Роботы могут значительно улучшить качество нашей жизни дома, на работе и на отдыхе. Специализированные роботы, которые трудятся рядом с людьми, будут создавать новые рабочие места, улучшать качество уже существующих рабочих мест и в целом давать людям больше времени, чтобы сосредоточиться на том, что для них интересно, важно и захватывающе.
Поездки на работу в самоуправляемых автомобилях позволят читать, отвечать на электронные письма, смотреть видео и даже вздремнуть. Доставив до места назначения одного пассажира, самоуправляемое авто сможет подобрать другого, координируясь с другими самоуправляемыми автомобилями в системе, которая предназначена для минимизации трафика и времени ожидания. В целом все время передвижения в таком авто будет более безопасным и эффективным, чем в машине под управлением человека.
Тем не менее, цель робототехники – не заменить людей с помощью процессов механизации и автоматизации задач, а найти для машин способ помогать людям и более эффективно сотрудничать с ними. Роботы лучше человека обрабатывают цифровые данные, поднимают тяжелые предметы и в определенных ситуациях двигаются с большей точностью. Люди лучше, чем роботы, справляются с абстрактными задачами, с тем, что требует обобщения и творческого
Робот в прототипе роботизированной кухни, созданной Moley Robotics, варит суп из краба на стенде компании на крупнейшей в мире ярмарке промышленных технологий Hannover Messe, которая прошла в Ганновере 13 апреля 2015 года.
Тем не менее, существуют значительные различия между тем, что роботы представляют собой сегодня, и теми фантастическими обещаниями о грядущей эпохе «повсеместной робототехники», когда роботы будут частью повседневной жизни, насколько неотъемлемой и распространенной, как компьютеры и смартфоны сегодня, выполняя множество специализированных задач и часто работая рядом с людьми. Современные исследования направлены на то, чтобы улучшить саму сборку и конструкцию роботов, то, как они движутся и манипулируют объектами, как они рассуждают, как воспринимают свою среду и как они взаимодействуют друг с другом и с людьми.
Создание мира всепроникающих специализированных роботов вызывает серьезные сложности, но это уже не те проблемы, с которыми ученые сталкивались почти три десятилетия назад, когда мечтали о мире, где компьютеры стали бы неотъемлемой частью человеческого общества. Марк Вайзер, который в 1990-х годах был главным научным сотрудником Научно-исследовательского центра Xerox в Пало-Альто и считается отцом так называемых повсеместных вычислений, отметил: "Самые совершенные технологии – это те, которые исчезают. Они становятся частью повседневной жизни, интегрируясь в нее насколько, что становятся совершенно незаметными". Компьютеры уже достигли такой вездесущности. В будущем роботы будут насколько же распространены.
Ваш собственный персональный робот
Компьютеры уже достигли вездесущности в повседневной жизни. В будущем роботы тоже будут насколько же распространены.
Возможности робота определяются тем, что может делать его аппарат, а также тем, что может вычислить и контролировать его
Такой функционал стал возможен за счет использования инноваций при разработке робототехники, а также благодаря улучшению в алгоритмах, которые контролируют восприятие,
Электромеханические компоненты, используемые в роботизированных устройствах, стали более надежными, и база знаний, доступная для интеллектуальных машин, также выросла благодаря Интернету, и в результате это дало возможность даже снизить стоимость. Так пользователи получили реальную возможность перейти от использования персонального компьютера к использованию персонального робота.
Самоуправляемые автомобили могут уменьшить количество машин на дороге примерно на 80 процентов, при этом также снизится длительность поездки и загрязнение окружающей среды.
В последние годы робототехника стала все лучше проявляться в сфере транспорта. Многие крупные производители автомобилей объявили о планах по созданию самоуправляемых машин и прогнозируют, что уже в 2020 году потребители смогут приобрести такие транспортные средства. Так, самоуправляемые автомобили Google уже проехали около 2 миллионов миль, и за это время произошло всего 11 незначительных аварий, большинство из которых вызвано ошибками человека; и уже этим летом компания начинает тестирование автомобилей на дорогах общего пользования. Также проекты по разработке самоуправляемых автомобилей были начаты в нескольких университетах по всему миру. Между тем, в Калифорнии, Флориде, Мичигане, Неваде уже приняты законы, которые позволяют использовать на дорогах штата самоуправляемые автомобили, а многие другие государственные законодательные органы в Соединенных Штатах уже рассматривают подобную возможность. Недавно был публикован ежегодный доклад Управления наземного транспорта Сингапура, в котором отмечалось, что "самоуправляемые автомобили совместного пользования" – парк самоуправляемых автомобилей, которые обеспечивают персонализированную перевозку, могут сократить количество машин на дороге примерно на 80 процентов, при этом также снизится длительность поездки и загрязнение окружающей среды.
