Цена акций Tesla на момент создания этого материала превышала 1500 долларов США (после коррекции с уровня 1700). Будет ли она дальше расти? Это финансовый пузырь или компания будущего? Давайте разбираться.
Американская компания Tesla Motors (Пало-Альто, Калифорния) основана как стартап в июле 2003 г. М. Эберхардом и М. Тарпеннингом, позже покинувшим организацию. Названа в честь физика Николы Теслы. Продукция: электромобили, автономные (беспилотные) средства передвижения, решения для хранения электроэнергии. Тикер на бирже NASDAQ: TSLA.
Структура выручки:
- Автомобили — 94%
- Оборудование для солнечной энергетики — 4%
- Продажа квот на выбросы парниковых газов — 2%
На текущий момент компания является самым большим автопроизводителем в мире по капитализации: после того, как 2020 году стоимость акции превысила 1400 долл., она обогнала своего последнего соперника по данному параметру — концерн Toyota.
Роль личности
Генеральным директором, идейным вдохновителем и «лицом» компании является Илон Рив Маск (род. 28.06.1971). В отличие от большинства руководителей других автомобильных компаний, Маск является медийной персоной, открытой для общения с публикой и способной на экстравагантные поступки и высказывания, которые сразу же становятся поводом для публикаций в СМИ. Следствием такого имиджа явилась впечатляющая известность Маска. А известность, является одним из стимулов доверия инвесторов.
Впрочем, в настоящее время это доверие основывается на медийности персонажа далеко не в первую очередь. Компания активно производит инфоповоды не только громкими фантастическими заявлениями «первого лица», но благодаря достижениям и реальным фактам.
За плечами у Маска солидный бэкграунд, который много может сообщить инвесторам. Его основные вехи:
- создание первой платежной интернет-системы PayPal
- создание первой частной космической компании SpaceX (30 мая 2020 года был произведен первый пилотируемый запуск космического корабля, являющегося собственной разработкой компании, впервые продемонстрировавшей возможность автоматического возвращения на космодром отделившейся ступени ракеты)
- создание нескольких в той или иной степени успешных разнопрофильных компаний (искусственный интеллект, нейроинтерфейсы, солнечная энергия, строительство).
- превращение стартапа Tesla в наиболее известную в мире фирму-производителя электрических и автоматически пилотируемых автомобилей.
Эти заслуги стимулировали инвесторов много лет терпимо относиться к хронической убыточности компании.
От чего зависел рост акций Tesla в 2019-2020 годах?
Все значимые достижения компаний Маска сопровождались ростом акций Tesla. Так, после «просадки» летом 2019 года, вызванной превзошедшим прогнозы убытком Tesla во втором квартале, стоимость акций резко выросла с $253 до $315 в конце октября 2019 года и пошла далее в рост в связи с впервые полученной компанией прибылью. В ноябре того же года была проведена презентация Tesla Cybertruck — пассажирского грузовика компании с грузоподъемностью приблизительно в 14 тысяч фунтов (6350 кг), который заинтересовал обширное фермерское сообщество США. Декабрьский подьем был связан с запуском завода Gigafactory 3 в Шанхае (инвесторов впечатлил не только сам запуск и начало производства кроссовера Model Y, но и срок, прошедший с момента закладки до запуска Gigafactory 3 — менее 10-ти месяцев). В целом же стало ясно, что после десятилетия невыполненных обещаний и убытков компания перешла в фазу стремительного роста. С 23 октября 2019 года по 3 февраля 2020 года акции Tesla выросли более чем на 300% и достигли отметки в $780. Вскоре они подорожали еще на 13,7% — до $887,06.
