От читателей постоянно поступают сложные вопросы про работу сотовой сети. Ниже — ответы на наиболее интересные вопросы за последние полгода.
— Как делаются тесты связи телефон-БС без помех?
Вот в таких безэховых камерах, как на фото выше. Отсечка внешних сигналов неполная: чем дороже камера, тем меньше внешнего влияния.
— Зачем люди воруют витую пару?
Достаточно частый вопрос. Вандалы способны быстро нарвать бухту витой пары и скрыться с ней. Практического применения у такого кабеля нет, но изоляция витой пары хорошо горит, поэтому обычно бухта поджигается вместе со старой покрышкой, а образовавшийся комок меди сдаётся в металлолом. Прибыль несопоставима с возможным наказанием.
— Почему иногда номера неверно определяются?
Из-за ряда особенностей записей региональных кодов прошивка телефона часто сравнивает телефоны по последним цифрам. Поэтому иногда получается, что один из двух-трёх сотен контактов в вашей телефонной книге может определяться как другой, если «хвосты» номеров похожи. На ряде старых прошивок достаточно совпадения 7 последних цифр.
— Что такое экстренная разблокировка телефона?
Это режим, который используется для набора экстренных номеров (112), например, вызова скорой. Любой телефон, независимо от наличия/отсутствия пароля, установленного софта и SIM-карты, должен разблокироваться для такого случая. Если способ разблокировки неочевиден, чаще всего нужно либо просто нажать 112, либо держать клавишу решётки 3 секунды. Другие — более экзотические — способы разблокировки описаны в инструкции телефонов.
— Почему человек записан у меня в адресную книгу, но вместо имени показывается его телефон?
Потому что, скорее всего, этот номер так или иначе записан дважды под разными именами, и прошивка не может выбрать. Либо есть коллизия последних цифр номера (как выше), и софт считает телефоны двух контактов одинаковыми. Больше деталей есть вот здесь.
— Откуда у меня неизвестные номера в последних набранных?
В зависимости от ПО телефона может сохраняться как последний набранный номер, так и последний, с которым было установлено соединение. Это значит, что если на номере была переадресация, сохранится именно конечный номер, а не тот, который вы начинали набирать.
— Как строятся базовые станции в Якутии? Ведь там нет дорог всё лето.
В Якутии летом действительно невозможно почти никуда добраться. Весь тёплый сезон мы занимаемся сервисом и бумагами, а зимой, когда прокладываются зимники по снегу и озёрам, начинаем транспортировку. Вот детали: habrahabr.ru/company/beeline/blog/216159/
Сезон закрыт, зимник уже не держит.
— Как устанавливаются станции на вечной мерзлоте?
На первый взгляд, вечная мерзлота — это слой земли, который замёрз до состояния камня. Тем не менее тёплая БС сверху может растопить этот слой, и фундамент «поплывёт». Поэтому используются сезонно действующие охлаждающие устройства — гермотрубки с хладагентом.
— Можно ли оплатить с телефона ЖКХ?
Да, есть специальный авансовый счёт, который разделён с вашим номером. Как пластиковая карта, связанная с номером телефона, но со своим собственным балансом. Вот детали: habrahabr.ru/company/beeline/blog/216817/. Ещё с этого счёта удобно оплачивать парковки в Москве.
— Правда, что на Камчатке часто засыпает контейнеры базовых станций?
Да, бывает снег до второго этажа. Слой снега вокруг контейнера улучшает его теплоизоляцию, кстати.
— Как хранятся данные в телекоме?
Методология работы с Big Data подразумевает, что у нас есть большие базы неструктурированных данных, где часто сами данные определяют порядок их обработки и управляют читающим их Java-роботом. Это необходимо для редко повторяющихся нетипизированных задач. Для рутинных задач используются типовые базы данных, оптимизированные под множество пакетных транзакций. Их структура такова, что номер абонента и его баланс могут быть в разных таблицах. Соответственно, для операций с большим количеством join'ов используется первый тип базы, для простых (с известным запросом) — второй, «заточенный» именно под такой запрос.
— Каковы особенности железа для хранения данных в телекоме?
Учитывая объём обработки информации, телекомы и банки всегда находятся на передовом крае по IT-инфраструктуре и нуждаются в самых мощных и быстрых машинах. Например, сервера и СХД для критичных участков должны давать максимальную производительность на узел даже в кластерах.
— Зачем нужен бесплатный для абонентов антивирус ESET?
Под Android существует достаточно много фишингового и вирусного софта, среди прочего рассылающего платные SMS. Антивирус страхует от этой угрозы и ряда других. Вот детали.
— Как проходит обучение инженеров внутри телекома?
У нас так: если есть специалист с нужными знаниями, например на Камчатке, мы зовём его в Москву. В течение 2–4 дней он проходит специальный курс по тому, как учить других специалистов, а затем выступает. Вот, например, детали о самых частых ошибках инженеров, учащих других людей.
— Что такое LTE-A?
Это фактически в случае России — объединение двух частотных диапазонов для получения большей полосы под трафик. Среди всего прочего стоит отметить, что LTE-A позволяет получить куда лучший доступ там, где раньше скорость была низкой из-за помех вроде зданий.
