Палка-стул из сериала «Теория Большого взрыва». Источник.
Все мы любим технологии. Технологии — это круто, они делают нашу жизнь проще, ярче и комфортнее. Но за каждым успешным изобретением стоят миллионы неудачных попыток, которые порой приводят к появлению бессмысленных или нелепых устройств. О некоторых из них и поговорим в этой статье. Наливайте диетическую воду в умную кружку, присаживайтесь поудобнее, затягивайте умный пояс и начинаем! По мере скролла страницы мы будем все глубже погружаться в мир абсурда. Будет весело.
Приглашаем 10 октября на Selectel Tech Day
Расскажем о новинках на рынке и обновлениях в наших продуктах. Вас ждут доклады, нетворкинг, мастер-классы и вечерняя программа. Участие бесплатное, но нужно зарегистрироваться.
Используйте навигацию, если не хотите читать текст полностью:
→ Кухонная революция
→ Красота требует жертв
→ Мы в ответе за все, что изобрели
→ Оно просто существует
Кухонная революция
Пожалуй, больше всего новых гаджетов придумывают для кухни. Как правило, это обычные кухонные принадлежности, но электрические и с приставкой «умный». Умный нож, умная кофеварка, умный стакан, умная бутылка… Некоторые из этих приборов просто нелепы, но этот превзошел всех. HAPIfork — это вибрирующая умная вилка, которая сообщает, когда вы едите слишком быстро.
Идея в том, чтобы человек не переедал. Цель хорошая, но все мы знаем, что если человек хочет есть, то он будет есть. И никакая вилка его не остановит. А эта вибрирующая вилка за $100 будет только раздражать.
Еще одним трендом для кухонной электроники является гибрид двух несовместимых предметов. Например, радиотостер Breville VTT296 за $70. Не то чтобы радио глупое или тостер глупый, просто их сочетание большинству не нужно.
Или попытка придумать конкретную вещь для конкретного блюда. Как насчет ножниц для пиццы? Зачем вам нож, который знаменует собой человеческую эволюцию и является универсальным? Выбросьте его и разрезайте пиццу со всем изяществом и очарованием, которые вам предоставляют ножницы за 3 000 рублей.
Есть еще банановый слайсер за 150 рублей — кухонный предмет, предназначенный для нарезки целого банана на ровные кусочки одним быстрым движением. Хотя он может показаться удобным инструментом для приготовления фруктовых салатов или начинок, его необходимость сомнительна. Бананы с их мягкой текстурой легко нарезаются обычным ножом, а дизайн бананового слайсера не подходит для бананов разных размеров и кривизны. Это приводит к изобретению, которое, хотя может и будет умеренно полезным для некоторых банановых задач, в значительной степени является лишним на кухне.
Такие продукты олицетворяет тенденцию создания узкоспециализированных кухонных инструментов, которые (в лучшем случае) решают проблемы, связанные с незначительными неудобствами. Существование бананового слайсера на рынке отражает более широкое явление, когда насыщенность кухонных гаджетов приводит к производству предметов с крайне нишевым использованием. Несмотря на намерение упростить обыденную задачу, банановый слайсер или ножницы для пиццы служат юмористическим примером того, когда стремление к удобству в кухонных гаджетах заходит слишком далеко.
Еще одним примером интересного, но бессмысленного творения является Selfie Toaster. Этот тостер за $75 позволяет выгравировать свое лицо или другую картинку на тосте. Хотя это может показаться интересным и увлекательным, в конечном итоге это устройство скорее игрушка.
Selfie Toaster отвечает нашему стремлению к уникальности и самовыражению. Его вполне можно считать крутым, поскольку он сочетает в себе инновационность и вкусный завтрак. Но его бесполезность становится очевидной, когда вы думаете о настоящих возможностях. Тостеры предназначены для равномерного поджаривания хлеба, а Selfie Toaster — не тот случай. На гравировку изображения на хлебе уходит значительно больше времени, а художественная ценность результата все равно оставляет желать лучшего.
Кроме того, любопытство у пользователя к Selfie Toaster быстро угасает, и устройство оказывается скорее прикольным подарком, чем жизнеспособной кухонной машиной.
А вот следующая штука является примером пика ненужных кухонных технологий. С поддержкой Wi-Fi и дорогих фирменных пакетов с QR-кодами. Стоимостью в ошеломляющие 700 долларов (позже ее снизили до каких-то 400 долларов). Блестящий, гладкий, с мигающими огнями, восторженным рекламным текстом и множеством модных слов.
Juicero Press — это большой пресс, который сжимает пластиковый пакет с размятыми фруктами, чтобы получить сок. То есть делает то, что вы вполне можете легко сделать вручную. Или вы можете просто купить сок. Или вы можете (ну это уже совершенно нереально) купить настоящую соковыжималку. Без проверки QR-кодов по Wi-Fi, без того, что было бы равнозначно DRM для сока. На удивление, стартап просуществовал четыре года.