В феврале-марте 2020 года, когда мировые рынки обрушились из-за пандемии коронавируса, акции отправились в «долину смерти» (несмотря на мартовское начало продаж спортивного внедорожника Model Y), растеряв свой рост до уровня начала января. В апреле они вновь начали расти в цене, пережив взрывной подъем в конце мая — начале июня. Во многом это было связано не только с понижением цен на Model 3, Model X и Model S в целях сохранения динамик продаж, но и с успехом космической программы Маска: 30 мая компанией SpaceX был успешно запущен космический корабль Crew Dragon. Запуск ознаменовал начало эпохи частной пилотируемой космонавтики* и возобновление программы пилотируемых космических полетов в США после девятилетнего перерыва. Для инвесторов же это послужило явным сигналом: «Если у этого парня получилось с ракетой, то и с беспилотным электрическим автомобилем тоже получится».
Агентство Bloomberg связало рекордное подорожание в июне 2020 года с растущим спросом на бюджетный электрокар Tesla Model 3 в Китае на фоне снятия карантинных мер. В июле — с продолжением майской программы по стимулированию спроса (снижение цены на спортивный внедорожник Model Y) и ожиданием новостей по улучшению аккумуляторных батарей.
*Произведя запуск, Маск обошёл Virgin Galactic Ричарда Бренсона которая претендовала на роль первой частной космической фирмы, но ни одного собственного запуска так и не произвела. Согласно сообщению The Verge от 22.06.20202, Virgin Galactic возьмет на себя роль посредника между SpaceX и NASA в подготовке туристических полетов на МКС.
Неоправданный рост?
Таким образом, с начала 2020 года цена акций Tesla выросла в пять раз. По мнению ряда аналитиков, стремительный рост стоимости компании Tesla выглядит неестественно на фоне относительно небольшого количества её материальных активов и текущего состояния рынка электромобилей. Так, в 2019 году продажи автомобилей компании составили менее 4% от продаж Volkswagen — глобального лидера по данному показателю. К тому же у компании всего 4 завода (пятый строится в Берлине, шестой планируется в Техасе), а концерн Toyota motor имеет 50 заводов. Аналитик Morgan Stanley Адам Джонас отмечает: «Возможно, стоит напомнить инвесторам, что на долю автомобилей на аккумуляторах приходится не более 2% от глобального объема продаж. Иными словами, примерно 98% автомобилей в мире все еще работают на двигателях внутреннего сгорания». Он присвоил Tesla рейтинг Underweight («хуже рынка») и целевую цену в $360 за акцию.
Вера в мечту
По факту инвесторы готовы сейчас платить за компанию в 30 раз больше, чем она стоит. В середине июля 2020 года, когда цена акции Tesla составляла 1500 дол., аналитик американского инвестиционного банка Piper Sandler Александр Поттер указал в корпоративном обзоре, что бумаги Tesla в ближайшее время могут увеличить стоимость до $2322 за акцию. На это Илон Маск оставил под обзором в «Твиттере» Piper Sandler комментарий «Вау».
«На наш взгляд, Tesla является самой влиятельной компанией в транспортной экосистеме, и вряд ли это изменится в ближайшее десятилетие, — заявил Поттер. Трудно понять, как конкуренты смогут догнать Tesla, — добавил он».
Поттер считает, что валовая прибыль Tesla может вырасти на 30%, когда клиентам станут доступны автомобили с технологией полного автопилота (о приближении к созданию такой технологии Маск сообщил в июле). Высока вероятность того, что к 30-м годам, компания сможет продавать автомобили по себестоимости или даже ниже, но при этом получать высокую операционную прибыль, считает эксперт.
Вместе с тем, сервис Refinitiv, публикующий консенсус-прогноз по акциям Tesla, составленный группой из 33-х аналитиков, находится почти на 50% ниже текущей цены. А инвесторы ждут финансовые результаты второго квартала 2020 года, которые Tesla опубликует в июле.
