Техническая отсталость не должна быть игнорирована, если предприятие хочет выжить на рынке

в 14:15, , рубрики: металлургия, прокатное производство, термическая обработка, технология, управление качеством

Показываю пример управления качеством продукции на реальном металлургическом производстве, на примере производства железнодорожных рельс. Исходные данные — как заготовка дана сырая рельса (сразу после прокатки, не термообработанная) и нам предстоит её термоупрочнить, повысить механические характеристики прочности и не сильно ухудшить пластичность. Процесс закалки при моделировании прост — рельс с помощью валков с механическим приводом принудительно протягивают через индуктора, которые токами высокой частоты её нагревают, дальше водовоздушной смесью охлаждают. Управлять мы можем скоростью движения рельсы через зону индукционного нагрева и количеством подаваемого охладителя в виде водовоздушной смеси. Всё просто.

Зачем это мне понадобилось? Конечно же существуют инструкции и разработаны режимы закалки, но может быть удастся путём изменения параметров внутри диапазона допустимых инструкцией значений получить хоть на несколько единиц твёрдости больше? Зачем это нужно — это напрямую связано с эксплуатацией рельсы в железнодорожном полотне. Хоть это уже была не моя головная боль (эксплуатация жд путей), но мы же клиентоориентированное предприятие? мы заинтересованы в росте качества продукции? тем более когда нам это ничего не стоит, кроме небольших интеллектуальных затрат. И да, эти все изменения должны быть в рамках ранее установленных режимов, что бы не остановить производство серией дополнительных испытаний и согласований.

Несмотря на специфичный сплав используемый для производства рельс, сама рельса довольно мягкая — это по отношению к железнодорожному колесу. А эти колёса ещё работают в паре, они сотрут рельсу по шейку и очень быстро. Поэтому рельс термообрабатывают процессом закалки — на каких то предприятиях полностью рельс, а самый лучший способ — это закалить только головку рельса, а остальное тело оставить мягким и пластичным. Вот этот процесс и разберём.

Вот таким на первый взгляд нехитрым способом подают охлаждающую смесь. Только это водовоздушная смесь жестких пропорций с турбулентной подачей.

Вот таким на первый взгляд нехитрым способом подают охлаждающую смесь. Только это водовоздушная смесь жестких пропорций с турбулентной подачей.
Точки на плоскости рельса для измерения твёрдости. Таких точек гораздо больше чем на рисунке.

Точки на плоскости рельса для измерения твёрдости. Таких точек гораздо больше чем на рисунке.

Нам нужно построить модель которая отразит основные зависимости режимов технологии участка закалки на качество рельса. У нас конечно же есть химический состав конкретной партии рельс‑ от углерода до малозначимых хвостов, есть скорость движения, есть температура нагрева, есть расход воды и мы надеемся что водовоздушная смесь будет соответствовать этому расходу. Можно получить и другие данные, но они сейчас не важны. Сейчас показываю не нормализованные данные, а в остальном данные соответствуют стандарту при проведении исследований. Вот такие данные анализировал:

3, 77, 90, 33, 5, 18, 3, 2, 3, 57, 0, 0, 43.5, 930, 460, 971, 1186, 11, 30, 800, 1197, 11, 31, 870,1 259, 10. 5, 26

где первое значение 3 — это номер закалочной линии, дальше 77 — это углерод и значения дальше это хим анализ в том же порядке, что и в ГОСТе 51 685, вплоть до числа 45,5 — скорость движения рельса и дальше нас интересуют цифры 971, 1186, 11 — предел текучести в МПа, предел прочности, относительное удлинение в процентах. За эти три последние числа и будем биться.

Для начала применим регрессионный анализ и посмотрим на его результаты. В рамках столь краткой статьи врятли смогу предложить что то более существенное чем fit / predict из sklearn, хотя сам считал посложнее и помасштабнее.

from sklearn.linear_model import LinearRegression

regr = LinearRegression()

regr.fit(x,y)

Из такого нехитрого кода получаем коэффициенты и строим полную функцию зависимости — предел прочности = 1120 + 0,5*углерод + 0,5 кремний + 7,5 температура самоотпуска , имеющая низкий R2=0,07. R2 получился настолько низкий, что как будто закалка не даёт вклад в качество рельса. Пока не будет задаваться вопросом, насколько правильно выбран график кривой, остатками и ошибкой — получили коэффициенты и можем прогнозировать результат.

Расширяю границы исследования — проверяю данные на сырых рельсах (до термообработки), строю такую же модель только без учёта закалки и получаю R2=0,982 ( это заняло листов 20 расчёта, пропускаю эту часть). А вот это число уже хорошо объясняет зависимости, понятно что нужно проверять.

