Начнём с того, что теперь каждый сотовый номер в нашей стране стал существенно длиннее и начинается, например, на D7799. D — это чтобы данный 15-значный номер нельзя было набрать с обычного мобильного телефона. Затем код региона (77), затем код оператора (99).
CDB — общая база данных российских операторов
Когда MNP (перенос номера) только внедрялся, последние три недели были просто фееричны. Почему? Просто по всему миру такая процедура внедряется в среднем за 2 года, а в России было всего 5 месяцев.
Обычный процесс переноса номера
Есть 4 разных процесса переноса, которые отличаются по условиям и времени. Все они подразумевают, что абонент приходит к оператору-реципиенту (у которого он хочет обслуживаться) и пишет заявление на перенос с указанием того, когда он хочет перейти. У нас ещё можно делать заявку с сайта из личного кабинета как для физлиц, так и для юрлиц, чтобы не заполнять бумаги в офисе. Есть курьер, который привозит всё сразу вместе с SIM-картами.
Сразу после заявки мы даём временную SIM-карту (так делают не все операторы). Во время первой части переноса номера на ней просто некий случайный номер из числа свободных из номерной ёмкости, а после передачи вашего номера в нашу номерную ёмкость мы просто переписываем номер на этой SIM удалённо. И абонент может спокойно звонить по своему старому номеру без ещё одного похода до нашего офиса.
После того как вы написали заявление, мы обращаемся в центральную базу данных, через которую общаются все операторы. Общение идёт так:
— База, мы единственные, кто сейчас делает перенос номера?
— Да, двух одновременных процессов нет.
— База, а новый номер и старый номер в одном субъекте Федерации?
— Да, зональная адресация та же.
— База, а у абонента нет задолженности старому оператору на момент подачи заявления?
— Нет, всё чисто, можете подключать.
— База, чисто на всякий случай: а номер-то точно этого оператора, от которого мы собираемся перенести?
— Да не волнуйтесь вы, переносите давайте.
Вот так это выглядит для абонента
Пройдя все возможные проверки статуса, заявка попадает на валидацию к оператору-донору (мы называем его на жаргоне «мамкой»). Сейчас «большой тройки» операции проверки физлиц выполняются автоматически, что очень бережёт время. Проверяются ФИО и паспортные данные. По нашему опыту, примерно 30% заявок отсеиваются на этой стадии.
Если валидация анкеты прошла успешно, делается пауза на 2 дня, определяется задолженность на текущий момент. Если она есть, даётся ещё 3 дня на её погашение, за которые 2 раза говорится абоненту, что он не оплатил. Не погасил — заявка отклоняется. Задолженности нет — подтверждается дата переноса. Ещё 2 дня есть возможность отказаться от этого переноса, потом будет нельзя.
За сутки до переноса абоненту приходят SMS с инструкциями о том, что нужно не забыть поменять SIM-карту и так далее, пока он их ещё может получить, потому что потом связь будет прерываться.
Во время процедуры вы можете живо следить за процессом. У нас это так:
• *444*1# — вот команда на состояние вашей заявки.
• В личном кабинете временного номера — состояние заявки и ход всех процедур по ней.
• На каждое важное событие — SMS с пояснением, что это значит.
• Есть 8-800-700-4004, куда можно позвонить за статусом заявки.
Точка X
Начинается, собственно, перенос. Разрешено прерывание связи на 6 часов по законодательству. У нас так: если все системы (наши и других операторов) работают штатно, то абонент недоступен примерно около 20 минут. Точнее, так (хронометраж по нам, у других операторов будет отличаться):
• Исходящая связь подключается почти сразу.
• Входящая «Билайн» — 15–20 минут.
• Входящая с оператора-донора — в течение часа, обычно тоже 15–20 минут.
• Входящая с остальных сотовых операторов страны — ещё около 2 часов.
• Входящая с фиксированных операторов — примерно так же, для редких региональных операторов — чуть дольше.
В момент X, когда начинается перенос, на SIM-карту пишется новый номер, он же обновляется в билинге. Надо сказать, что на SIM-карте находится только IMSI (международный идентификатор мобильного абонента). Вашему IMSI присваивается новый российский абонентский номер.
