Fujitsu: японский IT-гигант родом из эпохи Тайсё

в 11:54, , рубрики: инфраструктура, история, технологии, япония
Fujitsu: японский IT-гигант родом из эпохи Тайсё - 1

Идея возникновения будущей крупнейшей технологической корпорации возникла в 1923 году, сразу после Великого землетрясения Канто, разрушившего почти полностью коммунальную инфраструктуру Токио и Йокогамы. Экономические потери страны составили порядка 5,5 млрд долларов по курсу того времени или 17 млрд — по нынешнему.

Так как природное явление повредило также телефонные линии и подстанции, власти, восстанавливая утраченное, решили внедрить автоматические коммуникационные системы, которые только начали распространяться в то время в Европе и США.

В развитие этого проекта внесла свой вклад и компания Fuji Denki Seizō K.K. (на официальном сайте корпорации ее называют Fuji Electric Co., Ltd.). Она действовала в партнерстве с Siemens AG и Furukawa Denki Kōgyō. На первых порах фирма занималась поставками зарубежного телекоммуникационного оборудования, но затем — стала создавать собственные системы подобного профиля.

В 1935 году из состава сформированной корпорации выделили отдельное подразделение — компанию под названием Fuji Tsūshinki Seizō, впоследствии ставшей Fujitsu Limited.

Как объясняется на официальном сайте корпорации, используемый первоначально бренд Fuji расшифровывался так: «Fu» происходило от имени основателя компании Furukawa Ichibei, а «Ji» — от слова Siemens (но в японском произношении).

Дальнейший рост корпорации можно проследить хронологически так:

  • После Второй мировой войны фирма занималась восстановлением телекоммуникаций в Японии, получив соответствующее разрешение от правительства;

  • В 1954 году в фирме под руководством Тосио Икэда был создан первый японский компьютер FACOM100 (Fuji Automatic Computer). Этот агрегат вскоре испробовали в деле: профессор Хидэки Юкава (первый японский нобелевский лауреат по физике) попросил компьютерщиков провести расчет сложного кратного интеграла. Это задание было выполнено за три дня. Если бы процесс выполняли люди, то результаты аналогичных расчетов был бы представлен лишь через два года;

  • Позже были презентованы общественности модели компьютеров FACOM128A и FACOM128В. Основа 128A — перекрестный коммутатор. Пространство памяти общего назначения для вычисления — 180 слов. Одно слово состояло из 69 бит, включая избыточный раздел для самопроверок. Кроме памяти общего назначения, в компьютере действовала ленточная память, память печати, специальная память и другие пространства памяти. «Вычисления выполнялись в десятичной форме, но сами числа выражались в виде двоично-пятеричных десятичных кодов, состоящих из семи бит, чтобы использовать возможность самопроверки». 128В считался более шустрым, чем 128А. Кроме того, он имел подробное руководство пользователя (что считалось на тот момент настоящим прорывом);

  • Успех разработки  FACOM128В был такой, что корпорация в течение нескольких лет после презентации техники занималась созданием суперкомпьютеров для научно-исследовательских организаций. 

После 1959 года пятый президент компании Кэндзиро Окада под лозунгом «Бесконечный рост» решил сделать ставку на развитие компьютерной техники. Именно Окада создал два отдельных подразделения внутри фирмы — телекоммуникация и компьютеры (но прогнозировал, что в дальнейшем эти направления сольются воедино). «Учитывая, что на компьютерное подразделение приходилось менее 10% выручки от продаж в то время, это [перепрофилирование организации] было знаменательным решением для компании».

В 1968 году фирма передала банку Dai-Ichi первую японскую онлайн-систему для обслуживания депозитов. Также компания в указанный период времени активно занималась разработкой полупроводниковых компонентов для компьютеров и коммуникационных устройств.

В 1970-е корпорация немного меняет вектор стратегического развития: с Hitachi было заключено соглашение об использовании IBM-совместимой архитектуры. Параллельно фирма вкладывает деньги в образовавшуюся корпорацию Amdahl Corporation — вместе они разрабатывают IBM-совместимые системы.

Хотя компания и делала ставку на развитие компьютеров, на рынок потребительской электроники подобного толка она вышла с опозданием, относя ПК к продуктам для хобби.

Именно поэтому первые персональные компьютеры корпорации были представлены лишь в 1981 году (FM-8 и FACOM 9450). В 1989 появился FM TOWNS. Этот гаджет использовал оригинальную операционную систему, оснащался приводом CD-ROM. Как отмечается на официальном сайте, проект привлек большое внимание как 32-разрядный ПК, способный обрабатывать музыку, изображения и программы одновременно. Цена блока была от 338 тысяч иен, а основная память — от 1 до 6 МБ. 

В 1995 фирма представила еще один проект — FMV Towns, стоивший значительно меньше своего предшественника (за настольную модель надо было заплатить от 178 тысяч иен, за ноутбук — от 228 тысяч иен).

В 1999 создается дочерняя компания Fujitsu Siemens Computers (в 2008 Siemens объявила о выходе из совместного предприятия). 

Потеря партнера не повлияла на стратегические планы корпорации: к 2010 году в список выпускаемых Fujitsu продуктов входили — высокопроизводительные серверы, системы хранения данных корпоративного класса, стационарные компьютеры, ноутбуки, планшетные компьютеры, рабочие станции. При этом ряд компонентов для указанных гаджетов создавались на собственных заводах корпорации.

На волне такого роста в компьютерном секторе — не забывали руководители компании о поэтапном расширении как в своем «стандартном историческом» профиле — рынке коммуникаций, так и в иных технических секторах. Это касалось не только увеличения перечня предоставляемых партнерам услуг, но и создания новой технологической продукции (например, в 1991 фирма представила кондиционер с первым в мире λ-образным теплоприемником).

Казалось, что успешному росту компании ничего не мешает. 

Однако в 2014-2015 годах фирма заявила о возникновении финансовых проблем. Подразделение, занимавшееся выпуском компьютеров и телефонов под маркой Fujitsu, внезапно показало убыток в размере 10,1 млрд иен за два года (4,6 млрд — за 2015, 5,5 млрд — за 2014). Компания была вынуждена объявить о реструктуризации и переходе на новые рельсы — создании техники, относимой к интернету вещей.

В 2016 году фирма уволила 2200 своих сотрудников. 

В 2017 — Fujitsu продала свой компьютерный бизнес Lenovo, в 2018 — отказалась от производителя чипов Fujitsu Electronics (также были реализованы компании Mie Fujitsu Semiconductor, занимавшаяся полупроводниками, и Fujitsu Connected Technologies, которая создавала смартфоны).

Вместо этих направлений — Fujitsu объявила о цифровой трансформации. На нее было выделено 5 млрд долларов в 2019 году.

В 2022 году стали известны первые результаты новой политики. Собственные мейнфреймы и сервера на базе ОС Unix планируют вывести из продажи. Клиентам предлагается перевести все в облачные сервисы (таковым, например, является Fujitsu Uvance).

А что с интеллектуальной собственностью фирмы?

Компания сейчас активизировалась в сфере искусственного интеллекта и 5G. В результате — по итогам 2023 года Fujitsu в Японии заняла первое место по количеству зарегистрированных патентов в сфере компьютерных технологий. Темп не сокращается и в 2024: в первом квартале этого года фирма Fujitsu General направила патентных заявок на 239% больше, чем за три последних месяца 2023. 

Что касается оформленного Fujitsu товарного знака, то он, например, по рейтингу Interbrand в 2024 стоит 1523 млрд долларов. 

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков  и других объектов интеллектуальной собственности.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

Автор: Oksana_Nedvigina

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js