чуть-чуть торга, договорились. Может быть и почасовая оплата. Вы договариваетесь, что вам ежедневно будет приходить некий пул задач, вы будете выставлять приблизительное время, которое вы хотите потратить, и потом по факту указываете, что на тестирование этой фичи потратилось три часа. В конце месяца у вас получается, что вы натестировали, например, на 45 часов. Предположим, час вашего тестирования стоит 300 рублей. Закончился отчетный период — месяц, две недели, неделя, жизнь, и по окончанию этого срока подбиваете результат и получаете деньги. Это прозрачная система, она очень часто используется.
И последняя форма учета — с помощью зарплаты. Я работал на некоторых проектах, где отводилось, например, четыре часа в день, за это мне платили фиксированную заработную плату, вне зависимости от занятости.
Напомню, потенциально ваш заказчик не может прибегнуть к найму тестировщика в штат, то есть он не готов платить 40 тысяч рублей за 176 рабочих часов в месяц, но он готов выплачивать, например, 15 тысяч рублей за 38 часов в месяц. И через почасовую плату очень часто можно продемонстрировать заказчику: «Посмотри, как это прибыльно. Ты будешь мне переводить только самые критичные задачи, я буду тратить на них немного времени. У вас таких проектов будет три-четыре, вы будете создавать себе некий фронт работы». Конкретный заказчик тратит небольшую сумму, 100-150 долларов в месяц, а вы, имея четыре-пять проектов, можете получать тысячу, две, три тысячи долларов ежемесячно.
Формой соглашения может быть классический договор. Вы подписываете бумажки, приезжаете к заказчику, делаете сканы, расписываетесь, подписываете соглашение о неразглашении. Может быть, форма соглашения в виде предоплаты. И последний вариант — на доверии, очень рисковый вариант. Если вы работаете с каким-то постоянным заказчиком или просто с хорошим знакомым, можете поработать на доверии. Но лучше все-таки закрепить какими-то тезисами хотя бы в почтовом сообщении, которое можно будет поднять. Я в свое время обжегся с этим, когда почти 10 лет назад собирал команду любителей экстремального вида спорта для участия в уличном контексте. Я попросил одного человека нарисовать небольшое граффити, чтобы отправить его в качестве заявки на участие. Если бы я с ним это зафиксировал, то уверен, что все закончилось бы очень хорошо. Старайтесь формализовать все-таки свои отношения с заказчиками, это вас подстрахует, потому что у меня во время работы в удаленном тестировании была пара-тройка неприятных моментов. Без этого никуда, к этому риску нужно быть готовым. Подстраховывайтесь.
Отчет
В качестве формы отчета может быть отчет по тестированию, либо баг-трекинг. Например, работал в таких условиях, когда у заказчика была багтрекинговая система, JIRA, RedMine, FogBugs, Mantis, много различных систем. Она была развернута у заказчика, меня просто заводили в нее, выстраивали минимальный процесс взаимодействия с разработкой, там же отмечали время. Были случаи, когда я сам разворачивал багтрекинговые системы. Опять же, это был хороший опыт — освоить немножко Ruby и установить RedMine, потом установить JIRA, потом Mantis, и все это для того, чтобы сотрудничать с тем или иным заказчиком. Если по тем или иным обстоятельствам мы работали не через официальную форму соглашения, и я не подписывал NDA, то они боялись пустить меня в свой трекер. Тогда я разворачивал свой собственный и говорил: «Я буду сюда постить баги и пускаю ваших разработчиков».
Первые 1,5-2 года в тестировании я полагал, что это занятие есть поиск багов. И я столкнулся с классической болезнью тестировщика, начинающего или среднего профессионала. У меня есть задача протестировать сайт, я сказал, что буду это делать 5 дней за 10 тысяч рублей. Я его протестировал и нашел три бага. Я считаю, что я плохой тестировщик. Как так? Я потратил пять дней, мне должны вот-вот заплатить за это 10 тысяч рублей, а я предоставляю три бага. Это, по меньшей мере, странно. И тут я начинал тестировать до победного. Но важно было провести исследование продукта, и отобразить это в отчете. И буквально со второго-третьего заказа, где в качестве отчетов выдавался именно отчет по тестированию, я волей-неволей пришел к тому, что необходимо писать чек-листы и таск-кейсы, по которым проводилось тестирование. Представьте себе: есть сайт, состоит из пяти компонентов, я нашел три бага. Для заказчика остается неизвестным, тестировал ли я два оставшихся компонента и не нашел там багов, или не тестировал и потому не нашел багов? Если вы напишете чек-лист проверок, то покажете заказчику, что именно вы делали.