Проверяю влияние персонала и оборудования на качество — как бы не хотелось, но персонал вручную задаёт режимы термообработки, а у оборудования есть дискретность и шум в удержании заданных параметров. Тут опускаю все эти немалые расчеты — оказывается, что влияние тех. оборудования R2=0,42 — ну то есть правильно поставлена задача на моделирование процесса, хотя такие цифры меня совсем не устраивают.

Раз у нас есть функция, то её нужно дать персоналу, что бы они более осознано выбирали параметры термообработки, потому что инструкция призывает целится в середину. На совещаниях постоянно звучат мечты выложить такие модели для «всех желающих», ну то есть для всех работающих на участке. Буквально для всех — компьютер с общим паролем и там в постоянно открытом меню предлагается выбор параметров. Такое много раз предлагалось. И тут первая проблема — правильно ввести данные, а не все даже понимают что они означают. И нужно понимать что вводится с клавиатуры, что бы не было ошибок. То есть или мы обучаем «всех причастных» или назначаем ответственного за ввод данных и расчёта параметров процесса.

И вторая крупнейшая проблема — неиспользование профессиональной лексики. Постоянно персонал внедряет свои лингвистические изобретения и понять их порой невозможно. Это накладывается на общий уровень профессиональной подготовки, крайне низкий, с проблемами в понимании цифр и математическая знаков, запутывая ситуацию ещё больше.

Что в большинстве сделает персонал, рассчитывая параметры закалки? Рассуждают довольно прямолинейно — датчик показывает магнитный поток переизлучения, который пропорционален твердости поверхности катания рельсы и им постоянно говорят о твёрдости, выведены датчики по твёрдости, так давайте рассчитывать параметры по максимальной твёрдости. И то что покажет модель ещё немного увеличат — ну это же увеличивает твёрдость? — так чего боятся, давайте сделаем побольше. Побольше всего, выкрутим задачу параметров на максимум.

И на этом моменте хорошо бы притормозить в эмпирических расчётах и научиться понимать происходящие процессы в стали и вообще в технологической линии. Если мы посмотрим на регрессионную модель процесса, то наиболее простой и понятный способ повышения прочности это увеличить скорость движения рельса по линии — это нам показывает модель. Только одновременно нам нужно получить не просто максимальное значение предела прочности, а в первую очередь нужную структуру закалки стали, желательно троостит. Без нужной структуры сплава, все остальные параметры бессмысленны и ещё при этом нужно не ухудшить пластичность.

Зёрна аустенита и разница между двумя рисунками - 100 градусов Цельсия.

Зёрна аустенита и разница между двумя рисунками - 100 градусов Цельсия.

И вот тут и состоит сложность — книги по металлургии уже довольно старые (не по году издания, а по материалу), эта отрасль непопулярна для всех — от студентов до олигархов. Предвидя вопросы об олигархах, напишу, что они интересуются только сталеплавильной частью, прокатка находится в забвении. А термообработка следует за прокаткой или кузнечно‑прессовой обработкой металлов, литьё калить бессмысленно. Как и с прокаткой, с закалкой дело тоже не очень хорошо — есть справочники с массовыми сталями или военкой, а остальное додумывайте сами, в университетах этому учат. Конечно такие данные есть на многих заводах, из их личного опыта, только кто же их даст, они же стоили больших денег и бесплатно их не выложат. Графики линии закалки на троостит из справочника показывают нам время которое необходимо затратить на охлаждение и нужные скорости охлаждения и тут у нас проблема — технологическая линия закалки не бесконечна и мы физически не можем затратить столько времени на охлаждение. Тут ещё вопрос — нам же нужно получить не просто структуру троостит, а именно мелкозернистую структуру.

Возвращаемся к технологии закалки рельс + берём справочник и смотрим необходимую скорость охлаждения изделия. Небольшая сложность — закалить нужно только головку рельса и ту не всю, а только верхнюю поверхность, что бы не было резкого перехода твёрдости и рельс держал невероятные нагрузки железной дороги. Убрав влияние оборудования, персонала и закалочных факторов, я всё равно получаю скачки по значениям даже на одинаковом химическом составе партий рельсы. То есть в таком виде рассчитывать параметры могу только я, другие не справятся.

Нужно дальше искать значимые факторы качества — идя в расчётах по технологии назад, вычисляя модели на каждом предыдущем участке и обнаруживаю очевидное — конечно же прокатный участок даёт наибольший вклад в результаты прокатки. И хотя по времени между прокаткой и закалкой проходит почти сутки и несколько участков обработки, структура металла закладывается на прокатном стане.