Робот, поведи мой автомобиль: самоуправляемые автомобили Google, май 2014 года.
Самоуправляемые автомобили не только представляют собой средство роскоши: по мере того как затраты на их производство и содержание падают, их распространение может значительно улучшить всю систему общественного транспорта. Представьте себе общественный транспорт, который работает в двух плоскостях. Первая – это сеть крупных транспортных средств, таких как поезда и автобусы, которые будут использоваться для дальних поездок. Вторая – дополнительный парк небольших самоуправляемых автомобилей, которые будут использоваться для коротких индивидуальных поездок, подбирая пассажиров на основных остановках (также их можно использовать для индивидуальных поездок практически в любое место). В 2014 году проект под названием «Городская мобильность будущего», созданный командой Альянса Сингапура и Массачусетского технологического института (MIT) по исследованиям и технологиям, предложил публике попробовать прокатиться на самоуправляемой тележке, напоминающей гольф-кары, в китайском саду в Сингапуре, который представляет собой парк с извилистыми аллеями в окружении деревьев, со скамейками и с множеством прогуливающихся людей. Более 500 человек приняли участие в данном проекте. Роботизированные автомобили ездили по дорожкам, объезжали пешеходов и привозили пассажиров в нужные им места.
На сегодняшний день такой уровень использования самоуправляемых автомобилей возможен только в условиях низкой скорости и несложного маршрута движения. Роботизированные транспортные средства еще не могут справляться с трудностями передвижения "в дикой природе", в том числе с ненастной погодой и сложными дорожными ситуациями. Эти вопросы – в центре внимания проводимых исследований.
Как вам это понравится
Широкое внедрение роботов потребует естественной интеграции интеллектуальных машин в человеческий мир, а не интеграцию человека в мир машин. Несмотря на недавний значительный прогресс в этой сфере, в трех важных областях все еще остаются проблемы. Разработка и создание новых роботов все еще занимают слишком много времени, уже существующие сегодня роботы весьма ограничены в своей способности воспринимать мир и судить о своем окружении, а связь с роботами по-прежнему довольно хрупкая.
Сегодня есть много различных типов роботов, но производство любого из них занимает много времени. Существующие сегодня корпусы роботов трудно адаптировать или изменять, и, таким образом, у роботов ограничены как возможности, так и области применения. На сегодняшний день быстрое изготовление новых роботов, дополнительных модулей, приспособлений и специализированных инструментов не представляется возможным, так как процессы проектирования, монтажа и программирования довольно длительные и трудоемкие. Что действительно необходимо, так это разработка и изготовление инструментов, которые ускоряют производство настраиваемых роботов. Сейчас команда исследователей из Гарвардского университета, Массачусетского технологического института и Университета Пенсильвании работает над созданием робота-компилятора, который может ориентироваться на определенную спецификацию. Например, вам говорят: "Я хочу робота, который будет убрать комнату", и вы разрабатываете робота, план его изготовления и специализированную среду программирования для его использования.
Двуногий робот-гуманоид "Атлас", изначально разработанный американской компанией Boston Dynamics, представлен представителям масс-медиа в Гонконге, октябрь 2013 года.
Более качественно настроенные роботы помогут автоматизировать широкий круг задач. Рассмотрим производство. В настоящее время использование средств автоматизации на предприятиях неравномерно во всех отраслях промышленности. Машиностроение автоматизирует примерно 80 процентов своих сборочных процессов, которые состоят из многих повторяющихся действий. А вот в электронике, в том числе при производстве мобильных телефонов, автоматизировано только 10% процессов. Связано это с тем, что такие продукты часто изменяются и изготавливаются по специальным техническим требованиям заказчика. Созданные на заказ роботы могли бы помочь устранить этот пробел за счет сокращения времени переналадки для автоматизации в тех отраслях, где часто применяется индивидуальная настройка и у продуктов довольно короткий срок эксплуатации. Специализированные роботы будут знать, где хранятся нужные предметы, как их нужно паковать, как взаимодействовать с людьми, как перевозить части из одного места в другое и как перенастроить конвейер. На фабрике, оснащенной такими роботами, процессы станут контролировать люди-работники, а роботы будут им помогать.
