Я пошёл по пути наименьшего сопротивления.
Попасть в IT через тестирование проще простого. Знай себе кнопочки нажимай да формочки заполняй, а если жука (то есть bug, ошибку) нашёл, то кричи и бегай вокруг компьютера, как боевой орангутанг. Мечта, а не работа. Апофеоз такой карьеры — стать вожаком стаи, то есть самому не стучать по клавишам, а залезть на самое высокое дерево и оттуда следить за подопечными. То и дело тыкать их палкой, подбрасывать бананы, а особо непослушным по головам камнями стучать — рай же, ну. (Шутка.)
Но как же я ошибался. Оказалось: чтобы стать хорошим специалистом (а плохим быть неинтересно) в области обеспечения качества, нужно много больше, чем просто желание бить по клавиатуре. Тут тебе и тест-анализ с вычитыванием спецификаций ПО, тест-дизайн с написанием сотен тест-кейсов и чек-листов, навыки работы со специализированным ПО вроде баг-трекеров и систем управления тест-кейсами, знание видов тестирования и предметной области тестируемых продуктов.
В работе специалиста важны так называемые hard skills, то есть умения, связанные с непосредственной деятельностью и специальностью сотрудника. Для тестировщика таковыми могут быть самые разные вещи — от умения грамотно изложить суть проблемы в хорошем багрепорте и написать неплохой тест-кейс до навыков программирования для создания автоматизированных тестов.
И одно дело — игрушки тестировать, рубиться в Counter-Strike вечерами напролёт ради очередного отчёта «Тестирование сетевого режима игры пройдено успешно», ну, или регистрировать кучу аккаунтов на LovePlanet и флиртовать с девушками, выполняя тест-кейсы «Проверка отправки сообщений» или «Проверка отправки подарка». И совсем другое — смотреть на продукты глубже, то есть уметь абстрагироваться от пользовательских сценариев, отделять клиентскую часть от серверной, разбираться в тонкостях взаимодействия компонентов системы, чтобы видеть потенциальные узлы с максимальными рисками, обкладывать их плотным кольцом разноуровневых тестов, собирать метрики и улучшать, улучшать, улучшать и ещё раз улучшать качество выпускаемых продуктов.
Стоит ли говорить, что и с менеджментом всё не так просто, как может показаться вначале. Сейчас я то и дело сталкиваюсь с амбициозными специалистами, что метят в руководители, или с начинающими тимлидами. В ходе работы нередко приходится на пальцах объяснять, что менеджмент — это не халява и надзор за работой сотрудников, а кропотливый труд и ответственность.
В работе руководителя на первый план нередко выходят так называемые soft skills, то есть навыки-сателлиты, такие как умение вести переговоры, навык убеждения, стратегическое
хороший специалист ≠ хороший управленец
Стать хорошим управленцем — это отдельная наука, постигнуть которую ничуть не проще, чем стать экспертом. А потому ступившему на эту дорогу специалисту нужно набраться терпения и трудолюбия, чтобы постигнуть нюансы менеджмента. Ниже хочу поделиться парочкой напутственных слов для начинающих руководителей. Надеюсь, мои советы окажутся полезными, а следование им — поможет.
Во-первых, нужно брать на себя ответственность за работу своей команды. Будучи специалистом, сотрудник отвечал лишь за собственные действия, а правильный руководитель должен отвечать за участников коллектива. А при спорной ситуации или откровенном провале необходимо принимать груз ответственности на себя, а не пытаться спихнуть его на своих бойцов, мол, это они напортачили, а не я. Руководитель — всему голова!
Во-вторых, следует перебороть целый ряд внутренних страхов и сомнений, научиться принимать решения, от которых будет зависеть судьба продукта и команды. Важно помнить, что за эти решения отвечаете вы (см. совет первый). Например, у каждого менеджера есть своё «кладбище уволенных». Поверьте моему опыту, первые увольнения даются непросто и морально тяготят, но затем станет проще и вы даже можете войти во вкус.
В-третьих, научитесь мыслить как собственник бизнеса, в котором вы работаете. Задаваясь рабочим вопросом, думайте не только о личных страхах, возможных решениях и ответственности, но и об интересах компании. Это позволит вам принимать верные стратегические решения, которые приведут вас и вашу компанию к успеху.
В-четвёртых, ваша сила — в вашем коллективе! Мне очень повезло с командой, у меня отличные руководители групп и профессиональные специалисты. Я могу положиться на них, как на себя. Такими они стали не в одночасье, это результат кропотливой совместной работы, где в равной степени вкладывались и я, и участники моей команды. Потому инвестируйте в свою команду силы, время, деньги и знания. Уверяю вас, эти вложения окупятся сторицей. Об этом, кстати, я рассказывал подробнее в паре своих докладов: «Делиться знаниями — это полезно» и «Обучение тестировщиков. Практический опыт и советы».
Моя dreamteam
Ну и наконец, в-пятых, будьте открыты к знаниям. Не останавливайтесь ни на миг, иначе рискуете тут же очутиться на свалке истории. Может показаться, что в управлении всё было изобретено во времена египетских фараонов, но это не так! Будьте на волне, следите за веяниями и трендами, будьте в курсе новинок и передовых знаний. Стоит отметить, что это касается не только управленческих навыков, но и навыков ваших специалистов. По возможности старайтесь не отрываться от земли, работайте и головой, и руками. Ведь только так вам станут понятнее горести, беды и проблемы вашей команды.
В этом видео я делюсь опытом, вкратце рассказываю о своём пути и немного о личных взглядах на управление коллективом IT-специалистов:
Стать хорошим руководителем — достойная цель, которая потребует от вас недюжинных вложений времени, моральных и физических усилий. Но результат того будет стоить, я вас уверяю. Дерзайте, всё в ваших руках и головах!
Автор: pifagor_mc