Для того чтобы можно было определять новую маршрутизацию, пришлось поменять всю схему адресации в России. Как я уже говорил, теперь номера внутри систем маршрутизации записываются в 15-значном формате, начинающемся на что-то вроде D7799. Это значит, что теперь принадлежность номера определяется не по первым числам вроде 903, как было, когда конкретная номерная ёмкость была закреплена за оператором, а по префиксу региона и оператору в этом 15-значном «маршрутном» номере. Ну и ещё по параметру «куда маршрутизировать», который также может быть в базе (а может и не быть). Это важно для клиентов виртуальных операторов.
После X
Информацию о перенесённом номере получают платёжные системы и начинают правильно маршрутизировать платежи. Не все делают это с одинаковой скоростью, поэтому частое обращение в первый день после переноса — это «Когда дойдёт мой платёж?».
В первые сутки лучше класть напрямую через нового оператора. Оптимально платить картой с сайта нового оператора или в салоне оператора руками.
Возможны случаи, когда абонент начинает жаловаться на отсутствие связи по некоторым направлениям. Что характерно — входящей. И, естественно, считает, что виноват новый оператор.
На деле же всё проще. Дело в том, что при правильной маршрутизации через нормальный маршрут звонок идёт напрямую от оператора вызывающего абонента к оператору вызываемого без дополнительных петель. Если же вдруг коммутатор оператора вызывающего абонента решит, что нужно обязательно отдать звонок «мамке», то «мамка» (как изначальный владелец ёмкости) обязана маршрутизировать через себя. За деньги, кстати, что стимулирует многих мелких операторов сразу правильно прописывать маршруты. И конечно, возникает регулярная проблема: к нам идёт абонент, у него нет входящей связи по межгороду и части фиксы. «Мамка» не смогла правильно пробросить звонок на маршрутизирующем узле — и отбой. Связано это с неточным выполнением спецификации на узлах вызывающего оператора и, иногда — с багами в маршрутизации у «мамки».
Сегодня в день переносится несколько тысяч абонентов, и только 1–2 могут столкнуться с такими проблемами. В первые примерно 10 дней после начала переноса мы накатывали релизы ПО каждый день, исправляя как свои ошибки, так и добиваясь совместимости с релизами коллег. У нас пришлось обновлять 25 подсистем. Решилось так: мы сразу решили не переписывать свои стандартные CRM, а делать отдельные решения, которые работали на разрыве между входящими данными и остальной «внутренней кухней», и отвечали за преобразования номеров. Своего рода универсальные коннекторы.
Количество переносов
Количество переходов абонентов от оператора к оператору — открытые данные. В среднем у нас с самого начала постоянный и большой приток юрлиц, в последний месяц — стабильный плюс по абонентам-физлицам. На начало MNP у нас был чёткий приток по югу РФ и колебания туда-сюда по ряду регионов, позже дельта начала уменьшаться, и сейчас мы в стабильном плюсе по абонентской базе каждый день.
Другие процедуры переноса
Для физлиц срок 9 дней. Для юрлиц срок 29 дней, в частности, потому что обязательно делается ручная верификация документов. Для них также увеличенный срок оплаты, можно гасить задолженность неделями. Можно указывать любое количество номеров в заявке, например, только половину корпоративных из всего контракта со старым оператором. Каждый номер переносится индивидуально — на финале заявление рассыпается на строчки.
Для маленьких юрлиц с количеством номеров 5 или менее — тоже 9 дней.
Для B2G-рынка (госкомпаний) — 29 дней, но там нет проверки задолженности. Проверяется договор, когда конкурс завершён, проверяется, что подававший заявление — победитель конкурса.
Ещё есть процедура экстренного возврата номера. Например, абонент передумал в положенный срок, отнёс заявление в офис в 21:59, а его не успели занести в базу. В общем, в течение суток можно вернуть номер обратно, если есть веские обоснования по технической части. Например, от нас переходил один большой завод, который внезапно передумал и написал заявление об отказе. Оператор, куда он переходил, задержал регистрацию заявления, и номера поменялись. Сотрудники в этот момент уже выкинули симки несостоявшегося нового оператора. А на следующий день после рассмотрения претензии был сделан экстренный возврат.
Увеличь свой процесс: 10 раз по 25 сантиметров
Длина процесса со всеми шагами в Visio — 250 сантиметров. Начали мы с 4 шагов, а потом стали прописывать исключения.