Способности осмысливания
Вторая проблема, которая возникает при интеграции роботов в повседневную жизнь, — это необходимость увеличивать их способности осмысливания. Современные роботы обладают только ограниченным
Роботы также не могут справляться с неожиданными ситуациями. Если робот встречает обстоятельства, для работы с которыми он не был заранее запрограммирован или которые выходят за рамки его возможностей, система выдает ошибку и прекращает работу. Часто робот не может сообщить причину такой ошибки. Программы роботов должны быть скорректированы таким образом, чтобы адаптироваться к окружающей обстановке и легче взаимодействовать с людьми, их средой и другими машинами.
Сегодня все, у кого есть доступ к Интернету (в том числе роботы), могут легко получить невероятные объемы информации. Роботы могут воспользоваться этой информацией, чтобы принимать более обоснованные решения. Например, робот для выгула собаки может найти данные о погоде онлайн, а затем использовать свои уже сохраненные данные, чтобы определить идеальную длительность передвижения и оптимальный маршрут: если на улице жара или, наоборот, дождь, то прогулка займет всего несколько минут, а если погода хорошая, то робот выберет длительную прогулку в парк, где есть другие собаки.
Как помочь роботу?
Интеграция роботов в повседневную жизнь также требует более надежной связи между роботами, а также и между роботами и людьми. Несмотря на успехи в беспроводной технологии, до сих пор есть аспекты, которые препятствуют обмену данными между роботами. Все так же трудно моделировать и предсказывать, насколько хорошо роботы смогут общаться в любой среде. Кроме того, эффективность методов контроля роботов, которые полагаются на коммуникационные технологии, используемые сегодня, снижается из-за посторонних сигналов и данных, так как это затрудняет отправление и получение команд. Требуются более надежные подходы к коммуникации, которые гарантировали бы нужную пропускную способность, когда это необходимо. Один из перспективных новых подходов к этой проблеме заключается в измерении качества связи вокруг робота – вместо того, чтобы пытаться предсказать это качество, используя для этого модели.
Гуманоид-робот Kirobo пожимает руку Томотака Такахаси, генеральному директору Robo Garage Co, 26 июня 2013 года.
Коммуникация между роботами и людьми в настоящее время также весьма ограничена. Хотя есть аудиодатчики и программное обеспечение для распознавания речи, чтобы роботы могли понимать основные голосовые команды ("Перенести к двери") и реагировать на них, с точки зрения охвата и словарного запаса такая коммуникация очень ограничена. Более глубокая коммуникация между человеком и роботом позволит последним просить людей о помощи. Оказывается, когда робот выполняет задачу, даже небольшое вмешательство человека полностью меняет способ, которым он решает стоящую перед ним задачу, и значительно расширяет возможности машины выполнить больше работы. Исследовательская группа в Лаборатории информатики и искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте недавно разработала систему, с помощью которой группа роботов собирала мебель из IKEA. Роботы работали вместе, пока части для сборки были в пределах их досягаемости. Когда какая-то часть, например, ножка стола, была вне досягаемости, робот определял проблему и просил человека передать ему нужную деталь, используя для этого предложения на английском языке. Получив нужную деталь, робот продолжал работу по сборке. Способность робота понять ошибку и попросить помощи у человека – это огромный шаг к более эффективному и продуктивному сотрудничеству между людьми и роботами.
Большое спасибо, товарищ робот
Персональные компьютеры, беспроводные технологии, смартфоны и загружаемые приложения демократизировали доступ к информации, и совершенно изменили то, как мы живем и работаем. В будущем роботы внесут свою лепту в эту цифровую революцию, расширяя ее в физический мир и повседневную жизнь, и последствия такого развития будут исключительно важными и серьезными.
В мире, где много роботов, люди могут проснуться утром и отправить личного робопомощника для шопинга в супермаркет, чтобы приобрести фрукты и молоко на завтрак. Возможно также, что однажды вы сможете отправить своего робота в магазин на самоуправляемом автомобиле, а в супермаркете он воспользуется самоуправляемой тележкой, которая будет ехать именно к тем местам, где находятся нужные вам продукты, а также даст вам информацию об их свежести, происхождении и питательной ценности и поможет слабовидящим покупателям безопасно ориентироваться в магазине. Роботы будут помогать людям, автоматизируя физически трудные или утомительные виды работ: вешать полки, мыть окна, подметать тротуары, доставлять заказы клиентам и прочее.
Автор: RoboHunter