Эффективная коммуникация в команде — как хорошие дороги в стране: без них только на трехколесных телегах за три месяца из Москвы в Питер, а не сильную экономику строить. И, если в команде нет удобных коммуникационных инструментов, работать такая команда будет трудно и неэффективно. У нас в ИТ тоже бывают сложности с коммуникациями. Когда тебе нужно кому-то написать, то не знаешь, куда податься: кто-то предпочитает почту, у кого-то есть Viber, у кого-то WhatsApp, у кого-то Facebook Messenger. Приходится тратить массу времени только на то, чтобы выяснить, как лучше всего связаться с человеком, не говоря уже об использовании зоопарка каналов. Более того, без налаженных коммуникаций вырастают накладные расходы при работе сотрудниками, работающими удалённо. И несколько месяцев назад я понял, что так продолжаться больше не может и пора прийти к единой модели.
Когда в компании есть процессы, система живёт, люди общаются, проблемы решаются. Не нужно подходить и стоять над душой, чтобы понять, что там делается. Тебе достаточно заглянуть в чат и увидеть, какие вопросы поднимаются, какие из них решаются, а какие — нет, самому задавать вопросы, если нужно получить быстрый ответ. Конечно, такая схема удобна, если сотрудников не так много, иначе чат из 50 и больше участников превращается в хаос. Дирекция по ИТ у нас большая, и протестировать идею решили на коллективе поменьше — департаменте E-commerce систем. Тогда я начал искать в сети информацию, как люди выбирают корпоративные инструменты общения, в том числе для крупных ИТ-компаний, но не нашёл ничего толкового: ни подробных сравнительных обзоров/тестов разных мессенджеров, ни продуманных критериев выбора. Мне попадались лишь пространные, полные «воды» статьи о том, почему выбрали конкретный продукт. Также я не нашёл дельных советов, как лучше всего популяризировать выбранный мессенджер в команде или компании.
Пришлось изобретать.
Сначала мы начали с выбора мессенджера. Проанализировали варианты, выбрали несколько популярных, а потом сделали опрос для всех сотрудников, чтобы понять, что им больше нравится и почему. Хотелось сделать осмысленный, аргументированный выбор, а не просто ткнуть пальцем, потому что мне так хочется или привычно.
Надо сказать, что сейчас в компании есть «официальный» мессенджер — WhatsApp. Но по результатам опроса НИКТО не захотел его использовать. Да, оно и к лучшему, потому что у него плохо с интеграцией: WhatsApp не получится привязать к Jenkins или Jira. В финалисты вышли три мессенджера:
- Skype. В принципе, бесплатный. Самый распространённый мессенджер, который и так является одним из корпоративных стандартов во многих компаниях. Его преимущества — конференц-видеозвонки и функция демонстрации рабочего стола. Но многие отмечали нестабильное качество связи и жрущее батарею мобильное приложение.
- Slack. Платный, причём нужно покупать лицензию
для каждого пользователя. Мобильный клиент лёгкий и быстрый, причём сам
мессенджер создавался именно для команд разработчиков. Есть очень много полезных интеграций, например, с BITbucket Server и JIRA. Есть функция демонстрации рабочего стола. - Telegram. Бесплатный, быстрый, есть множество клиентов на разных платформах, не требует вложений. Хорошо работает даже при плохом канале. Хорошо защищён, стабилен, удобный интерфейс, API для интеграций.
Забавно, что у представителей разных профессий выявились определённые предпочтения:
Мы даже рассматривали вариант с использованием не одного, а всех трёх мессенджеров, распределив по ним разные целевые аудитории. Но в результате остановились на Telegram. Его главное достоинство — интегрируемость и стикеры: Telegram можно с минимальными усилиями встроить в наши технологические процессы а именно:
Корпоративный Дарт Вейдер и Хан Соло
Нам очень понравились стикеры. Мы решили популяризировать мессенджер с помощью геймификации, и стикеры подходили для этого как нельзя лучше. Вместо того, чтобы печатать олдскульные грамоты и прочие атрибуты, появилась идея организовать в Telegram чаты, пригласить туда всех необходимых людей, в том числе подрядчиков, и в этих чатах награждать специально разработанными персональными стикерами. Так можно было выделить определенных сотрудников, публично объяснить, почему они получили свои стикеры, и вовлечь ещё больше людей в общение через Telegram.
Я не знаю иного способа, как ещё собрать в едином информационном пространстве всех сотрудников ИТ, особенно участников географически разнесённых команд. Причем собрать не в приказном порядке, а именно увлечь, заинтересовать коллектив единым для всех инструментом общения.
Конечно, идея не без изъянов, но она сработала: людям понравилась идея с персональными стикерами, да и Telegram сам по себе. За стилистическую основу для первой серии наградных стикеров мы взяли вселенную Star Wars — в конце декабря как раз был хайп вокруг новой серии. А сами стикеры выдавались победителям в разных номинациях.
Девушка по имени МиЯ
Вы скажете, что одних только стикеров мало, чтобы завлечь народ в мессенджер? И будете правы. Поэтому мы прикрутили ещё и корпоративного чат-бота по имени Мия (М.Видео и Я). Она помогает всем новичкам освоиться в компании: подскажет адреса корпоративных порталов, как пройти в кафе и даст ответы на другие актуальные вопросы. Мия умеет отвечать и через древовидное меню и через естественную переписку.
Мия создана на платформе API.AI. Это российский проект, который Google купил в 2016 году. Бот кроссплатформенный, его можно использовать и в Skype, и в обычном чате, и в браузере, но пока мы его запустили только в Telegram.
Планы на будущее
Сейчас ситуация с коммуникациями гораздо лучше, чем полгода назад. У нас есть внутренние форумы, чаты по разным системам и темам. Возможно, сделаем отдельные тематические направления по инновациям в e-commerce и каким-то хайповым темам вроде IoT, ИИ, блокчейна и тд.
Стикеры в Telegram хорошо себя зарекомендовали, мы будем развивать этот инструмент. У нас будет свой эксклюзивный набор стикеров, который люди смогут не только раздавать в Telegram, вставлять в подпись в корпоративной почте или в аватарку в справочнике контактов, его также будут печатать в виде наклейки, например, на ноутбук.
Далее в наших планах — интеграция с различными рабочими инструментами, но об этом в следующей статье.
Автор: mvideo