Например, «оператор-мамка» имеет через 45 дней право сказать, что абонент должен ему денег. Во-первых, пара рублей может набежать после последней проверки задолженности. Во-вторых, на постпейде много деталей, и счёт может приехать через месяц-другой. В-третьих, могут только прибыть запоздалые данные за роуминг. В этот момент у абонента есть 10 дней, чтобы дойти до старого оператора и погасить задолженность (через обычные автоматы не получится — маршруты уже новые). Дальше, если он не гасит, через центральную базу ставится блокировка (это обязательное условие стандарта). В день так блокируется по несколько десятков номеров.
Ещё одно. Поскольку в момент X из номерной ёмкости «мамки» номер переходил в нашу номерную ёмкость, в момент конца контракта нужно вернуть номер на базу. Конкретно, когда абонент решит завершить контракт, номер возвращается. Сейчас около 50–100 таких возвратов в день.
FAQ
— Почему нельзя перенести номер из одной географической области в другую?
Потому что в России используется система маршрутизации по зонам. Отказ от такой системы означает перестройку архитектуры почти всех фиксированных операторов. Но даже если технически можно будет прописать новую маршрутизацию таким образом, нужны законодательные изменения — номерная ёмкость сейчас выдаётся на субъект Федерации.
— У моей девушки бесплатные звонки на «Билайн», она сможет бесплатно звонить на новый номер?
Да, при переходе к нам новый номер будет считаться «нашим», и звонки ей будут бесплатными. Однако есть нюанс: когда «мамка» или реципиент — MNVO без MNC, то нужно делать специальную таблицу исключений. Делают её не все, либо она обновляется у некоторых операторов вручную. Это значит, например, что для ряда мелких областных операторов номер может быть «ничей», и бонусами для звонка своим воспользоваться не получится.
— А как узнать, чей номер тогда?
У нас есть USSD-команда: *444*НОМЕР#, например, 444*9031111111#. В ответ приходит сообщение с тем, что это за оператор и какой регион. У других операторов есть аналогичные средства (по звонку на IVR или запросу через SMS либо USSD), которые должны по стандарту отдавать как минимум оператора. Регион отдавать не обязательно, но мы делаем.
— Что надо проверить до переноса?
- Убедиться, что у «оператора-мамки» ваши ФИО и паспортные данные записаны без ошибок.
- Проверить через офис «оператора-мамки» или его колл-центр отсутствие задолженностей в 2 копейки по всем старым контрактам. Вам обязательно вспомнят симку, которую вы купили в другом городе 10 лет назад и выкинули на вокзале, — доплатите рубль в кассу, или «мамка» отклонит заявление.
- Если вы идёте к небольшому региональному оператору или виртуальному оператору, учтите, что там многое может прописываться руками. Связи у вас может не быть не 20 минут, а немного больше, плюс будут сложности с билингом и оплатой первые дни.
- Если ваш телефон — единственный выход в интернет, заранее запишите номер колл-центра нового оператора — пригодится. Вся короткая нумерация — это маршрутизация внутри сети вашего оператора. Мы, например, сделали алиасы для «чужих» коротких номеров поддержки у себя, но так делают далеко не все.
— Почему в первое время после ввода MNP было столько ошибок?
Коллеги поймут: мы работали по 15–17 часов в день тогда из-за очень сжатых сроков по спецификациям. Плюс естественно, мало кто за пределами «большой тройки» реально детально документировал свои техпроцессы. В результате первые 4–5 месяцев мы ловили баги. Не было возможности тестировать: все другие операторы сразу входили на продакшен, поэтому первые 10 дней (и около трёх-четырёх сотен первых абонентов) были фактически бета-тестерами. Были сложности с шифрованием: каждый оператор шифрует на своей стороне. Наладка взаимодействия шла около месяца. Сейчас у нас и других крупных операторов всё более-менее отлажено и автоматизировано, но из двух-трёх тысяч абонентов у одного всё равно что-нибудь пойдёт не так. Разберёмся с коллегами, задокументируем, выкатим новый патч.
— Когда берутся 100 рублей за перенос?
За перенос номера берётся оговоренная в нормативе сумма — 100 рублей. Мы списываем её только тогда, когда перенос успешно завершится, некоторые другие операторы берут её по факту подачи заявления. Это важно, потому что от половины до трети заявлений отклоняется, а эти 100 рублей не возвращаются.
Автор: HLU