— Почему, когда я еду на обычном скором поезде из Москвы в Петербург, сигнал в купе был куда лучше, чем в «Сапсане»?
Потому что у «Сапсана» металл в окнах, что достаточно хорошо экранирует поезд. Соответственно, сигнал в нём будет слабее. Именно поэтому мы построили цепочку базовых станций около железнодорожных путей. Не следует путать ослабление сигнала в данном случае с эффектом Допплера или эффектом снижения скорости в сетях 3G при движении абонента из-за задержки сети.
— Почему снайпер чаще всего имеет позывной с Р?
Традиции радиосвязи подразумевают назначение наиболее различимых в эфире позывных наиболее важным подразделениям или специалистам. «Тридцать третий» почти ни с чем не перепутать в эфире даже на узком диапазоне частот, когда другие звуки могут сливаться. Современные сети, благодаря HD-Voice, ушли от этой проблемы, но традиция осталась. Здесь можно послушать разницу между прошлым поколением и новым.
— Когда уже будет VoLTE?
В настоящее время в LTE-сетях России голосовые услуги и SMS возможны благодаря использованию технологии Circuit Switched FallBack — временному переключению в сети 3G/2G для установления голосового соединения. Это создаёт много проблем в сети, поэтому мы перешли к следующему уровню стандарта — VoLTE. И сохранили обратную совместимость с CSFB-устройствами. Детали.
— Как проверяется совместимость оборудования в телекоме?
Любые новые проекты сначала обкатываются в тестовой зоне, где поднят полноценный фрагмент сети для проведения испытательных работ. Есть возможность посмотреть на работу со всем железом сети, отловить недокументированные особенности и протестировать всё в условиях безэховых камер. В тестовой зоне телефоны обычно сходят с ума, поэтому мы рекомендуем их выключать перед входом. А ещё там живёт много инженеров в свитерах. Детали.
— Каковы особенности сотовой связи в горах?
Сигнал хорошо распространяется, но обслуживание БС представляет проблему. Например, для одной из самых высоких БС в СНГ в районе Большого алма-атинского озера используется доставка оборудования на прицепе к «шишиге» или другому транспорту, а затем — подъём на снегоходах.
— Что такое SDR/SDN?
Упрощая, это чем-то похоже на виртуализацию железа: изменение функционала происходит не заменой материальной части, а изменением его программной части. Это философия построения новых радиосетей. Например, упрощая, если вдруг завтра нужно будет перейти на новые частоты, мы не будем менять оборудование на всех БС, а просто забросим новую прошивку по сети. Детали: habrahabr.ru/company/beeline/blog/237221/
— Как собирается вышка для БС на ровном месте?
Вот пример.
— Какие есть сложности монтажа в южных регионах РФ?
В Астрахани, например, есть полный набор сложностей. Ветер срывает всё плохо закреплённое, а зимой продувает так, что кажется, что на вышку лезешь в одних трусах. Насекомые забивают фильтры фрикулинга. Гадюки любят лежать под контейнерами в степи, потому что там прохладно. Птицы долбят всё блестящее. Жара внутри контейнера без активного охлаждения может быть до +80. Картину эффектно дополняет рельеф (затрудняющий обслуживание БС), необходимость РРЛ вместо кабеля, половодья и харизматичные местные жители.
— Как согласовывается запуск БС по нормам по излучению?
Сначала — до строительства — проводится расчёт излучения на основании данных о строениях как в вертикальной, так и горизонтальной плоскости. Получается сантпаспорт проекта. Затем выполняется экспертиза проектов: внешние организации проверяют расчёты, если надо — вносят коррективы, например, меняют расположение антенн. Даётся экспертное заключение. На основании этих документов Роспотребнадзор даёт своё разрешение после дополнительной экспертизы — получается санэпидемиологическое заключение на размещение радиопередающего объекта. По факту завершения работ проводится включение на время замера, в контрольных точках располагаются датчики. Проверяется соответствие СанПин. Затем сертифицированная организация даёт второе экспертное заключение. После этого объект запускается в эксплуатацию.
— Где безопаснее говорить — ближе к БС или дальше от неё?
Суммарное электромагнитное излучение меньше ближе к базовой станции. Дело в том, что близкий маломощный источник (телефон) даёт на порядок большее излучение, чем более мощная, но далёкая базовая станция. Таким образом, длительные разговоры лучше совершать у окна. Вот детали по опасности излучения телефонов и базовых станций.
— Что такое центр очистки данных?
Когда начинается DDoS-атака, даже самое крутое оборудование может не справиться, если будет забит канал. Поэтому одна из современных задач защиты — определение сигнатуры по месту и быстрая проброска трафика через центр очистки данных. Такой центр — это защитное оборудование, фактически стоящее на магистральном канале. При такой схеме DDoS-атака должна пройти эту защиту и «забить» магистраль всей страны. За всю историю IT мы знаем всего пару таких прецедентов в Европе. Именно поэтому центры очистки данных телекомов в мировой практике используются как страховка от DDoS для крупных компаний. Наша практика — оборудование Radware DefensePro у клиента и переключение через 18 секунд после начала атаки на очистку снаружи. Вот детали.
— Где ещё есть такие FAQ?
Автор: EkaterinaLebedeva