Выбор голосового VoIP шлюза

в 11:37, , рубрики: ip-телефония, voip, телефония, метки: , ,

Все, кто сталкивался с IP телефонией, обязательно сталкивались с выбором VoIP шлюза для подключения IP-АТС к телефонной сети, к существующей АТС, аналогового телефона и так далее. При выборе VoIP шлюза всегда встает вопрос — какой шлюз выбрать и чем они друг от друга отличаются. Собственно, об этом и хотел рассказать в данной статье — чем один шлюз отличается от другого и на что стоит обратить внимание при выборе. Естественно я не могу дать конечный рецепт, какой шлюз требуется купить, так как в конечном счете любой выбор состоит из ряда факторов: требований, желаний и цены. Тут я хочу описать основные особенности, на которые стоит обратить внимание, а уже вам потребуется самим решить, что для вас важнее. Итак, начнем:

1. Совместимость

Сегодня всё больше и больше компаний используют IP телефонию и Объединенные коммуникации. В свою очередь производители так же не стоят на месте и предлагают всё больше и больше решений IP телефонии. Но не надо забывать, что тот самый SIP, про который сейчас не говорит, разве что, только ленивый не является одним стандартом, а является набором рекомендаций, где RFC 3261 является только лишь маленькой частью. Когда тот или иной производитель пишет о том, что он поддерживает перевод вызова или удержание вызова, то это не значит, что данный сервис будет работать именно с вашей IP-АТС. Например, ваша АТС поддерживает метод перевода вызова согласно RFC 3892 (REFERED-BY), а шлюз поддерживает метод согласно RFC 3515 (REFER). С одной стороны оба варианта работают согласно стандарту (точнее рекомендации), но в итоге между собой не совместимы. Более того, предъявлять претензии тут не к кому. В связи с этим, всегда требуется проверять не набор функционала, который доступен на том или ином VoIP шлюзе, а набор стандартов, который поддерживает шлюз. И чтобы не говорили производители оборудования, что всё совместимо и SIP унифицирован — на практике это не так, так как каждый производитель стремиться создать собственный уникальный сервис. А Это приводит к тому, что производители создают собственные стандарты и этих стандартов становиться только больше и проблема совместимости не становится проще. Из-за этого, при покупки VoIP шлюза лучше уточнить на сайте производителя станции, с какими шлюзами работает ваша IP-АТС и какие есть ограничения. Отдельно можно упомянуть поддержку протокола H.323, который до сих пор используется. В совместимость H.323 углубляться в данной статье не буду, так как протокол уже не развивается и ни один производитель его не развивает а разве что только поддерживает. Так же есть совместимость со стороны TDM. Казалось бы, TDM и аналоговая телефония стандартизированы так, что проблем с совместимостью быть не должно, но на практике оказывается есть массу вопросов, начиная с поддержкой импульсного набора (а станции, которые не поддерживают тоновый набор до сих пор существуют в большом количестве, не говоря уже о телефонах), правильного определения тонов в линии и заканчивая различными полями ISDN. Но на этой теме так же не стоит останавливаться, так как показывает практика, те люди, у которых стоят такие проблемы берут то, что смогли заставить работать на тестах и сами знают об этих проблемах.

2. Срок поддержки

VoIP шлюз — это инфраструктурное устройство, причем его особенностью является физическое ограничение в производительности. Если сети передачи данных растут и появляются всё более и более производительное оборудование, которое поддерживает 100 Mbps, 1000 Mbps, 1 Gbps и так далее. То в телефонии через один аналоговый порт подключается одна линия с одним одновременным соединением, поток E1 имеет 31 тайм слот и поддерживает 30 или 31 одновременной соединение, в зависимости от типа сигнализации. Это уже не меняется много лет и уже никогда не поменяется. С другой стороны есть VoIP, где все меняется быстро и динамично — появляются новый IP-АТС, появляются новые сервисы и стандарты, приходят объединенные коммуникации и так далее. Если с сетевым оборудованием, при появлении новых сервисов у вас, как правило, не возникает вопроса почему требуется больше пропускной способности вашего IP канала и согласно этому вы меняете маршрутизаторы/коммутаторы. То вот почему при смене IP-АТС или просто обновлении IP-АТС вам требуется менять VoIP шлюз не понятно. Ведь вы не меняете тип подключения к телефонной сети и IP-АТС всё так же поддерживает SIP. А оказывается, что производитель VoIP шлюза снял вашу модель с производства и создал новую модель а старую не поддерживает. Причем порой срок жизни модели может быть 1-2 года, что для такого консервативного мира, как телефония, является ничтожно мало. Я согласен, что оборудование устаревает, технологии производства меняются, но для меня срок поддержки VoIP шлюза является очень важным фактором.

