Как и было обещано, на Едином портале госуслуг открылись для публичного тестирования прототипы пяти суперсервисов.
Суперсервисы — это комплексы государственных услуг, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям. Здесь услуги можно получить онлайн в сокращённые сроки: «Суперсервисы — это следующий шаг в развитии электронных услуг, когда государство берет на себя заботу о документах, пока гражданин занят своими делами, — сказано на первой странице. — Сервис распознает, что нужно человеку в жизненной ситуации, подбирает услуги, напоминает о положенных выплатах и присылает уведомление, когда всё готово. Без бумажных документов и очередей, точно вовремя».
По плану, заполнение электронного заявления должно занимать не более десяти минут, а расходы на оплату труда чиновников, оказывающих госуслуги, сократят на 30%. Многих уволят.
Пять первых суперсервисов:
- Рождение ребёнка. Возможность родителям получить все требуемые документы и государственные гарантии, начиная с ранних стадий беременности. Сюда входят запись к врачу, выбор родильного дома, а также получение гарантированных выплат и пособий и т. д. без необходимости посещения органов государственной власти или МФЦ (многофункциональный центр госуслуг).
- Суперсервис позволяет маме через портал госуслуг получить цифровой электронный родовой сертификат и лист нетрудоспособности. Также автоматически заполняется заявление на получение соответствующих выплат — необходимо лишь проверить правильность заполнения соответствующей формы и указать банковские реквизиты.
- За несколько месяцев до рождения ребенка маме предложат записаться в роддом.
- Справка о рождении ребенка автоматически появится в цифровом профиле родителей, а маме предложат посетить близлежащие магазины для детей. (Портал поддерживает коммерческую рекламу, но только с согласия пользователя и «без монетизации», сказал на презентации вице-премьер Акимов. Например, после смерти пользователя его родственники увидят рекламу ритуальных агентств).
- В цифровом виде можно будет получить весь комплект документов на ребенка: свидетельство о рождении, СНИЛС, ИНН, медицинский полис, справка о регистрации и сертификат на материнский капитал. Маме необходимо лишь ввести имя ребёнка и выбрать страховую компанию. Соответствующие заявления следует согласовать с отцом на госуслугах.
- Кроме того, в суперсервисе можно будет записать ребёнка в детский сад и прикрепить в поликлинику.
Для сравнения, сейчас для оформления документов, связанных с рождением ребенка, требуется три визита в МФЦ. В совокупности процесс занимает более трёх часов, без учета времени на нахождение в очередях.
- Поступление в вуз онлайн. Поиск и сравнение образовательных программ вузов и условий обучения в них. Соискатели получат достоверные сведения о количестве бюджетных мест и стоимости обучения, проходном балле по предыдущим годам, наличии мест в общежитиях, др. Сбор нужных для поступления документов, их подача в выбранный вуз. Кроме того, с его помощью можно получать уведомления о результате.
Сегодня оформление документов для поступления в вуз занимает четыре дня, при том, что каждый год с решением такой задачи сталкивается 1 млн российских семей.
- Переезд в другой регион. Гарантирует россиянам возможность получить необходимые услуги в режиме онлайн при переезде в другой регион в пределах России. К ним относятся, в том числе, регистрация по месту жительства, постановка на учет в военкомате, постановка в очереди в детские сады и школы полис ОМС и прикрепление к медицинской организации и т. д.
- Утрата близкого человека. Комплекс сервисов, оказывающий поддержку по части организации процессов прощания, получения гарантированных и страховых выплат, а также получения наследства.
- Цифровое исполнительное производство. Сервис позволит гражданам оперативно получать уведомления о взысканиях по исполнительному производству, информацию по конкретному делу. С его помощью можно будет также гасить долги и подавать жалобы. В перспективе суперсервис позволит снимать ограничения с должника, например, на выезд за границу, в течение одного часа с момента оплаты. Сейчас, по данным Федеральной службы судебных приставов, такая процедура занимает около одного дня. Данный функционал планируется реализовать ближе к 2022 году.
Работа над суперсервисами ведётся полгода, в ней принимают участие около 200 представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти и экспертов.
Как сообщалось ранее, всего планируется запустить 25 суперсервисов. По плану, к 2021 году взаимодействие граждан с государством будет происходит в основном в цифровом виде. Поставлена задача довести долю цифрового взаимодействия граждан и бизнеса с властями до уровня минимум 80%. Часть чиновников заменят автоматизированные компьютерные системы.
Подготовкой каждого суперсервиса занимается рабочая группа с участием заместителя руководителя профильного ведомства. Деятельность рабочих групп выстроена «в духе Scrum» с разбиением на спринты по одной неделе, по итогам которых должно происходить приращение функциональности сервиса.
Список суперсервисов утверждён на заседании президиума в феврале 2019 года:
- онлайн-сервисы по оформлению европротокола в автостраховании (куратор — Банк России);
- цифровое исполнительное производство (ФСПП);
- помощь при инвалидности (Минтруд);
- трудовые отношения (Минтруд);
- социальная поддержка (Минтруд);
- пенсии (Минтруд);
- трудовая миграция (Минтруд);
- медицинские справки и документы (Минздрав);
- регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства (МВД);
- регистрационные и паспортные сервисы (МВД);
- сервисы по уведомлению и обжалованию штрафов (МВД);
- выделение земли под строительство (Росимущество);
- правосудие (Судебный департамент при Верховном суде);
- подача заявлений в правоохранительные органы (Генпрокуратура);
- господдержка бизнеса (Минэкономики);
- получение разрешений для бизнеса и его регистрации (нет куратора);
- цифровое строительство (Минстрой);
- поступление в вуз (Минобрнауки);
- безбумажный сервис по перевозке пассажиров и грузов (Минтранс);
- получение цифровых документов об образовании (Минпросвещения);
- получение образования в РФ для иностранцев (Россотрудничество);
- помощь при рождении ребёнка, утрате близкого человека и переезде в другой регион (Минкомсвязь).
Кроме разработки новых сервисов, оптимизации подвергнутся 33 традиционные госуслуги, включая миграционный учёт, проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений, кадастровый учет и предоставление сведений из ЕГРН, приём налоговых деклараций, выдачу санитарно-эпидемиологических заключений, выдачу лицензий на оказание услуг связи.
Разработкой занимается «дочка» «Ростелекома» «РТ-Лабс» при участии госпредприятия НИИ «Восход» и представителей ряда крупных IT-компаний, которых в правительстве не называют. В ближайшее время начнётся тестирование ещё пяти суперсервисов. До конца 2019 года должны запустить в де-версии все 25.
Пока работа идёт по плану. Со вчерашнего дня пять суперсервисов открыты для всеобщего тестирования. «Рассчитываем получить обратную связь от конечных пользователей и учесть замечания при реализации продукта», — сказал замминистра Минкомсвязи Максим Паршин.
После тестирования сайта начнётся тестовое развёртывание суперсервисов в пилотных регионах. Например, для суперсервиса «Европотокол-онлайн» пилотными станут Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области. Такой выбор связан с тем, что в этих регионах хорошее покрытие сотовых сетей стандарта LTE вдоль дорог.
Автор: alizar