Как вы могли догадаться по картинке справа, речь пойдёт об автоматизированном тестировании. Точнее о такой технологии, как матчеры. Они помогают серьёзно сократить дублирование кода и упростить код тестов для восприятия, а создавать и использовать матчеры достаточно просто.
Сама по себе технология матчеров не новая — в текущем виде она была залита в репозиторий в июле 2012 года, а появилась и того раньше. Но, несмотря на это, многие о ней до сих пор не слышали или по каким-то причинам избегают. Мы хотим рассказать, как легко получать преимущества от её использования, и поделиться с вами нашей библиотекой матчеров.
Предположим, у нас есть набор неких фруктов. Среди них чаще всего встречается круглый, оранжевый и сладкий.
public class Fruit {
...
public Color getColor() {...}
public boolean isSweet() {...}
public Shape getShape() {...}
}
Известно, что именно таким условиям удовлетворяет апельсин. Помимо фруктов, у нас есть и конвейер, через который можно пропустить такие фрукты. Есть и задача для конвейера — отсеять не апельсины, проведя серию тестов.
И вот удача — у нас под рукой как раз оказался аппарат, который умеет определять сладкий ли фрукт и какого он цвета, сравнивать его форму с рядом известных и проводить еще множество проверок. Аппарат этот называется JUnit.
Перед началом теста, на конвейер вываливается новый фрукт.
@Before
public void setUp() throws Exception {
someFruit = getNextFruit();
}
Определим сперва, что фрукт круглый.
@Test
public void orangeIsRound() {
assertEquals("Expected shape - " + Shape.ROUND + ", but was - " + someFruit.getShape(),
someFruit.getShape(), Shape.ROUND);
}
Затем, что фрукт сладкий.
@Test
public void orangeIsSweet() {
assertTrue("Fruit should be sweet - expected TRUE", someFruit.isSweet());
}
И, наконец, посмотрим на его цвет.
@Test
public void orangeHasOrangeColor() {
assertEquals("Orange has orange color, but was - " + someFruit.getColor(),
someFruit.getColor(), Color.ORANGE);
}
Какие минусы сразу очевидны? Во-первых, в каждой из проверок пришлось самостоятельно склеивать комментарий из ожидаемого значения, фактического значения, значения дополнительных уточнений и разных междометий. Даже описание этого списка утомительно.
Во-вторых, представьте, что мы решили определять еще и сорт апельсинов, добавили для этого специального «дегустатора» и сказали ему: «Одобряй только сорт «Валенсия»». Но «дегустатор» не знает, что решил проверяющий автомат, если сам не спросит — автомат не болтлив. В итоге он будет пробовать все подряд. Чтобы не отравить «дегустатора» мячиком, который не успели проверить на сладость, нужно научить его игнорировать всё лишнее. Для этого ему нужно спросить автомат отдельно и самостоятельно, после чего всё забракованное отложить в сторону и больше не трогать.
«Дегустатор» — это всего лишь еще один тест в нашем JUnit-аппарате, поэтому можно и нужно использовать встроенный рантайм-механизм игнорирования теста — assume. Тогда сценарий начала дегустации будет выглядеть так.
@Test
public void degusto() {
assumeTrue("Expected shape - " + Shape.ROUND + ", but was - " + someFruit.getShape(),
someFruit.getShape().equals(Shape.ROUND));
assumeTrue("Fruit should be sweet - expected TRUE", someFruit.isSweet());
assumeTrue("Orange has orange color, but was - " + someFruit.getColor(),
someFruit.getColor().equals(Color.ORANGE));
// Далее дегустатор полностью уверен что фрукт можно кусать.
}
Хорошо заметно, что у каждого нового «дегустатора» при таком описании сценария есть два пути — копипастить сценарий или делать новый метод на каждый набор предпроверок. И в каждой предпроверке снова нужно самому заботиться о составлении сообщения о причине выбраковки. Любой из этих вариантов сложно поддерживать и очень страшно воспринимать.
Вдобавок ко всему, придется отказываться от assertEquals
, assertNotEquals
, assertNotNull
, assertArrayEquals
и т.д. В стандартной поставке JUnit эти assert* есть почти на любой тривиальный случай. А некоторых еще и несколько — на каждый тип аргументов. То есть логика проверки заключена в названии метода и жёстко привязана к его реализации. А теперь представьте, сколько нужно было бы кода дублировать и поддерживать, если на каждый assert* пришлось бы сделать аналогичный assume*.
Значит, нужно разделить логику самой проверки, вывода описания и функцию принятия решения:
- бракуем — assert,
- игнорируем — assume,
- а так же, фильтруем, ищем нужные, просеиваем, изменяем и т.д.
Тут в дело и вступают матчеры — маленькие объекты, которые содержат логику принятия решения, знают, что ждали и что получили, о чем самостоятельно сообщают. Первые три проверки при помощи матчеров почти что поэтично описывают действие. И это может прочитать любой, кто хочет узнать, что делает сценарий.
@Test
public void orangeIsRoundWithMatcher() {
assertThat(someFruit, is(round()));
}
@Test
public void orangeIsSweetWithMatcher() {
assertThat(someFruit, is(sweet()));
}
@Test
public void orangeHasColorWithMatcher() {
assertThat(someFruit, hasColor(Color.ORANGE));
}
Для такой красоты, существует специальная библиотека Hamcrest. Она содержит в себе и интерфейс для реализации, и методы assertThat и assumeThat (последний, на самом деле, внутри JUnit, но использует интерфейс из Hamcrest). Они и спрашивают матчер об объекте, принимая решение.