Тестировщика в равной степени должен интересовать как положительный отклик системы, то есть когда она отработала корректно, так и отрицательный. К сожалению, философия начинающего тестировщика очень часто сводится к тому, что перво-наперво он хочет «сломать» программу. То, что она корректно работает, его, вроде как, и не интересует. Когда я начал писать отчеты по тестированию для внешних заказчиков, то понял, что просто необходимо рассказывать о том, какие действия я произвел в рамках тестирования, и что если я провел 200 действий, и нашел только три дефекта — окей, моя работа сделана чисто. Но если потом окажется, что какой-то действие я якобы проверил, а там потом обнаружился дефект, то получается, что я солгал.
В отчете также рекомендуется делать какие-нибудь диаграммы: «Было проведено 300 тест-кейсов, из них задефектились 28%», цифры, графики. Заказчики это любят, потому что чаще всего это менеджеры проекта, директоры продуктов. Разработчикам интересно, чтобы качественно был описан дефект, а менеджерам красивые графики.
Еще один важный момент: всегда необходимо писать однозначные баг-репорты. Не на уровне «Я, значит, кликнул сюда, и у меня там абзац. Смотри скриншот. А должно быть — смотри скриншот». Работая с удаленными заказчиками, вы априори должны писать баг-репорты так, чтобы они не требовали дополнительного контакта с вами. Например, у меня когда-то была распределенная сеть тестировщиков: Новокузнецк, Новосибирск, Чебоксары, Москва и Доминиканская республика. А заказчики в Японии, Европе, США, России, и в часовых поясах могли не сойтись.
Очень плохо, когда тестировщик пишет баг-репорт и говорит: «Я сюда кликнул, у меня тут фигня вылезла. Скриншот». Разработчику это непонятно, он садится исправлять этот дефект в три часа ночи по времени тестировщика, и, соответственно, пишет ему комментарий: «У меня не воспроизводится, напиши, пожалуйста». Проходит 12 часов, тестировщик говорит: «Да че тут непонятного? Смотри, раз, раз, раз», а присылает он это в три часа ночи по времени разработчика. И, в итоге, из-за неоднозначного описания маленький дефект исправляется через неделю.
Форма оплаты
Форма оплаты может быть самой разной: наличные, электронные деньги, почтовый, банковский перевод, бартер. Выберите максимально удобный и комфортный для вас с заказчиком способ. Вообще, старайтесь быть максимально гибкими при обсуждении условий сотрудничества. Будьте настоящим супермаркетом удаленного тестирования: «Хорошо, давай будем электронными деньгами с баг-трекингом, на доверии, и при этом будем работать под ключ», или что-то еще. То есть если вы будете железно говорить: «Я работаю только за наличные под ключ с обязательным договором с NDA», то половина заказчиков от вас просто уйдет, потому что у них может не быть юристов, которые могут подготовить договор, или нет возможности оплачивать наличными. Будьте гибкими, это поможет вам вести переговоры, заключать больше договоренностей и контрактов с потенциальными заказчиками.
Другие нюансы
- Если клиент из другого города или страны, то сразу обсуждайте график и порядок работы, учитывайте временные зоны и серверное время. Если сервер, например, стоит где-то в Великобритании, и у него в 12 часов должен по крону отработать какой-то скрипт, а вы торжественно рапортуете в 12 часов по московскому времени, что он не отработал, то имейте в виду, что в Лондоне в этот момент 8 часов утра.
- Если вы общаетесь периодически с разработчиками, постарайтесь в меру возможностей выделить определенный промежуток времени, когда вы работаете автономно. И также выделяйте хотя бы полчаса-час в день, когда вы можете взаимодействовать с заказчиком, с его представителями, отвечать на вопросы, конкретизировать что-то, обсуждать. Оговаривайте это сразу.