Красота требует жертв
После утоления голода можно позаботиться и о внешнем виде. Представьте: вы бегаете по парку и вдруг понимаете, что у вас через полчаса деловая встреча. Что делать? Все просто! Вы нагреваете 10 литров воды, достаете карманный душ за $40, прикрепляете его к ближайшему дереву — и вуаля, можете принять душ прямо в парке и сразу отправляться на встречу. Однако есть пара технических проблем: где нагреть воду и как спрятаться от любопытных глаз других бегунов.
При этом сама концепция не так уж и нова. В некоторых деревнях такой душ до сих пор в ходу. Разве что, носить его с собой не получится, но и стоит он не 40 долларов.
Следующий образец — Walking Sleeping Bag за $80. Этот спальный мешок был разработан для того, чтобы позволить владельцам ходить, оставаясь окутанными теплом своей постели. Это изобретение добавляет ноги к традиционной конструкции спального мешка, якобы для того, чтобы объединить комфорт сохранения тепла с возможностью двигаться.
Хотя идея может показаться привлекательной, ее практическое применение сомнительно. В жизни мобильность, предлагаемая Walking Sleeping Bag, ограничена, и продукт оказывается скорее громоздким, чем полезным. К тому же, он лишает туриста в походе главного профита спальника — сохранения тепла (попробуйте комфортно поспать, когда у мешка две дырки в ногах).
Тенденции добавлять новую функциональность старым вещам приводят к странным результатам. Например, появлению галстука-фляги FlaskTie за $25.
Ну ладно, вряд ли изобретатели такого галстука всерьез рассчитывали, что вы будете тайком употреблять алкоголь на рабочем месте. Или в заведении, где напитки стоят слишком дорого. Скорее, это еще один прикольный аксессуар для вечеринок с друзьями. Но как бы то ни было, интерес к нему, скорее всего, угаснет быстрее, чем к селфи-тостеру. А ограниченная емкость фляги в сочетании с риском проливания и появления пятен только снижают ее полезность.
Сочетать несовместимые вещи учил еще Гомер Симпсон. Возьмем зонт для обуви. Он, как нетрудно догадаться, предназначен для защиты обуви от дождя и брызг. Установленные на небольшой раме, которая крепится к ноге, мини-зонты призваны сохранять ноги владельца сухими, а обувь — незапятнанной водой или грязью. Хотя эта концепция может понравиться тем, кто стремится сохранить внешний вид своей обуви, практичность и эффективность зонтов для обуви близки к нулю.
Эти устройства не обеспечивают комплексной защиты, особенно в ветреную погоду. Кроме того, их небольшой размер и неудобство крепления к обуви делают устройства менее эффективными, чем просто ношение водонепроницаемой обуви или обычного зонта. Изобретение также рассматривается как модная бестактность, привлекающая больше внимания к ногам владельца. Зонты подчеркивают тенденцию к изобретению продуктов, которые решают очень узкие проблемы в ущерб практичности и эстетике.
Аналогично, можно привести в пример зонт-дрон за 275 долларов. И это, безусловно, один из самых дорогих зонтов, когда-либо произведенных.
Он парит немного над вашей головой и следует за вами с помощью GPS, синхронизированного со смартфоном. Это звучит здорово примерно пять секунд, пока вы не начнете думать обо всем, что может пойти не так. А что, если вы хотите сесть в автобус или поезд? А что, если какой-нибудь прохожий решит схватить его или сбить? А что, если он перестанет отслеживать ваш GPS и просто уйдет по своему собственному курсу?
Даже несмотря на то, что у него нет камеры, вам придется объясняться с каждым встречным полицейским по дороге на работу. И еще у него, как заявляют изобретатели, «долгое время работы от аккумулятора» — целых 30 минут. Так что старайтесь не выходить на прогулку в дождливую погоду, если не хотите, чтобы он врезался вам в голову, оставив вас мокрым, в синяках и сжимающим в руках сломанный кусок техники за сотни долларов.
Некоторые технологии вместо того, чтобы решить проблему, усложняют ее, как следующий пример. Созданная Nokia в сотрудничестве с косметическими брендами Kérastase и L’Oréal, умная расческа Withings Hair Coach является одним из примеров решения несуществующей проблемы.
Эта расческа для волос стоимостью 200 долларов позиционируется как «будущее ухода за волосами» и обеспечивает «комплексную оценку волос», в чем мы все остро нуждаемся.