Начиная с версии 4.11, в зависимостях JUnit библиотека Hamcrest имеет версию не ниже 1.3. Именно она ввела интерфейс, в котором реализовано всё, что описано дальше. Поэтому, используя мавен, достаточно подключить JUnit 4.11, и минимально необходимый набор инструментов готов к использованию. А для полного набора всех доступных матчеров из поставки Hamcrest, понадобится артифакт hamcrest-all, который можно подключить отдельно.
Как это работает?
В библиотеке есть абстрактный класс TypeSafeMatcher<Fruit>
, параметризуемый по типу проверяемого объекта. Класс предоставляет для переопределения три метода:
public boolean matchesSafely(Fruit fruit)
— логика проверки,public void describeTo(Description description)
— описание ожидаемого значения,-
protected void describeMismatchSafely(Fruit item, Description mismatchDescription)
— описание полученного значения.
Экземпляр класса, расширяющего этот, перед выполнением собственного кода выполнит родительский — рутинные проверки поступающего объекта на null
и соответствие указанному классу.
Например, матчер, проверяющий форму фрукта, выглядит так:
public class ShapeMatcher extends TypeSafeMatcher<Fruit> {
private Shape expected;
public ShapeMatcher(Shape expected) {
this.expected = expected;
}
@Override
public boolean matchesSafely(Fruit fruit) {
return expected.equals(fruit.getShape());
}
@Override
protected void describeMismatchSafely(Fruit item, Description mismatchDescription) {
mismatchDescription.appendText("fruit has shape - ").appendValue(item.getShape());
}
@Override
public void describeTo(Description description) {
description.appendText("shape - ").appendValue(expected);
}
@Factory
public static ShapeMatcher round() {
return new ShapeMatcher(Shape.ROUND);
}
}
Количество кода сперва пугает. Но, если приглядеться, сразу заметно, что каждое логическое действие выделено в отдельный метод, а в тесте вызов умещается в одно слово — использовать очень просто!
Но и это не все
Частая ситуация, как, например, выше, вызвана необходимостью использовать для проверки только одно свойство объекта. Целый класс для этого — лишняя трата времени и сил. Здесь на помощь приходят анонимные классы Java и абстрактный класс FeatureMatcher<WhatWeGet, WhatWeWannaCheck>
, параметризуемый двумя типами: какой объект поступит на вход и свойство какого типа нужно проверить.
Конструктор у этого класса один и требует 3 атрибута:
- матчер, который применим к WhatWeWannaCheck типу,
- описание ожидания (оно добавится к описанию субматчера),
- описание полученного значения (оно добавится к мисматч-описанию субматчера)
Потомок этого класса, переопределив метод featureValueOf
позволит вытащить нужное свойство из объекта и применить к нему существующий матчер. А их в поставке Hamcrest хватает для любых стандартных типов.
Перепишем наш матчер для формы, а заодно и остальные, используя этот класс.
public class Matchers {
public static Matcher<Fruit> hasShape(final Shape shape) {
return new FeatureMatcher<Fruit, Shape>(equalTo(shape), "fruit has shape - ", "shape -") {
@Override
protected Shape featureValueOf(Fruit fruit) {
return fruit.getShape();
}
};
}
public static Matcher<Fruit> round() {
return hasShape(Shape.ROUND);
}
public static Matcher<Fruit> sweet() {
return new FeatureMatcher<Fruit, Boolean>(is(true), "fruit should be sweet", "sweet -") {
@Override
protected Boolean featureValueOf(Fruit fruit) {
return fruit.isSweet();
}
};
}
public static Matcher<Fruit> hasColor(Color color) {
return new FeatureMatcher<Fruit, Color>(equalTo(color), "fruit have color - ", "color -") {
@Override
protected String featureValueOf(Fruit fruit) {
return fruit.getColor();
}
};
}
}
Feel the POWER OF MATCHERS
Одно из главных преимуществ матчеров — возможность их объединения. Для этого в Hamcrest есть целый ряд специальных связующих: allOf, anyOf, both, either. Каждый из них заботливо соединит и описание ожидаемого значения, и описание проваленных матчеров из цепочки.
Благодаря этому, сценарий предпроверки для нашего «дегустатора» сокращается еще сильнее:
@Test
public void orangeBothSweetRoundAndOrangeColorWithMatchers() throws Exception {
assumeThat(someFruit, both(round()).and(sweet()).and(hasColor(Color.ORANGE)));
// дальше дегустаторская магия
}
Еще одна из замечательных возможностей, которую даёт эта технология, — применение одного или ряда матчеров к коллекции. Предположим, вместо одного фрукта за раз стал поступать целый набор и все объекты в нём нужно проверить одновременно. Больше не нужно никаких циклов — все проще простого:
@Test
public void orangeBothSweetRoundAndOrangeColorWithMatchers() throws Exception {
assertThat(someFruitList, everyItem(both(round()).and(sweet()).and(hasColor(Color.ORANGE))));
}
Как говорим, так и пишем: проверить каждый элемент нашим матчером. Возможны вариации — например, проверять что в пачке есть хотя бы один объект, удовлетворяющий условию hasItem()
.
Еще раз о велосипедах
Матчеры появились уже давно, и за всё время их существования их и их наборов было создано очень много. Так что прежде чем воодушевленно писать свой матчер, поищите в интернете — скорее всего, он уже кем-то написан. Если вы его не нашли, заходите в нашу библиотеку матчеров, — возможно, там он есть. Если нужного вам матчера нигде нет и вы решили его написать, присылайте нам его реализацию в виде пулл-реквеста. Давайте вместе помогать другим не тратить время на изобретение велосипеда.
Наша библиотека матчеров находится по адресу github.com/yandex-qatools/matchers-java.
Автор: Lanwen