Всем привет!
Сегодня нам хотелось бы поговорить о возможностях офисной IP-телефонии и о способах ее организации.
В понимании многих современных компаний существуют два стандартных способа организации офисной IP-телефонии: это либо установка собственной офисной IP-АТС, либо использование широкого функционала «Виртуального офиса».
На страницах Хабрахабр было несколько материалов, рассказывающих о возможностях организации офисной IP-телефонии на базе Asterisk, подробно описывались файлы конфигурации. Также были представлены и многочисленные решения «Виртуального офиса». Каждый их этих способов имеет свои преимущества и недостатки (если сообществу будет интересно, можем вынести в отдельный материал со сравнительным анализом).
Но очень часто встречаются ситуации, когда компания не может себе позволить, как правило по финансовым соображениям, установку и сопровождение собственной IP-АТС – средний бюджет такого внедрения составит от 30000 руб. с оборудованием, но при этом функционала «Виртуального офиса» явно не достаточно. Исходя из такой практики наша компания одной из первых среди операторов связи предложила на рынок компромиссное решение — аренда офисной IP-АТС по модели VPBX с уже подключенными телефонными номерами. Что же это за решение?
Модель VPBX (Virtual PBX) подразумевает разворачивание множества виртуальных машин с установленными дистрибутивами программных IP-АТС, например, на базе Asterisk. Все виртуальные машины находятся в дата-центре оператора связи, подключены к транзитным VoIP-серверам в пределах одной физической сети с целью уменьшения потерь при передачи данных и настроены на работу для приема/совершения звонков (выделена номерная емкость в коде 495 или 499).
Фактически мы имеем ту же IP-АТС, что и в офисе, только физически вынесенную за пределы офиса. Возможности VPBX позволяют ее настроить в соответствии с персональными задачами каждой компании, организовать подключение удаленных офисов в единую сеть, установить свои маршруты распределения звонков, хранить записи телефонных разговоров, доработать платформу под свои специфичные бизнес-процессы и многие другие возможности, которые недоступны в рамках «Виртуального офиса».
Основными потребителями VPBX являются компании, которые уже «выросли» из «Виртуального офиса», но не могут себе позволить содержать собственную IP-АТС. Как правило, это компании из 5-20 человек, которым требуется персональный подход к настройке офисной телефонии.
Преимущества модели VPBX
• Отсутствие затрат на покупку самой IP-АТС – все сервера для виртуальных машин мы закупаем самостоятельно и за свой счет,
• Установку, настройку и сопровождение VPBX осуществляет наш технический отдел — оплата включена в абонентскую плату,
• Персональные настройки IP-АТС – клиент сам выбирает план внутренней нумерации, порядок приземления звонков, индивидуальные маршрутные карты под разные входящие номера и режимы работы по графику,
• Независимость от местоположения абонента – Вы можете подключаться как из офиса, так и из любого другого места, где есть Интернет,
• При переезде все настройки сохраняются,
• Помощь в настройке удаленного оборудования клиента, выезд в офисе в случае необходимости,
• Удаленный мониторинг работоспособности и оперативное решение проблем в случае выявления каких-то сбоев,
• Возможность построения защищенных телефонных сетей с использованием VPN-туннелей, конфиденциальность передачи данных между внутренними номерами,
• Обеспечение и контроль безопасности – своевременное обновление ПО на платформе,
• Выделение и подключение собственной номерной емкости (495) или (499), организация исходящих транков — полный контроль качества звонка на протяжении всей цепочки маршрута,
• Работа «от первого лица» — мы сами являемся оператором связи, а не агрегатором трафика или «владельцем» платформы «Виртуального офиса»,
• Если у Вас в офисе отключился Интернет или электричество, VPBX продолжит принимать звонки, будет включать голосовое приветствие и автоматически переадресовывать звонки на мобильные телефоны сотрудников в автоматическом режиме – Вы получаете резервный канал связи по сравнению с IP-АТС в офисе.
Недостатки модели VPBX
Из недостатков решения можно отметить: возможность отключения канала связи в дата-центре (к примеру, повреждение городского коллектора) или иные другие форс-мажорные обстоятельства, наступление которых по вероятности не выше, чем в офисе компании. Обязательным условием является наличие достаточно стабильного и широкого канала доступа в Интернет в офисе клиента – иначе качество разговора будет не таким высоким, как это могло бы быть. Кроме того, участились случаи, когда многие недобросовестные провайдеры блокируют прохождение SIP-трафика в своих сетях. Но это тема отдельного материала, как с этим можно бороться.
Техническая реализация
Если говорить о технической стороне вопроса, то на виртуальных машинах мы устанавливаем дистрибутив FreePBX с собственным доработками модуля распределения звонков, API и другими уникальными возможностями, которые Вы, как правило, не сможете получить в рамках «Виртуального офиса». К примеру, одному из наших клиентов-владельцев Интернет-магазина с удаленными операторам (порядка 10 человек, работающих на дому) потребовался контроль за каждым оператором и динамическое распределение звонков в зависимости от степени занятости оператора – чтобы нагрузка по ответу на звонки равномерно распределялась между операторами. Данный модуль был дописан и внедрен для всех наших клиентов и на других VPBX бесплатно. Часто наши клиенты являются генераторам доработок, которые мы с радостью для них реализуем.
Наш VPBX позволяет интегрироваться с различными бизнес-системами компании. К примеру, посредством API мы имеет возможность отдавать информацию о входящих звонках в формате XML в любою CRM, где звонок будет зафиксирован и обработан сотрудником. Посредством Callback можем осуществлять звонки из CRM через механизм click-do-dial. Одним из примеров такого проекта является полноценная интеграция всех возможностей VPBX с SugarCRM – проект был реализован с интегратором и разработчиком этой CRM в России (кстати, доступ к этому решению можно получить по модели SaaS).
Да, такой подход в работе требует постоянного взаимодействия с клиентом, необходимо быть в курсе всех изменений. В связи с этим за каждым клиентом мы закрепляем персонального технического специалиста, который в минимальные сроки сможет восстановить всю картину Вашей телефонной сети и внести необходимые корректировки в работу VPBX. Вся информация об инфраструктуре документируется и реализуется в блок-схемах.
Подводя итог, можно отметить, что если Ваша компания хочет получить уникальные возможности по персональной настройке телефонных сервисов для обеспечения постоянного роста и развития бизнеса, стоит обратить внимание на современные модели таких сервисов. Если в какой-то момент Вы решите, что «выросли» до установки собственной IP-АТС, мы в течение нескольких часов сможем перенести образ системы на Ваш сервер, минимизировав время на разворачивание офисной телефонной сети.
Будем рады ответить на все интересующие вопросы в комментариях.
Автор: