TL;DR: Номинация «Программирование» уже в Технотексте-7!
Два года мы экспериментировали с Технотекстом: сперва разделили номинацию «Программирование» на несколько (бэкенд, фронтенд, фуллстек), затем каждую подноминацию разделили на грейды (джуны, мидлы, сеньоры). В этом году грейды мы отменили, однако по «Программированию» оставались споры и конкурс стартовал без него. Но у номинации появился хранитель — и теперь в номинации могут участвовать все: системные программисты, любители ненормального программирования, дельфисты, ценители Prolog, мастера Java, гении С/С++ и все-все-все.
А в этой статье мы коротко расскажем, как написать и оформить статью о программировании так, чтобы её было интересно и приятно читать.

Дифференциация статей не по цвету штанов
Все статьи по программированию можно разделить на несколько типов.
Тип 1. Собственно программирование, что называется, кишочки. Это узкопрофильные серьёзные статьи, которые рассказывают о каких-то конкретных решениях в программировании, библиотеках, работе с отдельными сущностями. Их аудитория — профессионалы, которые готовы вникнуть, разобраться и, если всё хорошо и подошло, поблагодарить плюсами и утащить опыт к себе на прод или в пет-проект.
Примеры:
Тип 2. «Разработческие штуки» — статьи, в которых речь идёт о проектировании, об архитектуре, об особенностях языка программирования. Это более широкие материалы, в которые могут в том числе заглядывать те, кто учится или те, кто работают в сложных проектах и хотят говорить на одном языке с разработчиками.
Примеры:
Тип 3. Ненормальное программирование (на самом деле, более чем нормальное) — это буквально фанатские статьи про крутые и нестандартные решения и подходы. В общем, те, кто запустили Dota на УАЗике, любят развлечься написанием чего угодно на Assembler, экспериментируют внутри своих DIY-проектов с программированием и готовят FizzBuzz по-сеньорски, делают арканоид на вкладках браузера — пишут что-то из этого раздела. Часто это хитовые, интересные статьи, которые можно читать чисто как хороший рассказ, даже полностью не разбираясь в коде. Увлекательно, ярко и очень запоминается.
Примеры:
-
256 байт веселья, или как развлечь себя Ассемблером когда скучно
-
Как я создал полностью автоматизированное онлайн радио с AI ведущими и музыкой
Тип 4. Я бы назвала это раздел «нытьё», но Фил Ранжин больше не пишет всё же это грубо и неправильно — скорее, это рассуждения о программировании от профессионалов: ироничные, саркастичные, злые, рациональные, разные. Важно, что они поднимают и подсвечивают интересные проблемы, в которые могут погрузиться все: от случайного читателя, HR, DevRel до сурового опытного тимлида и CTO. Каждый найдёт что-то своё, проникнется проблемой, а может где и блеснёт прочитанным на конференции. Это статьи для широкого круга читателей, они стабильно собирают много плюсов, минусов, комментариев, просмотров.
Примеры:
В целом, писать о программировании — дело благодарное: ваши туториалы будут использоваться годами, ваши мнения растащат по сотне пабликов, ваши находки вдохновят и обучат кого-то другого. Это самая сложная тема, но в то же время — самая простая, если вы в ней экспертно разбираетесь. Писать про то, что ты хорошо знаешь, приятно и довольно легко, правда, время всё равно отнимает.
Итак, вы решили написать свою лучшую статью
Прежде всего, определитесь, на кого она направлена и насколько узкопрофильная. Это позволит вам не разочароваться, когда вы увидите всего 1200 просмотров и 7% дочитываний — так часто случается с «вечнозелёными» статьями, которые служат для помощи и обучения. То есть какую-то шумную научпопную статью прочитают 12 000 и всё, через 2–3 суток «хвост» просмотров спадёт, а вашу прочитают 1200, а через 2–3 года вы с удивлением обнаружите 7000 просмотров, потому что она востребована, её находят, она помогает и работает на читателя. Не знаю, как вас, а меня это невероятно драйвит!



Ну ладно, Эукариот у нас один такой. Возьмём «пользительную» статью попроще.

