Люди: — Эй, Тойота, мы тут посчитали, у вас из-за корявой электроники и софта 89 человек погибло с 2000 по 2010.
Тойота: — Да они сами виноваты, путают педали.
Люди: — Хьюстон, у нас проблемы.
NASA: — Ща разберемся, нам надо 10 месяцев и 3 миллиона долларов.
Люди: — На.
Тойота: — 3 миллиона мало, вот вам еще сверху кэшем.
(прошло 10 месяцев)
NASA: — Эй, Тойота, мы у вас пару ошибок в коде нашли, а точнее 7134 нарушения стандартов MISRA, рекурсию, функцию на 740 строк и 9000 глобальных переменных.
Тойота: — А у нас свои стандарты. А вы ваще на Луну летали?
NASA (публично): — Тойота ни в чем не виновата.
(Акции Тойота подскочили на 4,6%)
Люди: — Ну ё-моё.
(спустя 3 года)
Два американских тестировщика (у которых дедушки погибли в Перл-Харбор): — Нет багов? А если найдем?
Национальное управление безопасностью движения на трассах США (NHTSA) подсчитало, что с 2000 года по 2010 год в авариях погибло 89 человек и 57 получили увечья, в связи с неисправностями электроники.
Toyota отрицает вину электроники и считает, на основе собственного расследования, что виновата «залипающая» педаль газа и плохо подогнанные коврики, но отзывает 8,5 млн автомобилей по всему миру.
Жалобы продолжают поступать.
NHTSA начинают собственное расследование, привлекают на помощь NASA.
В ходе десятимесячного расследования спецы NASA выявили, что софт не соответствует стандартам MISRA (Motor Industry Software Reliability Association) и содержит 7134 нарушения. Toyota ответили, что у них свои собственные стандарты.
20 декабря 2010 года Тойота отвергает все обвинения, но выплачивает 16 миллиардов долларов в досудебном порядке по искам и выпускает апдейт софта для некоторых моделей машин и отзывает 5,5 миллиона автомобилей.
После объявления результатов исследования NASA акции Toyota на токийской бирже выросли на 4,6%.
В 2013 году в суд Оклахомы подается иск об аварии 2007 года, в которую попали две девушки на Toyota Camry 2005 года выпуска. Одна из них скончалась, другая провела пять месяцев в больнице с травмами спины и головы. Toyota не признала своей вины. Они заявили, что причиной аварии послужило то, что водитель перепутала педали газа и тормоза, а, когда поняла свою ошибку и начала тормозить, — было уже слишком поздно.
К делу подключаются два инженера: Майкл Барр и Филипп Купман. На 20 месяцев разбирать 280 000 строчек кода, писать отчет на 800 страниц. Каждый.
Адрес был засекречен. Номер отеля, в котором работали инженеры, круглосуточно охранялся — охрана следила, чтобы никто не вносил и не выносил никаких бумаг. Все телефоны и интернет были отключены.
Тойота отзывала более 10 миллионов автомобилей по всему миру. Вину так и не признали.
По словам Майкла Барра, их отчет засекретили. Так же засекретили условия контракта, на условиях которого им предоставили исходный код Тойоты. Но Барр рекомендует погуглить транскрипт материалов слушания.
- TRANSCRIPT OF MORNING TRIAL PROCEEDINGS HAD ON THE 14TH DAY OF OCTOBER, 2013
- BOOKOUT V. TOYOTA 2005 Camry L4 Software Analysis
- KILLER APPS Embedded Software’s Greatest Hit Jobs
Вот в таких условиях работали аналитики:
И вот такой отчет написали:
Как искали и что нашли
Главный подопытный — система электронного управления дроссельной заслонкой (ETCS).
Специалисты NASA сканировали микросхемы рентгеном.
В качестве причин ошибок рассматриваются даже космические лучи.
И код на С чекала:
И тут очередь дошла до кода.
Нарушения стандартов MISRA (и NASA)
По прикидкам, на каждые 30 нарушений стандартов MISRA приводят к одному «серьезному багу».
- В MISRA-C:1998 перечислено 127 правил (93 обязательных и 34 рекомендательных).