Помните вилку, которая сообщит вам, если вы будете есть слишком быстро? Так вот, расческа вышла на новый уровень. У нее есть микрофон, гироскоп и акселерометр. Девайс отслеживает технику расчесывания и вибрирует, когда вы расчесываете волосы слишком интенсивно. Затем он использует Bluetooth и Wi-Fi для синхронизации со смартфоном и отправляет вам оценку здоровья волос, показывает прогресс расчесывания в серии графиков и рекомендует определенные процедуры по уходу за волосами.
Ну ладно, у этого продукта хотя бы есть какая-никакая ниша на рынке. Но некоторые изобретения являются всего лишь концептуальными продуктами, которые почти наверняка никогда не увидят свет. Как обувь-пылесос.
За эту модель мы должны поблагодарить японского производителя автозапчастей Denso. Это прототип, разработанный в рамках проводимого два раза в год корпоративного конкурса, чтобы позволить сотрудникам «развивать свои творческие и инновационные концепции дизайна». Если это был один из финалистов, подумайте только, как выглядели проигравшие заявки.
«Экологическая обувь» может похвастаться пылесосами внутри каждой увеличенной подошвы. То есть вы можете пылесосить пол во время ходьбы. Правда, придется позаботиться о необходимости опустошать крошечный пылесборник. Интересно? Пожалуй, да. Практично? Вряд ли.
А как вам умный пояс Belty? Его разработчики утверждают, что это единственное интуитивное и автономное носимое устройство, которое использует ИИ для оздоровления. На сайте говорится, что этот продукт может повысить уровень энергии и улучшить самочувствие. Пояс якобы помогает вам лучше справляться с простыми задачами, такими как ходьба и подъем по лестнице. Он даже может «разговаривать» с вами, посылая вибрации, например, для того, чтобы напомнить вам выпить воды.
Есть некоторое подозрение, что все это рассчитано на людей, которые не слышали о смарт-часах. Что думаете? Сюда же можно отнести кучу разных умных браслетов, колец, шлемов и т. д., которые рекламируются в соцсетях.
Или вот диетическая вода.
Все же пьют воду. Вода — это сама жизнь. А хотите улучшить свое здоровье просто выпивая воду? Диетическая вода избавит вас от всех гадостей, которые несет обычная «жирная вода»!
В 2004 году компания Sapporo, более известная своим пивом, выпустила в Японии Diet Water. Целью этого продукта за $5 было предложить все преимущества обычной воды, но с дополнительными свойствами для снижения веса. И это несмотря на то, что вода по своей природе не содержит калорий. Diet Water от Sapporo была наполнена «пептидами», которые, как утверждалось, помогали в снижении веса, и была нацелена на потребителей, желающих сбросить килограммы без усилий.
Diet Water подчеркивает, насколько пищевая индустрия может расширить границы логики, чтобы привлечь потребителей, заботящихся о своем весе. Она извлекает выгоду из всепроникающего желания быстрых решений для здоровья, создавая рынок для продукта, который переупаковывает одну из бесплатных жизненных потребностей в коммерческий, якобы укрепляющий здоровье товар.
Diet Water часто приводится в качестве примера ненужного продукта, подчеркивая нецелесообразность некоторых тенденций в области здоровья. Этот эпизод в истории маркетинга служит предостережением о важности тщательного изучения заявлений о диетических продуктах и напоминает нам, что не все инновации предлагают реальные преимущества.
Мы в ответе за все, что изобрели
Технологии помогают следить за здоровьем и внешним видом не только людей, но и домашних животных. Например, из недавнего — сушилки для собак и кошек.
Или аквариум для выгула домашних рыбок. Признавайтесь, часто ли вы думаете о том, что пора вывести своих гуппи и сомиков в парк? Если да, то вот вам заполненный водой прозрачный резервуар на колесах с системой подачи воздуха. Его идея в том, чтобы рыбки могли сменить обстановку и обрели опыт прогулок на открытом воздухе. Да, звучит, мягко говоря, странно. Но самое интересное тут даже не бесполезность устройства для животных. Девайс подчеркивает, насколько люди проецируют собственные потребности на питомцев и стремятся любой ценой причинить последним пользу. И неважно, что этой пользы тут, в общем-то, и нет.
Компании выпускают не только вещи для домашних животных, но и самих домашних животных: разного рода тамагочи, куклы, роботы. А в середине 1970-х годов Pet Rock стал культурным феноменом и, возможно, одним из самых бесполезных, но невероятно успешных изобретений. Его создатель Гэри Даль продавал обычные камни как домашних животных. В комплекте шли переносной чехол и подробное руководство по уходу и дрессировке.
Скажете, очередной бред? Возможно, но камни-питомцы продавались миллионами, превратившись в недолговечную, но интенсивную моду. Это изобретение прекрасно иллюстрирует, как умный маркетинг может создать спрос на продукт, который может быть не нужен и функционально бесполезен. Феномен Pet Rock напоминает нам, что иногда самые бесполезные изобретения могут стать памятными частями истории не из-за своей практичности, а из-за способности соответствовать духу времени.