3. Требования к установки и тип охлаждения

Это скорее требование к аналоговым шлюзам с FXS портами. Одно из преимуществ IP телефонии, заключается в том, что VoIP шлюз можно поставить максимально близко к месту установки телефона. Но чем ближе оборудование к месту установки, тем более высокие требования к установки:

  1. Пассивное охлаждение: наверное, никто не любит когда у него под ухом шумит вентилятор. Но это не единственная проблема. Вы не будете проверять работу вентилятора каждый день, а поддержка удаленного мониторинга вентилятора на таких моделях как правило не предусмотрена и при поломке вентилятора сам шлюз сломается достаточно быстро. Причем это будет не гарантийный случай. Надо понимать, что шлюзу с FXS портами требуется электричество для каждого порта, а от этого техническое решение по охлаждению, при увеличении портов, становится только сложнее.
  2. Рабочая среда: Естественно шлюз в данном случае стоит не в серверной, и те температуры, которые есть в помещении вы контролировать не можете. От сюда важно так же смотреть на те рабочие температуры, которые указывает производитель более внимательно.
4. Качество сборки

Наверное, каждый из нас сталкивался с проблемой того, что качество сборки или качество пластика особо дешевых производителей оставляет желать лучшего. Но если качество сборки может привести просто к тому, что где-то открутиться винтик или поломке портов при выдергивании кабелей (естественно случайном). То качество пластика, на котором так любят экономить, может обернуться худшем. Как я писал ранее, охлаждение является достаточно важным фактором VoIP шлюза и если качество пластика хорошее или используется стальной корпус, то при выгорании устройства сломается только устройство. А вот если качество пластика оставляет желать лучшего, то помимо того, что он может пахнуть во время работы, что он может сделать во время поломки вентилятора писать, я думаю, не стоит. А если учесть то, что оборудование находиться не в серверной, а где-нибудь у кого-нибудь под столом, то последствия могут быть абсолютно не предсказуемые.

5. Управление и мониторинг

Возвращаясь к теме того, что место установки оборудования может быть различное, то требования удаленному к управлению и мониторингу увеличиваются. И если производители небольших устройств стремятся к поддержки TR-069, для управления оператором связи. То для установки в инфраструктуре предприятия всегда требуется SNMP а еще лучше возможность консольного кабеля.

6. DSP

Это наверное тот фактор, который является очень важным, но на который все не обращают внимания при выборе, а только при эксплуатации. Когда проходит тестирование шлюза, то оно проходит, как правило, в «стерильных» условиях. Когда же шлюз ставят на сеть, то оказывается, что качество не такое как хотелось бы — есть эхо, лишние шумы, факсы не ходят (хотя T38 поддерживается и факсы проверялись). А причина как правило заключается не в том, что используется не тот кодек или поменялся телефонный аппарат, причина кроется в самом шлюзе и его DSP процессоре. Собственно, на сколько хорошо тот DSP процессор и его код могут преобразовать RTP поток, который идет со стороны IP, со всеми проблемами задержек, jitter, потерь в аналоговый или цифровой сигнал синхронного потока и обратно будет зависеть качество голоса. Так же, очень важным фактором является функции шумоподавления, эхо-компенсации, контроля уровня сигнала, определения пауз и прочих, чисто голосовых, телефонных функций. Если раньше данный функционал возлагался полностью на телефонную станцию и всё это делалось в одном месте, то теперь это все делается на оконечных устройствах VoIP. И от качества DSP будет сильно зависеть качество голоса в вашей VoIP сети. Данный параметр при выборе скорее субъективный, но на практике пользователи его ощущают очень объективно.

7. Дополнительные возможности

Так же, как и производители IP-АТС, производители VoIP шлюзов стремятся предоставить своим пользователям дополнительные сервисы. Тут можно писать долго о тех сервисах, которые предоставляет тот или иной производитель, но я этого делать, естественно, не буду. Скажу лишь то, что я советую при выборе шлюза обратить внимание на эти сервисы, так как они могут быть весьма интересны для вашей инфраструктуры и дадут именно вам, то, что не даст ни один другой производитель. Кто знает, может быть именно это в итоге и станет самым главным плюсом именно для вас.
Из изложенного тут, хочется добавить, что не стоит рассматривать в качестве основного критерия — цену и работоспособность базового вызова, а больше обращайте внимание на мелочи. Именно они делают качественный продукт по-настоящему качественным. А то получиться, как у многих операторов, стоимость услуг падает медленнее чем качество этих самых услуг.

Автор: Victor_Ovchinnikov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js