Три года – примерно столько понадобилось маркетинговой инкубации для того, чтобы идея изогнутых телевизоров из новостных лент технических изданий воплотилась в виде автономного сегмента продуктов. За это время заоблачные цены за искривленные панели снизились до разумных (но всё ещё немалых) сумм, а производители стали обещать полное вовлечение, небывалую реалистичность картинки и плоский живот взамен на отказ от плоских телевизоров.
Тенденцию к искривлению экранов можно было бы назвать чистейшей эволюцией, как например параллельное внедрение 4K. Однако если достоинства повышения разрешения предельно понятны без объяснений, то в случае с изогнутыми дисплеями часто приходится руководствоваться только маркетинговыми текстами. В рамках данного поста попробуем проанализировать, насколько производители честны с потребителями, говоря о достоинствах данного сегмента продуктов.
Изогнутый – значит большой
Технологию изогнутых панелей изначально преподнесли неразрывно с большими диагоналями, что автоматически причисляет такой тип телевизоров и мониторов в нишу развлечений. На самом деле идея изменения радиуса полотна для демонстраций родилась достаточно давно: сначала в театральном деле, а затем благополучно перекочевала в кинематограф для увеличения панорамы. Сейчас же изогнутые экраны повсеместно используются в кинотеатрах и в IMAX в частности.
К слову, пример с IMAX при продвижении первых моделей изогнутых телевизоров послужил отличной отправной точкой для объяснения достоинств. Следуя родству по изогнутости, вогнутые дисплеи якобы позволяют добиться аналогичного погружения в происходящее не хуже, чем в до мелочей продуманном кинотеатре. На деле же изогнутое полотно в IMAX чуть ли не в последнюю очередь отвечает за «эффект присутствия», так как такая форма позволяет решить ряд технических нюансов, связанных с распространением света и работой проектора. При этом погружение достигается изгибом экрана вкупе с его огромными габаритами, не позволяющими объять всю ширину взглядом.
Учитывая всё вышесказанное, погружение, схожее с известной кинематографической системой, реально и в домашних условиях, но с учётом того, что телевизор будет буквально со всех сторон «обнимать» зрителя. Добиться этого можно путём разорения на такую модель как Samsung UE78JS9500 или же более бюджетным способом – подсесть поближе к телевизору с меньшей диагональю.
При этом никаких точных рекомендаций к определению оптимального расстояния до телевизора для «погружения» нет. Более того, если при просмотре зрелищного фильма в хорошем разрешении такой способ вкупе с изогнутой моделью телевизора будет частично оправдан, то эфир новостей в подобном формате рискует вылиться в демонстрацию панорамных фигур политиков прямо в гостиной. Поэтому здесь лучше задуматься об офтальмологической экологии и проблеме восприятия глазами изогнутого изображения, отбросив идею погружения.
На этот счёт учёные уже несколько веков исследуют механизмы зрения. Так, было введено понятие «гороптер» – некая условная поверхность в поле зрения в форме окружности, включающая в себя совокупность точек пространства. Эти точки проецируются на идентичные точки сетчаток разных глаз (корреспондирующие точки) и дают целостный образ. Если условия корреспонденции нарушаются при восприятии разных точек (вне гороптера), то это может стать причиной двойных образов. В целом, тема предельно интересная, непросто поддающаяся пониманию и находится где-то на пересечении сфер психологии восприятия и офтальмологии. Однако именно эти теории подразумеваются производителями, когда речь заходит о том, что глаза лучше воспринимают изогнутые изображения. Телевизор при этом необходимо установить на такое расстояние, чтобы угол обзора позволял «захватить» картинку с экрана полностью. Только в этом случае боковые точки, находящиеся с краёв правой и левой части экрана, а также центральная точка между ними, будут иметь равное удаление от глаз зрителя. При этом единственно верное положение зрителя для использования такой науки – ровно посередине телевизора. Однако об этом позже.