Четыре фактора лидерства
Следует выделить четыре фактора, которые очень сильно подкрепляют веру в значительно более высокие ценовые рубежи акций Tesla:
- удовлетворение cильной потребности общества в переходе с двигателей ДВС на более экологичные виды транспорта;
- успехи в разработке новых аккумуляторов;
- успехи в разработке полного автопилота (9 июля Маск анонсировал переход на данную технологию до конца 2020 года);
- возможная монополия Маска на полеты для колонизации Луны и Марса, куда он пропустит только автомобили Tesla.
Риски покупки акций Tesla
С начала года акции Tesla по прибыльности превзошли биткоин, который до этого считался лидером по прибыльности среди всех существующих активов. Этот факт заставил многих вспомнить о таком же быстром падении биткоина со своего максимума в конце 2017 года — почти в семь раз. Столь активный рост вкупе с переоцененностью компании заставил многих инвесторов ещё на уровне 800 дол. за акцию задуматься о продаже. В настоящее время действительно многие от акций избавляются, а биржевые аналитики осторожно советуют воздерживаться от покупок бумаг Tesla.
Рассмотрим факторы, которые помимо давно назревшей технической коррекции, могут вызвать существенный откат котировок.
Падение рынка
Падение рынка, вызванное экономическим кризисом и пандемией коронавируса, может затронуть и акции Tesla, которые сейчас являются фактически единственным драйвером роста американского рынка. Но даже такая лидирующая компания удара глобальных кризисных явлений может не выдержать.
Кто-то обгонит
Несмотря на то, что Tesla сопутствует успех в разработке новых технологий, конечный результат может оказаться не столь впечатляющим. Что если не произойдет внедрения обещанной технологии полного автопилота к концу 2020 года, или сверхпроизводительные аккумуляторные батареи будут созданы не Tesla а, к примеру, Lucid Motors? Ревностно к успехам Tesla относятся Porshe, Ford и General Motors. Перспективная Nicola Motor готовит к серийному выпуску электрогрузовик. К созданию оригинального электрокара проявляет интерес и глава Amazon Джефф Безос. Volkswagen в 2020 году запускает собственный бренд электромобилей. «Это гонка, — заявил глава Volkswagen Герберт Дисс агентству Bloomberg на Давосском форуме. — Мы уверены, что сможем угнаться за Tesla, а в какой-то момент даже обогнать ее». По прогнозу исследовательской фирмы Wood Mackenzie, к 2028 году Volkswagen обгонит фирму Маска.
Превосходство недоброжелателей
Сравнивая Tesla и Toyota, мы увидели, что, несмотря на разницу в динамике развития, Toyota многократно превосходит Tesla по многим параметрам (объективно Tesla – маленькая компания). На рынке ДВС гигантов с большими возможностями присутствует достаточно. Мы также не можем исключать лоббистской деятельности нефтяных магнатов и реализации интересов политических кругов целых стран (например России и ОАЭ). Эти очень разнородные и даже враждебные друг другу силы вполне могут объединить усилия ради «окончательного решения проблемы Tesla».
Ненадежность Маска
Сам Илон Маск, несмотря на свою последовательность в достижении целей, не всегда выглядел достаточно надёжно с точки зрения инвестора. Когда-то он продал платежную систему PayPal, так почему ему не может прийти в голову продать и Tesla?
Выводы
Вышеперечисленные факторы могут сильно повлиять на стоимость акций как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе (до конца 2020 года). В любом случае, отчет по финансовым результатам компании за второй квартал, который выйдет 22 июля, даст для краткосрочных инвесторов более четкую картину.
Что касается инвесторов, придерживающихся долгосрочной стратегии, то им лучше дождаться коррекции бумаг, и приобрести их на локальном минимуме. Даже несмотря на перекупленность, по нашему мнению, бумаги Tesla далеки от своей пиковой цены. Если указанные выше риски не реализуются (мы допускаем реализацию хотя бы одного из них на уровне вероятности 10-15%) и позитив в развитии компании сохранится, то на наш взгляд, цена акции достигнет уровня 7-10 тыс. дол. в течение ближайших 5-и лет.
Автор: Дмитрий Исаков