Интернет всколыхнуло желание некоего Александра Жарова, главы Роскомнадзора, заблокировать популярный мессенджер Telegram. Эксперты думают и спорят: возможно ли это? Произойдёт ли это? Зачем это? И так далее.
Хочу на этот вентилятор набросить ещё одну маленькую мысль, которую коротко можно свести к вопросу: «Кто подставил Александра Жарова?»
Почему я думаю, что Жарова подставили? Ну, хорошо. Может быть он осознаёт, что именно он делает и все последствия. Хотя, в таком случае, всё намного хуже. Для него в том числе. Я предпочту думать, что он «невинная жертва» — всё-таки, я с ним не знаком и не хочу наговаривать.
Итак, давайте по-порядку.
1. Жаров направил Дурову требование, предоставить данные для внесения Telegram в реестр организаторов распространения информации.
2. Дуров требование проигнорировал.
3. Закон требует Telegram заблокировать.
4. Жаров говорит, что заблокирует Telegram через несколько дней.
Вопрос: что тут может сделать Жаров? Наверное, что-то может. Но по существу — ничего он не может. Всё, что он может — тянуть время. В самом хорошем случае, он соврёт, что не имеет технической возможности заблокировать Telegram и не станет этого делать.
Это хороший путь. Но он мало перспективен. В конце концов, не сможет Жаров, сможет кто-то другой. Пожалейте Жарова. Он руководитель структуры, которая не имеет возможности выбирать, исполнять ей законы или нет. Всё равно, что попасть в автомобиль без тормозов. Всё, что ты можешь — интенсивно рулить между препятствиями и молиться, чтобы бензин закончился как можно скорее.
В этом смысле, вопрос в другом. Зачем вообще был создан этот шахид-мобиль и запущен именно по этой траектории? Да, я думаю, что Жаров в данном случае — вольный или невольный IT-шахид. А Роскомнадзор — это устройство, которое взорвётся, причинив максимальный ущерб… самому же государству и никому больше.
Поясню свою мысль. Если Telegram будет заблокирован, не наступит конец света. Это всего лишь вызовет лёгкое раздражение у нескольких миллионов пользователей мессенджера. Менее чем за год до выборов. Кого пользователи будут винить в этом? Жарова? Кто про него вспомнит? Будут винить кого-то более крупного и всем известного. Того, кто отвечает за действия всех нижестоящих.
Казалось бы, зачем государству нужно стрелять самому себе в колено? Но позвольте! В 1985-1991 годах (диапазон можно расширить) такое уже было, и называлось «Перестройка». Не буду вдаваться в детали, но на лицо явно похожий сюжет, когда государственные мужи вольно или невольно, понимая или нет, но работают на саморазрушение системы, в которой они же сам и работают.
Но если это действие нанесёт вред системе, то почему же система это делает? Единственный ответ, который я вижу — это то, что часть системы хочет произвести демонтаж другой части системы. И с этой целью пытается разогревать протестные движения.
Иными словами, вполне возможно, что Роскомнадзор — просто таран, которым хотят задеть как можно большее число людей. При том, как можно более подходящими под определённый социальный портрет. Какой именно? Пофантазируйте сами. Кому будет плохо от того, что заблокируют телеграм, запретят анонимайзеры, vpn, кто больше всех начал беспокоиться о недавнем случае блокировки домена google.ru? Не знаю, что нафантазировали вы, а мне кажется, что это люди, которые неплохо подходят для того, чтобы как-то подключить их к протестам в той или иной форме. Напоминаю, до президентских выборов осталось меньше года.
Если я прав (а я ничего не хочу и не могу доказывать — прикиньте сами), то есть вполне понятный рецепт, что именно делать с блокировкой Telegram. Нужно чтобы атакуемая часть системы остановила процесс блокировки Telegram под любым предлогом, который ей понравится.
Закон о запрете анонимайзеров и прочих средств обхода блокировки — тоже не должен вступить в силу. Вообще, если эта атакуемая часть системы хочет выжить — ей стоит более внимательно присмотреться, что происходит в области регулирования IT. Тот кто остановит этот шахид-мобиль получит немного очков поддержки и не даст кое-кому раздуть протестные настроения в этой сфере.
Те, кто хоть чуть-чуть разбирается в технологической части происходящего — понимает, что слово «терроризм» в данном случае применять можно скорее в отношении самого Роскомнадзора, а не Телеграма. Телеграм — это не про тех реальных террористов, которые реально осуществляют теракты. Дело не в терактах. Если бы весь вопрос сводился только к тому, что мессенджерами пользуются террористы, тогда надо было бы запретить алфавит — именно его используют для передачи своих сообщений те самые террористы. Победим алфавит — победим терроризм!
Смешно. А вот на месте некоторых людей, я бы задумался о том, что тут вообще происходит и зачем им весь этот тюнинг в зоопарке?
Автор: Juralis