- Если клиент говорит на другом языке, то ищите общий язык или учите новый. В свое время я поднаторел в знании английского языка, например, общаясь с заказчиками из Европы.
- Пишите подробные отчеты, составляйте чек-листы и тестовые матрицы, неважно, где вы работаете, удаленно или в штате, это очень пригодится. Более того, есть масса навыков, которые можно развить именно при составлении тестовой матрицы. Например, вам понадобятся определенные знания по той же теории вероятности, хотя бы на школьном уровне.
- Если клиент не понимает ценообразования, апеллируйте к отчетам, сложности работы по эмуляции действий пользователей и собственной квалификации. Предположим, вы натестировали на 50 часов при почасовой форме оплаты, а заказчик говорит: «Пф-ф! Как? Почему? Тут же всего 17 заданий, и еще 15 подзаданий, и 34 бага, которые ты проверил. На это не могло уйти столько времени». Расскажите ему, почему, как, зачем. Не поленитесь, доведите до него все обстоятельства, с которыми вы столкнулись, когда проводили тестирование. Важно помнить, что, зачастую, тестирование — это большой черный ящик с магией. Вот я туда кладу программный продукт, он там какое-то неопределенное время кипит, кипит, потом оттуда его вытаскивают и жуки ползут, много-много, как в проклятии. Доносите информацию, не вступайте в конфликты, объясняйте, почему вы тестировали столько времени, а не меньше или больше. Это увеличит лояльность заказчика, он посмотрит на вас новым взглядом. Поймет, что вы можете аргументированно подтвердить собственную точку зрения, потратив даже 2,5 часа на объяснение того, почему потратили на эту задачу 1,5 часа, и в будущем он не будет задавать этих вопросов.
Самоорганизация
Раньше я считал, что это никому ненужный хлам, я просто работаю, получаю деньги и все прекрасно. Когда я начал вести ежедневно рабочую и финансовую отчетность, то неожиданно понял, что 70% своих доходов я тратил на большой блестящий меч в какой-то игре Вконтакте, или «Серебряный щит» на Apple Store. Задумывайтесь, на что вы тратите деньги, особенно при расчетах в виде электронных денег. Также обязательно планируйте свое время. Очень часто люди жалуются на то, что им не хватает времени. «Я всегда занятой, я учусь, я где-то работаю, я еще маме помогаю, на дачу езжу с друзьями отдыхать, до 3 часов ночи в World of Tanks сижу, у меня нет времени, чтобы заниматься полезными вещами».
После того, как вы в принципе спланировали свое время, спланируйте свое рабочее время. Почитайте литературу по тайм-менеджменту. Это реально классно, когда вы научитесь контролировать время, которым вы обладаете. Когда у вас будет не расписание по минутам в еженедельнике или каком-то приложении, а когда у вас это будет на уровне привычки, когда вы войдете в ритм, и это не будет у вас вызывать внутреннего диссонанса и борьбы с собой. Объясните домашним, что вы работаете, а не сидите за компьютером — это очень важно.
На время работы постарайтесь себя изолировать от внешних источников раздражения: телевизоров и телефонов. Потому что если вы будете постоянно отвлекаться, то пользы от вашей работы не будет. Одна из основных сложностей, например, с которыми мне пришлось столкнуться, работая директором по качеству в Mail.Ru Group — это необходимость невероятное количество раз отвлекаться в течение дня. Настолько интенсивная, напряженная работа, что мне приходится переключаться более сотни раз в день. Я обсуждаю с одним человеком в «Агенте» рабочий момент по автоматизации API облака, через 30 секунд я уже обсуждаю по автоматизации UI «большой» почты, еще через полторы минуты ко мне подходит технический директор, и мы обсуждаем с ним какую-то задачу здесь и сейчас, я выхожу в курилку, чтобы отвлечься на пять минут. Пока я там стою, в лифте я встречаю еще одного человека, который меня спрашивает: «Чувак, как у нас с тестированием таска 26341?». Я: «Да, конечно, 26341. А, да-да-да, конечно, мы закончим сегодня». Не берите на себя больше, чем можете сделать.
