Одной из главных возможностей смартфонов всё ещё остаётся именно голосовое общение, всё-таки это устройство в первую очередь является телефоном, а уже потом — карманным компьютером. Хотя нельзя отрицать тот факт, что функция телефона всё больше начинает напоминать атавизм. Возможно, вам это заявление кажется странным, как же может мобильный телефон быть атавизмом? Для такой оценки есть несколько причин, и главная из них — психологический дискомфорт, который большинство из нас испытывают в той или иной мере во время телефонного разговора. Не спешите сразу не соглашаться – мы хотели бы обратить ваше внимание на интересную статью, опубликованную на Gizmodo.
Да, когда-то всё было иначе. Голосовая телефонная связь служила конкретной цели: обеспечивала мгновенную связь. И это полностью поменяло правила игры во всём мире, начиная с 1844 года. С тех пор прошло уже более полутора веков, и на протяжении этого срока, огромного, по меркам технического прогресса, менялась лишь техническая база телефонной связи. А сам принцип оставался практически неизменным. И для этого были все предпосылки, учитывая тот факт, что сама возможность общаться голосом с человеком на другом конце страны или за границей была столь же доступной, сколь важной и полезной.
Мобильные телефоны внесли особый вклад в улучшение нашего качества жизни. Одной из главных причин, по которой люди сегодня покупают мобильники, является связь в экстренных ситуациях. Но теперь есть много других развитых способов мобильной коммуникации: SMS, электронная почта, мессенджеры. Сегодня под словосочетанием «мобильный телефон» подразумевается именно смартфон, а не его кнопочный предшественник. По сути, уже сформировалась целая «мобильная культура», для которой нехарактерно использование, казалось бы, такой простой и безобидной голосовой связи — обратите внимание, что в подавляющем большинстве случаев мы переписываемся, а не созваниваемся с другими людьми.
На то есть причины. Текст набрать легче и проще, это менее формальный способ общения, при котором чувствуешь себя раскованнее. Звонок же требует от нас определённого эмоционального напряжения, собранности. Иногда давления на собеседника. Мы живём в мире, где приходится планировать свои будущие звонки. Обычно мы звоним, когда есть какое-то срочное дело, ради которого стоит побеспокоить звонком. Причём зачастую это какое-то неприятное срочное дело. «Я не ждал звонка, что-то случилось?»
Фактически сейчас любой другой способ отправить сообщение является более предпочтительным, чем звонок. Помимо упомянутых SMS, почты и мессенджеров, есть ещё всевозможные социальные сети. Ещё никогда нам не было доступно такое разнообразие коммуникационных каналов, с их ненавязчивостью и широким выбором визуального выражения всевозможных эмоций. И это замечательно, ведь среди всего этого праздника жизни звонок является, пожалуй, худшим вариантом связи. Набрав чей-то номер, вы не знаете, занят ли сейчас абонент, а он не знает, зачем вы звоните, поэтому сам факт звонка заставляет его насторожиться, напрячься. Позвонив кому-то, мы каждый раз открываем ящик Шрёдингера, гадая, уместно ли сейчас вести беседу. Кроме того, звонки куда более эмоционально насыщены, поэтому нас так раздражают звонки в неурочное время или отрывающие от дел.
Стоит ответить на чей-то звонок, и беседа тут же лишается всех этих милых социальных нюансов, свойственных персональной переписке (хитрые подмигивания, застенчивые улыбки и т.д.), и оказывается наполненной бытовыми и бестолковыми расшаркиваниями: «Привет, как дела? Извини, плохая связь. Что говоришь? Не понял, повтори ещё раз. А, нет, это не я смеялся, это один из 193 940 людей, которые сейчас вокруг меня в этом месте. Извини, не расслышал? Да, пока». Худшая часть разговора, не несущая ничего полезного или хорошего.
Вот почему всё больше людей используют смартфоны для текстового общения, а не голосового. Swype-режим набора на экранной клавиатуре вкупе с автоматическим подбором слов делают неголосовые способы общения ещё более удобными и информативными. Какие-то из них хороши для общения с социумом, какие-то — для приватных бесед, но все они психологически комфортнее и тактичнее телефонного звонка.
Если же вам нужно услышать чей-то голос — своих родных, друзей или близких, — то вы обычно находите уединённое место для совершения звонка. И в этих случаях лучше пообщаться через видеочат, чтобы не только услышать, но и увидеть важного для вас человека.
Если же вы оказались где-то в людном месте, и вас охватило желание поделиться чем-то мимолётным, бессодержательными мыслями, просто достаньте смартфон, отправьте пару строк — и всё. Современные чат-интерфейсы позволяют нам постоянно существовать внутри потока информации от своих социальных связей.
Отсутствие необходимости внутренне мобилизоваться при неожиданном звонке делает общение более комфортным. Поэтому сегодня мы зачастую предваряем свой звонок текстовым сообщением «Тебе сейчас можно позвонить? Или когда лучше набрать?» Это стало уже не столько жестом вежливости, сколько необходимостью. Как метко подметил один человек:
«У каждого телефонного звонка есть жертва — тот, кому звонят. Вас всё время отвлекают от какого-то дела или занятия, когда звонят поболтать. Особенно невыносимы в этом плане водители, застрявшие в пробках и со скуки названивающие своим друзьям и знакомым.
…Когда я получаю текстовое предупреждение о звонке, то всегда этому радуюсь, даже ещё не прочитав сообщение. А когда мой телефон звонит неожиданно, я думаю: “Вот чёрт, кто там ещё?”»
***
Согласно исследовательскому агентству Nielsen, в 2007 году средняя продолжительность телефонных звонков достигла исторического максимума, затем быстро упала и стабилизировалась.
Мы свели время, проводимое с трубкой у уха, до минимально возможного, и теперь осталось лишь отказаться от этого совсем. Правда, в своё время то же самое пророчили книгам, газетам и электронной почте, радостно прогнозируя для них всевозможные периоды умирания. Но они всё ещё как-то умудряются выживать. Телефонные звонки также демонстрируют все признаки ухода в небытие. Может быть, пора проявить милосердие и всем дружно перестать звонить без крайней необходимости и отвечать на звонки?
Безусловно, функцию телефона в смартфоне нужно сохранить как раз на случаи разных экстренных и срочных ситуаций. Не будете же вы, убегая в ночном лесу от банды размалёванных клоунов-убийц, останавливаться, чтобы отправить друзьям паническую эсэмэску. Но, к счастью, в нашей жизни не так много ситуаций, требующих скорейшей связи с другими людьми. Так не лучше ли, оберегая друг друга от ненужных тревог и неудобств, перейти на текстовое общение?
А вы не замечали в себе пусть и небольшого, но напряжения, когда звоните кому-либо или когда вам неожиданно звонят? Часто ли вы принимаете выбираете вместо звонка SMS или сообщение в мессенджере, если дело не срочное?
Автор: Yota4All