Что касается рекомендаций для последнего примера, то на этот счёт существует множество теорий и способов определения оптимального расстояния до телевизора. Инструкции от THX уже давно стали авторитетными и, что важно, предельно подходящими для нашего случая. В сети существует огромное количество различных калькуляторов для расчёта расстояния, которые основаны на этих рекомендациях. В соответствии с ними, для комфортного просмотра телевизор должен занимать 36-40 градусов угла обзора. Вместе с этим, что вполне логично, расстояние меняется в зависимости от разрешения модели. Например, от 55-дюймовых экранов (как вариант – LG Ultra HD 55UC970V) придётся удалиться примерно на 3 метра.
Вместе с этим, есть предпосылки для появления на рынке изогнутых мониторов гораздо менее габаритных диагоналей. Так, согласно одному исследованию, разные виды информации на изогнутом экране воспринимаются лучше, нежели на плоском.
Сначала был разработан прототип модели монитора, радиус искривления которого можно изменить с помощью незамысловатой конструкции. Вместо современных дисплеев, правда, пришлось ограничиться листом бумаги со сменными изображениями.
В итоге получился 23-дюймовый «монитор» с соотношением сторон 16:9, на котором испытуемые сначала выбрали оптимальный радиус искривления полотна, а затем поочерёдно с плоской конфигурацией экрана попытались воспринимать разную информацию. В выводах к опыту можно ознакомиться с небольшой табличкой, где приведены результаты замеров времени чтения одного и того же текста на плоском и изогнутом дисплее. Согласно им, изогнутая форма позволяет быстрее усвоить материал, что, вполне возможно, связано с вышеописанной теорией линии гороптера.
Условие по умолчанию
Вернёмся к обещанной теме правильной позиции. Изучая промо-материалы к различным изогнутым телевизорам, можно заметить, что изображаемые зрители сидят аккурат посередине телевизора. Именно такая позиция вкупе с правильно выбранным расстоянием позволит получить все преимущества от изогнутого дисплея. Если же на таком телевизоре захочется устроить семейный просмотр фильма, то многие останутся обделены технологическими плюшками. Впрочем, в этом есть и свои плюсы: согласно иллюстрациям от LG, изогнутые панели сближают.
Наконец, изогнутая форма дисплея, согласно маркетинговой легенде, способна визуально увеличить площадь экрана. И на самом деле в этом есть доля правды. Так как фактическая ширина панели уменьшается за счёт радиуса искривления вдоль всей панели, мы сможем увидеть больше ровно настолько, насколько загнут дисплей в углах. Более того, визуальный показатель будет изменяться в зависимости от удалённости зрителя. Но стоит изменить идеальную позицию перед монитором, как вся магия становится неактуальной.
Примерно аналогичная ситуация складывается с мнением, что изогнутая форма позволяет увеличить контрастность по бокам. Универсально ответить на этот вопрос не получится хотя бы потому, что производители используют различные матрицы.Однако если даже форма и компенсирует затемнения, то для одного зрителя, который будет сидеть по центру перед экраном. Остальные зрители, напротив, могут наблюдать искажения картинки.
Вместо вывода
Изогнутые панели – относительно новое явление и пока сложно однозначно сказать, есть ли за ними будущее или нет. Для семейного просмотра это, возможно, не самый удачный вариант, так как изогнутость подразумевает определённую зону для комфортного просмотра. А вот изогнутый монитор (например такой, как Samsung S34E790C, про который рассказывал Boomburum), перед которым будет сидеть по центру один человек – это уже совсем другое дело. В любом случае от этой тенденции мы никуда не денемся, поэтому для поиска ответов мы будем рассказывать вам про изогнутые мониторы и телевизоры от разных производителей – оставайтесь на связи
А что про изогнутые экраны думаете вы?
Наши предыдущие обзоры:
» Logitech G910 Orion Spark: сделан на совесть
» Daedalus Apex: ищем точки соприкосновения
» Razer Deathstalker: смесь бульдога с носорогом
» Roccat Tyon Black: гибрид мышки и геймпада
» Экология в каждый смартфон – обзор датчиков Lapka
» Два месяца с LG G Watch R
» Эволюция мышей Razer на примере DeathAdder и Naga
» Изучаем TV-флагман компании Philips: Часть 1 | Часть 2
Автор: mvideo