Спустя десятилетия после того, как оригинальный Pet Rock покорил рынок, появилась его современная интерпретация — USB Pet Rock. Все то же самое, но с возможностью подключения к компьютеру по USB. Естественно, камень от этого не обретает способность хранить данные, не улучшает производительность ПК или ноутбука и не взаимодействует с ПО. Это просто камень с кабелем, который занимает USB-порт.
Оно просто существует
Иногда люди изобретают новые вещи просто для того, чтобы было. Ну, знаете, в духе «Пусть пока побудет, а применение придумаем как-нибудь потом». Например, коробка с переключателем. Пользы никакой, смысла никакого, но оно есть. Работает это устройство довольно просто — нужно установить переключатель в положение ВКЛ, а затем рычаг выдвигается из корпуса и переводит переключатель в положение ВЫКЛ.
Иногда производители пытаются эксплуатировать чувство ностальгии покупателей. DVD Rewinder за $16 появился как продукт, который играл на ностальгии по VHS-кассетам. Устройство позволяет… перематывать DVD-диски. Ну круто же, да? Нет? Что думаете? Это еще один памятник технологической избыточности, который предлагает решение несуществующей проблемы. Ладно, справедливости ради нужно отметить, что устройство было задумано, скорее, как шуточный подарок, чем серьезный продукт.
Hushme — продукт, который разработан, чтобы заглушить речь своего пользователя для окружающих. Его позиционировали как полезное устройство на работе, чтобы не отвлекать коллег своими разговорами по телефону.
Многие гаджеты имели бы право на жизнь, если бы не космическая цена. Например, E-M@iler — проводной телефон с ЖК-дисплеем с функцией отправки электронной почты и веб-браузером с коммутируемым доступом. Идея использования электронной почты в телефоне была потрясающей в 2000 году, поэтому концепция имела смысл даже несмотря на то, что она была привязана к фиксированной точке интернет-соединения.
Настоящая проблема была в модели pay-as-you-go («плати по мере использования»). Сам девайс имел вполне адекватную цену, но его эксплуатация была крайне дорогой. Доступ к интернету и электронной почте осуществлялся через премиум-номер телефона, который проходил через собственные почтовые серверы компании Amstrad — она же и продавала устройство. И при этом пользователям еще показывали рекламу на ЖК-дисплее.
В 2002 году компания Xbernaut презентовала на выставке CES носимый ПК Poma. Компьютер работал на Windows CE, стоил 1 500 долларов и не делал почти ничего полезного. Вероятно, он, как и галстук-фляга, был бы неплохим аксессуаром для костюмированной вечеринки, но не более.
И номер один в нашем списке бесполезных гаджетов в истории. NoPhone Zero. Это прямоугольный кусок пластика, который абсолютно ничего не делает. Он такого же размера, как iPhone 5, но без каких-либо функций.
В 2015 году 130 человек пожертвовали в общей сложности 6 500 долларов, чтобы воплотить мечту разработчика NoPhone на Kickstarter в реальность. Zero поступил в производство и продавался по 5 долларов за штуку.
Идея Zero заключалась в том, чтобы он был муляжом для людей, зависимых от смартфонов. Пользователи чувствовали привычный вес девайса, его форму или просто видели черное устройство на столе перед собой. Все бы ничего, только это так не работает. Зависимость от телефона, как и любую другую, нужно лечить под присмотром специалиста, а обманка с пластиком не поможет.
Интересно, что NoPhone Zero не был первым устройством в серии. Оригинальный NoPhone, который все еще доступен по 10 долларов и со скидками на оптовые покупки для пар и семей, поставляется с вырезами и канавками, чтобы имитировать ощущение настоящего смартфона. Есть также версия NoPhone Selfie за 15 долларов — с зеркалом спереди. Самое удивительное из всего этого — NoPhone Air за 5 долларов. Это просто пустая упаковка.
На протяжении всей истории человеческий ум рождал изобретения, которые преобразовывали жизнь, трансформировали общество и двигали цивилизацию вперед. С колесом и интернетом, например, получилось хорошо. С некоторыми другими изобретениями — не очень. Одни из них бесполезны по изначальной задумке автора, другие просто оказались неэффективными в силу развития технологий. Есть и те, которые нужны лишь для потакания нашим спонтанным желаниям.
Перечисленные изобретения служат юмористическим напоминанием о том, что не все инновации облегчают жизнь и иногда лучше придерживаться основ. Не каждая проблема требует высокотехнологичного решения, особенно когда есть более простые и эффективные альтернативы.
Автор: El_Gato_Grande