Так работает принцип статей, к которым обращаются всегда. Может ли такая статья победить в Технотексте? Может. Но у статей «для всех» шансы выше, потому что они реально конкурсные — думаю, вы точно ощутите этот нюанс, если вам приходилось видеть олимпиадников в работе
После того как вы определились с аудиторией, пишите так, как считаете нужным, — как будто рассказываете другу (коту, участникам конференции) или как будто пишете своей первый шедевр для международного журнала. Важно, чтобы ваш стиль соответствовал вашему состоянию души и пониманию темы, близости темы именно вам.
Однако предложу вам чек-лист, который поможет не упустить важное.
-
У статьи должны быть вступление, основная часть и заключение. Так она получается цельной, хорошо воспринимается, а автор не съезжает с темы и не скукоживает изложение. Кстати, излагать структурно помогает написание плана.
-
Если вы иллюстрируете статью программным кодом (а в программировании вы это скорее всего делаете), постарайтесь отказаться от скриншотов и скринкастов, особенно если они точно не обязательны. Вставляйте код блочным элементом, выбирая подсветку синтаксиса. Если у вас много кода, листинги лучше прятать под спойлер, а ещё лучше — сразу давать ссылку на репозиторий. Так вашу статью гораздо легче читать. А ещё, как показывает опыт общения с программистами, многие из них любят «забрать» код и поизучать его в любимом и привычном редакторе.
-
Обязательно объясняйте, а ради чего вы статью пишете. Иногда бывают публикации, состоящие чуть менее, чем целиком, из кода. Это прямо плохо — причём даже тем, кто точно понял ваш посыл.
-
Очень желательно следить за качеством и читаемостью кода. Если с этим есть вопросы, лучше комментировать, чтобы статья была полезной не только сеньорам, но и обучающимся (мы же помним, что это не только новички?).
-
Старайтесь красиво и аккуратно оформлять статью, добавлять структуру: подзаголовки, разделы, спойлеры, оглавление (особенно если статья объёмная).
-
Избегайте узкопрофильных жаргонизмов. И это вовсе не для того, чтобы вас поняли все — просто времена меняются, жаргон тоже и будущие читатели просто могут не понять, почему способный джун мог в пыху, а нерадивый миддл не грумил альфу апишки.
-
После того, как напишете статью, обязательно прочитайте её вслух, а в случае большого количества строк кода — просмотрите на другом экране (планшете, мобильнике). Так уставший и замыленный глаз автора примет статью за чужую и охотно заметит ошибки, опечатки и неточности.
-
Не стесняйтесь своего кода! Да, бывает, что в комментариях код новичка (да и не новичка) раскритикуют, разберут — в общем, проведут публичное код-ревью. С одной стороны, неприятненько, а с другой — никто столь эффективно не отразит все ваши неточности так, как это сделает стихийное сознательное Хабра, собравшееся под вашей статьёй.
А ещё совершенно не важно, кто и что напишет — важно, что решились и написали вы. Поделились пользой, позволили другим поучиться на ваших ошибках и стали прокачаннее, поделились опытом, выступили в роли гуру и т. д. И да, человек, получивший публично код-ревью на 700 комментариев через два года может быть гуру разработки, статьи которого будут ждать. Это приходит с опытом.
А если вы писали про любое программирование, подавайтесь в номинации «Технотекста-7», только не забывайте, что бэкенд, фронтенд и фуллстек выделены в отдельные номинации!
За возрождение и поддержку номинации программирования мы благодарим хранителя номинации — компанию Selectel. А ещё ребята рассказали нам, какие призы они приготовили для двух победителей.
Пак победителя:
-
PS5 Slim Blu-Ray
-
15к бонусов в панель управления
-
Плюшевый маскот Selectel Тирекс
-
Фирменная кепка Selectel
-
Карточная игра «Сеньор-помидор» от Selectel (адаптация взрывных котят)
Пак призёра:
-
Клавиатура Dark Project KD87 с кейкапами Selectel
-
15к бонусов в панель управления
-
Плюшевый маскот Selectel Тирекс
-
Фирменная кепка Selectel
-
Карточная игра Selectel Comparity (адаптация Comparity СССР)
В общем, подавайте заявки на конкурс «Технотекст-7» до 13 апреля, а лучше прямо сейчас.
«Это было ново. Это было своеобразно. Это было просто. Это должно было получиться!»
(Г. Нельсон, цитата из книги Страуструпа)
Автор: Exosphere