- В MISRA-C:2004 141 правило (121 обязательное и 20 рекомендательных). Правила разделены на 21 категорию.
- В MISRA-C:2012 143 правила (каждое из которых может быть проверено статическим анализатором кода) и 16 директив (правил, соответствие которым открыто для интерпретаций или связано с процессами и процедурами). Правила делятся на обязательные, требуемые и рекомендательные; могут распространятся на отдельные единицы трансляции или на всю систему. Также правила разделены на Decidable и Undecidable.
Тойота в свои стандарты позаимствовало только 11 правил MISRA.
Инструменты анализа NASA могли проверить 35 правил MISRA и 14 из них были нарушены.
[Источник — Отчет NASA, приложение А: Software, стр 28]
Итого: 7134 нарушения (по подсчетам NASA) или 81 514 (по подсчетам Майкла Барра).
10 правил NASA
Статья на Хабре — «10 правил, которые позволяют NASA писать миллионы строк кода с минимальными ошибками»
- Restrict to simple control flow constructs.
- Give all loops a fixed upper-bound.
- Do not use dynamic memory allocation after initialization.
- Limit functions to no more than 60 lines of text.
- Use minimally two assertions per function on average.
- Declare data objects at the smallest possible level of scope.
- Check the return value of non-void functions, and check the validity of function parameters.
- Limit the use of the preprocessor to file inclusion and simple macros.
- Limit the use of pointers. Use no more than two levels of dereferencing per expression.
- Compile with all warnings enabled, and use one or more source code analyzers.
[Источник — spinroot.com/p10]
Длина функции ограничивается 60-75 строчками кода, после удаления пустых строк и комментов. Более 200 функций в коде Camry05 превосходили заданную длину. Одна из функций была на 740 строк.
Переменные
31 имя было объявлено несколько раз в различных областях (in different scopes). Самое частое имя — sts_flags1, которая появлялось в 57 различных областях
А вот это стоит показать покрупнее.
Запутанность кода
Граф управления потоком простой программы.
Цикломатическая сложность программы выше 50 — показатель, что программа не поддается тестированию.
У Тойоты в ETCS-коде:
- 67 функций со сложностью over 50
- Сложность Throttle angle function = 146; 1300 строк кода, без плана для unit test
Рекурсия
В коде Тойоты использовалась рекурсия, и каждая проблема с ней приводила к перезагрузке процессора (CPU reset).
СМИ
- Власти США оправдали Toyota («Коммерсантъ» от 09.02.2011)
- U.S. Department of Transportation Releases Results from NHTSA-NASA Study of Unintended Acceleration in Toyota Vehicles (February 8, 2011)
- Toyota's runaway-car worries may not stop at floor mats
- NHTSA-NASA Study of Unintended Acceleration in Toyota Vehicles
- Analysis of Toyota ETCS-1 System Hardware and Software
- Toyota Recall Timeline
Отчеты по расследованию
Красочная презентация Филиппа Купмана:
NASA Report on Toyota Unintended Acceleration Investigation
NASA Executive Summary
NASA Full Report
NHTSA Report on Toyota Unintended Acceleration Investigation
P.S.
Куда ни приеду, моя работа заключается в применении одной простой формулы. Я храню тайны.
Это элементарная арифметика.
Задача из учебника.
Если автомобиль новой модели, изготовленный моей компанией, выехал из Чикаго на запад со скоростью 60 миль в час, — и заклинивает задний мост, машина разбивается и сгорает со всеми, кто попался в ловушку ее салона, — стоит ли моей компании возвращать модель на доработку?
Берем общее количество выпущенных машин данной модели (A), умножаем на вероятное количество машин с неисправностью (B), потом умножаем результат на среднюю стоимость решения вопроса без суда (С). A умножить на B умножить на C. Равняется X. Столько стоит не возвратить модель на доработку.
Если X больше стоимости возврата — мы возвращаем машины, и никто больше не пострадает.
Если X — меньше стоимости возврата — возврата не будет.
— Чак Паланик «Бойцовский клуб», 1996 год.
— И часто бывают такие аварии?
— Вы даже не представляете.
— А в какой компании вы работаете?
— В очень крупной.
— кф «Бойцовский клуб», 1999 год.
Автор: PVS-Studio