Не так давно знакомый попросил помочь с обычной задачей – телефонизировать их небольшую фирму из подмосковья. Давать всем клиентам свой мобильный уже не могут, и электронной почты не достаточно, вот и появился у них «менеджер по клиентам».
Мой опыт выбора может быть и другим полезен. Для простоты понимания описываю вводные данные для выбора:
- на фирме 4 человека (конечно дальше хотят расти)
- нужен московский номер телефона
- возможность созваниваться между собой и переводить звонки (обычная АТС)
- офис маленький, потому часто работают на дому и там также нужна связь
- работают явно не круглосуточно, потому автоответчик необходим
- минимальный бюджет.
Итак, начнем муки выбора.
Аналоговая АТС отметается сразу по понятным причинам, она не подходит под половину параметров. (московский номер в области можно купить только по IP, да и из дома не свяжешься)
В любом случае это будет IP-АТС, осталось определить какая и чем подключаться.
Клиентские устройства.
На прошлом опыте решили использовать и IP телефоны и программы. Но какие-бы ни были программы, всем моим знакомым приятнее говорить через трубку с качественным звуком, потому в стартапе решили выделить деньги на покупку двух телефонов Linksys (дешевле Cisco, но вроде не хуже).
Чем решили оконечивать АТС:
2 телефона Linksys (один у менеджера второй общий)
2 программы на компьютерах (как запасной вариант)
2 программы в смартфонах под Android (они явно удобней программ на ПК, и без гарнитур)
В результате у каждого есть альтернатива, как звонить и принимать звонки.
Выбор АТС
Здесь первоначально выбор велик, но сужается когда вспоминаем о задачах.
По сути есть 3 варианта:
- Установка программной АТС на ПК в офисе
- Установка аппаратной IP-АТС в офисе
- Использование облачной IP-АТС
Рассмотрим каждый из них.
1. Установка программной АТС на ПК в офисе
Первый вариант совсем не затратный, но проблемный. В офисе пока находится только один стационарный компьютер под Win. Сейчас он выключается на ночь и питается через простенький UPS.
Можно установить например 3CX на этот компьютер и в результате:
Плюсы:
- локальное независимое решение
- бесплатно
Минусы:
- не выключать и перезагружать ПК
- настраивать удаленно неудобно
- для соединения из дома нужно поколдовать с пробросом портов в NAT роутере
Надежность и стабильность можно поднять, выделив отдельный компьютер и UPS, но это будет совсем другой бюджет.
2. Установка аппаратной IP-АТС в офисе
Второй вариант более красив для такого офиса, но заметно затратнее. Можно установить небольшую аппаратную АТС с астериксом на борту. О подобной здесь недавно писали:
Плюсы:
- отдельное решение, должно быть стабильным
- низкое энергопотребление
- веб интерфейс
Минусы:
- цена (пример на харбре был за 10.000)
- проблема с пробросом NAT портов
- ограничения в «росте», сколько линий тянет железка не понятно
Для экономии средств, можно попробовать зашить какой-то произвольный роутер линуксом с астериском, но по количеству геморроя и надежности такое решение отпугивает.
3. Использование облачной IP-АТС
Здесь есть очень много предложений, особенно для Московского региона, услуги похожи, а вот цены заметно отличаются. Поделим их на 2 группы по цене.
Платные – к ним относятся почти все. Из тех, что на слуху посмотрел на Манго из Москвы и Телфин из питера. Манго под нашу задачу вышел в тысячу разово и 1200 в месяц, за 10 внутренних линий и неплохой функционал. Телфин в трое дороже разово и чуть чуть дешевле в месяц, за более бедный функционал и 5 линий. В обоих случаях я считал АТС вместе с Московским номером. У Манго получше информация на сайте, но непонятно как будет выглядеть сама АТС, у Телфина есть описание АТС с картинками, но какое-то убогое.
Бесплатные – некоторые операторы у себя на сайте публикуют что такое есть, но большинство не отзывается на запросы. Из тех, что можно попробовать, нашел западную PBXs и местную АТС Zadarma. В первой явно расчет на покупку платной версии, в бесплатной куча ограничений. Пробовал раньше ее регистрировать, через время почему-то мой аккаунт удаляли (хотя и звонков на нем почти не было), саппорта у бесплатной нет.
У задарма есть только бесплатная версия АТС, потому в ней не жестких ограничений и есть саппорт. В общем, функционал неплох, плюс можно там-же купить телефонный номер Москвы с бесплатным включением. Очень порадовало наличие флеш виджета «позвони мне», тоже бесплатного.
В результате из облачных АТС интересной стала бесплатная услуга от Zadarma, ее характеристика:
Плюсы:
- не нужно ничего ставить в офисе, мучить компьютер или NAT
- независимость от электричества и интернета в офисе (переадресация на мобильные)
- бесплатная, без ограничений и с саппортом
- не сложный интерфейс + мастер настроек
- телефонные номера любых стран и городов
- сразу есть виджет для звонков с сайта
Минусы:
- чтобы выбрать 499 номер пришлось переписываться с саппортом
Зависимость от интернет канала в минус я не заносил, номер 499 все равно получать через Интернет, но в случае облачной АТС можно хоть переадресацию на мобильные сделать.
Результат
По результатам сделал таблицу, каждый в нее может занести данные для своего случая.
Баллы выставил по 5-бальной шкале.
Для моей задачи облачные АТС однозначно побеждают, тем более бесплатная облачная АТС.
В результате я уже включил друзьям бесплатную облачную АТС, пока используют софтфоны и ждут доставки ip-телефонов.
У каждого свои запросы и требования. Надеюсь, не сложно будет пересмотреть «плюсы минусы» для своего случая, изменить цифры в таблице и сделать выбор.
Автор: vetal