Прокатка рельс на стане. Здесь рельс лежит на боку и имеет трапециевидную форму. Ещё несколько проходов и он будет готов. Рельсобалочный цех Азовстали.

Прокатка рельс на стане. Здесь рельс лежит на боку и имеет трапециевидную форму. Ещё несколько проходов и он будет готов. Рельсобалочный цех Азовстали.
Остывание рельс на холодильнике после прокатки.

Остывание рельс на холодильнике после прокатки.

Повлиять на прокатный стан очень дорого, эксперименты здесь будут и сложны и дороги и времени на них нет и персонала обученного на эксперимент нет. Писал как то здесь об простейшем эксперименте на производстве https://pikabu.ru/series/razbor_melkoy_proizvodstvennoy_situatsii_26 280, но это больше 20 листов даже в кратком пересказе. Но я могу понимать, от каких факторов зависит качество рельсы просто сняв режимы прокатки на существующем оборудовании, без всяких модернизаций.

В первом приближении пусть это будет чёрный ящик, в котором я ничего не понимаю в происходящих процессах, только зная параметры прокатки я уже на 98% и больше понимаю что ожидать от прокатки. Объединяем модели — и прокатка и закалка происходят в рамках одного цеха и мне доступны все данные. В результате регулирования параметров закалки внутри диапазона параметров установленной инструкцией добился увеличения предела прочности на 3 — 8 единиц, при неизменной величине пластичности.

Зависимость пластичности от температуры самоотпуска. Несмотря на большой разброс получился красивый график и каждый ящик это другой вид продукции. Несмотря простоту полученной функции, нужно учитывать другие факторы и ориентироваться на структуру

Зависимость пластичности от температуры самоотпуска. Несмотря на большой разброс получился красивый график и каждый ящик это другой вид продукции. Несмотря простоту полученной функции, нужно учитывать другие факторы и ориентироваться на структуру

Что мы делаем после закалки? Испытания, целая череда испытаний. Сперва неразрушающими методами, почти в потоке производства — проверяем твёрдость и отражённый магнитный поток. Если нас ничего на этом этапе не испугало, то отбираем полный комплект проб для лаборатории и направляемся в лабораторию на испытания. И если только все режимы технологии и результаты испытаний соответствуют требованиям, то партия рельс передавалась на следующий участок — их будет ещё немало.

Что нужно ещё — правильно описать операции в документации на всех участках при операциях с заготовкой. Для этого добавляем пару человек на контроль, и это только на участке термообработки. Можно ли без них? — практика показала, что нельзя. Записать результаты — специально обучаем всего несколько человек. Нужно будет обработать дефекты участка и для начала необходимо правильно классифицировать дефект. На примере риски, это более понятный дефект (вдавления металла в виде линии) — риска может быть как от загрязнения, пузыря, плены, рванины, перегрева и ещё множества факторов и все их нужно разделить, так и дефекты термического отделения нужно уметь правильно классифицировать. Как ни странно, лучше всего с этим справляется человек. Конечно, можно формализовать такие знания, но об разработке экспертной системы в другой раз.

Почему выбраны методы машинного обучения, а не нейронные сети? Потому, что мы можем понять коэффициенты регрессии, а веса нейронок сложно трактовать. Влияющие параметры нужно понимать в уме, а для нейронки нужен компьютер. Ну и ещё есть мысли, почему вариант машинного обучения предпочтительнее, ну тут тоже не всё очевидно.

Разберём чего добились — прочность повысилась на 8 единиц. По сравнению с необходимой 1180, это как бы и не много, только это то, что получено вообще без модернизации, без инвестиций, без переналадки оборудования, в рамках штатных переметров и даже с положительным экономическим эффектом. Можно ли улучшить результат? — ну конечно, вспоминаем R2=0,982 и понимаем, что у нас есть хороший резерв для улучшения качества продукции, только они лежат в прокатном участке. Влияние линии оборудования R2 = 0.42 — да это тоже огромное поле для работы, нужно учитывать это при задаче параметров.

А есть ли ещё запас по технологии? — да конечно есть — можно пройтись по каждому участку и добавить пару единиц. Что в общем то и сделал ЕВРАЗ с железнодорожными рельсами со стойкостью до образования первого дефекта 1 миллиард тонн‑брутто. Там сделано глубже и полнее, только несмотря на большие модернизационные затраты, суть осталась та же, оборудование не сильно различается.

Автор: alexhu

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js