Если вы сотрудничаете с кем-то в кооперации, то постарайтесь на них рассчитывать так же, как и на себя. Если вы подписываетесь на какой-то заказ, и делаете его не один, рассчитывайте либо на то, что вы его потянете самостоятельно, либо на то, что ваши коллеги вас не подведут.
Ведите ежедневную рабочую отчетность. Если вы делаете заказ с использованием багтрекинговой системы, там списываете время, и у вас почасовая оплата, то вам, в принципе, особых телодвижений делать не нужно. В противном случае, логируйте свое время. Если вы не зафиксируете свой результат сами для себя, то вы его потом не увидите, и у вас будет ощущение, что вы ничего не делаете, так очень часто бывает. Более того, если заказчик вдруг неожиданно спросит, на какой стадии выполнение проекта, то вы сможете дать точный ответ. Но самое главное, вы сможете впоследствии проанализировать и выяснить причины избыточной траты времени.
Также не забывайте про ежемесячную финансовую отчетность. Ведите ее таким образом, чтобы это было для вас комфортно. Если на создание отчетности и получение информации из нее у вас уходит непозволительно много времени, то рекомендую использовать такие сервисы, как Basecamp, JIRA и подобные. Учет затрат поможет вам наглядно увидеть, на что уходят ваши средства.
Перспективы для тестировщика
Важнее всего в этой профессии — увеличение опыта. Вы получите неоценимый опыт, поработав с реальными проектами, с реальными продуктами, с реальными разработчиками, менеджерами, аналитиками, с реальными технологиями, и это никуда от вас потом не денется. Потом вы сможете с одного взгляда на продукт сказать, хороший он или плохой, у вас появится профессиональная интуиция. Например, мне пишет заказчик: «Сколько будет потестировать сайт? Он еще не готов, ТЗ по нему неактуальное, но он очень похож на вот этот сайт, — кидает мне ссылку на другой проект, — только у нас кнопки фиолетовые, и поиск немного по-другому устроен, и карточки товара по-другому сделаны, в общем, интернет-магазин, только другой». И, хочешь-не-хочешь, я должен ему по такому описанию сказать: «7 дней, 12 тысяч рублей», «5 дней — 15 тысяч рублей», «2 недели — 8 тысяч рублей», то есть провести первичное ценообразование, задать уточняющие вопросы.
Я, например, как тестировщик, который неоднократно тестировал самые разные интернет-магазины, хорошо представляю их структуру. И если ко мне обращаются по поводу тестирования подобных сайтов, то говорю заказчику: «Обычно интернет-магазин состоит из этих компонентов, расскажите, какие есть нюансы». Он: «А, ну, да, у нас есть регистрация через социальные сети». Я себе отмечаю парочку дополнительных задач, плюс еще 40 минут, на тестирование. «Хорошо, а что у вас с поиском? Он простой или есть синтаксис, может быть regexp можно использовать в поиске, и он будет выдавать какие-то невероятнейшие комбинации?» То есть я задаю вопросы, основываясь на своем предыдущем опыте тестирования. Этот опыт потом пригодится вам и при устройстве на работу, и даже если вы больше никогда не будете работать тестировщиком. Предположим, если вы станете разработчиком, и в вашей команде будет удаленный или внутренний тестировщик, то обладая пусть небольшими, поверхностями знаниями из области тестирования, вы сможете с ними общаться на одном языке и стать тем самым брограммером.
Удаленным тестированием я зарабатывал от 200 до 4000 долларов. Максимальный доход получался, когда у меня уже была команда, мы брали проекты на автоматизацию. Но это был непостоянный заработок, то есть я не мог себе позволить уйти с офисной работы. Если вдруг у вас есть склонность к дауншифтингу — добро пожаловать в удаленное тестирование. Оно, в принципе, не безосновательно, считается одной из самых простых точек входа в IT. Однако глубочайшим заблуждением является мысль, что развиваться в тестировании так же легко, как войти в него. Нужно быть готовым к серьезным трудностям на этом пути. За один день не стать хорошим тестировщиком, это требует больших усилий.
Автор: pifagor_mc